Пожарные автомобили

Пожарный автомобиль – незаменимое оборудование, которое используется при проведении аварийно-спасательных работ. Пожарная техника делится на типы. Одни пожарные авто служат для перевозки средств тушения, другие – огромные «насосы» для подачи воды из природных источников.

В статье поговорим о том, чем оснащена пожарная машина, какие разновидности техники встречаются в нашей стране и как менялись автомобили.

Краткая история пожарных автомобилей в России

Пожарные составы существовали задолго до изобретения автотехники. На Руси на место ЧС спасательные отряды доставляли обозы. Но городские жители не спешили уступить дорогу колеснице, тогда конструкторы задумались над модификацией повозок.

В 1890-х был представлен проект прообраз светозвуковой пожарной сигнализации. Авторство принадлежало обер-полицмейстеру города Москвы А. Власовскому. Специалист снабдил обозы горящими факелами (выполняли роль проблесковых маячков) и сигнальными рожками. Это стало своеобразным «прорывом» – пожарный обоз привлекал внимание горожан и был заметен в ночное время.

В то же время оперативности повозкам не хватало, а лошади пугались огня. Инженеры хотели создать специальные автоматизированные перевозки.

«Пионером» российской пожарной техники стал автомобиль, выпущенный более 100 лет назад. В 1904 г. фабрика «Фрезе и К» сконструировала машину, способную доставить 10 спасателей. Автомобиль был укомплектован двумя лестницами, пожарным рукавом и колонкой гидранта для подачи воды.

Более модифицированную модель несколькими месяцами позже представила компания «Г. А. Леснер». Их детище вмещало экипаж из 14 пожарников. Оснащался автомобиль насосом, цистерной, колонкой гидранта для подачи воды, а также пожарными рукавами.

В 1930-х наладилось производство пожарных насосов. Первая модель – АМО-Ф-15 – оснащалась двигателем мощностью в 30 кВт. Насос подавал порядка 900 литров воды в минуту.

В эти же годы специалисты представили первые модели для освещения места происшествия. К концу 1930-х автопром наладил производство пожарной техники. Но большая часть автомобилей выходила на линию в крупных городах. В отдаленных районах вплоть до 1940 использовали старый метод – обозы.

С 1950-х спецмашины появились во всех уголках страны, их производство приобрело массовый характер.

Сегодня лидерами российского рынка остаются автомобили компаний «ЗИЛ», «МАЗ», «КАМАЗ», «УРАЛ». Нередко компании закупают технику итальянского бренда «Ивеко». Мощность этих моделей в десятки раз выше, чем у «старичков». Последние ушли «на покой», посмотреть на них можно в музее МЧС.

Что собой представляет пожарная машина

Определение техники следующее: это мобильное средство, предназначенное для пожаротушения. Но применение новых автомобилей одним лишь уничтожением огня не ограничивается.

Существует ряд классификаций пожарной автомобильной техники. Выделяют основные машины, автолестницы (АЛ), автоцистерны (АЦ), установки для дымоудаления, в которых используется воздушно-механическая пена, с насосом высокого давления (АВД) и т. д. В зависимости от тактико-технического применения комплектация и то, как выглядит транспорт, разнятся. Ниже предлагаем рассмотреть описание оборудования «классической» пожарной машины, выезжающей на место ЧП.

Пожарная машина

Из чего состоит

В состав кузова входит салон с сидениями для сотрудников пожарной службы, насосы различных мощностей, резервуары для спецсредств (порошковых огнетушителей и др.), отсеки для дополнительного инвентаря (щитов, шлангов), средства связи. В основе лежит шасси высокой проходимости. Кабину могут быть передние, фронтальные и задние, в зависимости от расположения относительно двигателя. В кабине водителя расположены многочисленные датчики, отслеживающие работу автомобиля.

Основные параметры

Размеры пожарной машины, в зависимости от завода-изготовителя, разнятся. Габариты КАМАЗа 43114 (наиболее распространенного в РФ), выглядят так:

Длина – 8000 миллиметров, ширина – 2500 миллиметров, высота – 3380, вес – 15535 килограммов. АЦ вмещает шесть бойцов пожарного расчета.

Средняя скорость пожарных авто – 45 километров в час на шоссе с ровным покрытием и 25 километров в час на труднопроходимых дорогах.

Пожарные авто применяются при разных температурах и в зависимости от этого подразделяются на умеренные, северные и тропические.

Примечательно, что автомобили, выпущенные в Японии и США, имеют другие габариты. Их применение у нас допустимо, но техника должна отвечать требованиям ГОСТов и беспрепятственно входить в пожарные проезды. Согласно нормативным документам, ширина последних – от 3,5 до 6 метров (зависит от высоты здания). Автомобиль должен уместиться в это пространство и спокойно в нем развернуться.

В целом же устройство американских, японских и российских агрегатов схожее. Единственное отличие – зарубежная техника оснащена большим количеством автоматики (встроенная фото- и видеофиксация происходящего, к примеру).

Спецтехника оснащена мощными фарами и дополнительными световыми сигналами, говорящими о целевом предназначении автомобиля остальным участникам дорожного движения. Кроме того, пожарный транспорт отличает расцветка. Оборудование пожарной базы имеют яркий окрас, который регламентирован законом.

Цветографические схемы

В РФ и многих зарубежных странах пожарная автотехника окрашивается в красный цвет. На кузов спецмашины, на двери кабины, также наносят контрастные белые полосы. Их предназначение – уместить данные пожарной части или название частной противопожарной организации. На боковой полосе также указывают номера автомобиля и его территориальную принадлежность. Колеса окрашены в черный цвет.

Цветографическая схема пожарного автомобиля на базе грузового шасси

Тревожная сигнализация

Для звукового оповещения используют сирены. Характеристики их могут отличаться: мощность «сигналок» варьируется от 250 до 650 Гц.

Звук подается посредством постоянного тока, отработанными газами движка. Сам сигнал включается каждые 2 секунды.

Классификация пожарных автомобилей

Сейчас пожарно-техническое оборудование подразделяется на несколько типов. Техника общего применения необходима в условиях городов и сельской местности. Есть и другие агрегаты: они доставляют спасателей на сложные объекты: аэродромы, нефтебазы. Ниже рассмотрим основные отличия общих и модифицированных пожарных автомобилей.

Общего назначения

К этому типу относят следующие:

  1. АЦ.
    • Эти модели оснащены насосами, отсеками для огнетушащих материалов, а также инвентарем для их подачи к месту ЧП. В качестве подъемных платформ в АЦ могут быть лестницы или коленчатые подъемники (подъемные стрелы с люлькой).

      АЦ пожарная
  2. Насосно-рукавная техника.
    • Доставляет спасателей, оборудована комплексом пожарных рукавов, насосами, классическим инвентарем для тушения пламени.

      Автомобиль насосно-рукавный (АНР)
  3. Машина первой помощи (АПП).
    • Автомобили на шасси, относящиеся к классу легкой техники. Оснащены насосом, набором специального пожарно-технического оборудования. Такой тип эффективен для аварийно-спасательных работ на небольших пожарах, начальных стадиях.

      Пожарный автомобиль первой помощи

Целевого

На сложных объектах для аварийно-спасательных работ нужна специальная «тяжелая пожарная артиллерия». На предприятиях нефтегазовой промышленности, химических заводах, аэродромах обычные «пожарки» могут не справиться.

На помощь людям приходит техника целевого назначения. Она отличается от классических авто. Список «автопрофессионалов» выглядит так:

  1. Аэродромные.
    • Этот тип используется для устранения пламени в аэропортах.
  2. Техника порошкового тушения.
    • Эти модели снабжены резервуарами для порошковых огнетушащих средств, баллонов с газом, лафетным и ручным стволами для доставки личного спасательного состава.
  3. Авто пенного тушения.
    • Содержат насосы, емкости с пенообразователем, устройства для подачи и дозирования вещества.
  4. Техника газового тушения.
    • Такие модели используются в закрытых помещениях. Снабжена баллонами для сжиженных, сжатых газов и специальным техническим оборудованием для их подачи. Эффективны при аварийных работах на химзаводах.

Специальные

Есть в пожарных автопарках и другая техника, предназначенная для помощи и ремонта основной. В РФ таких «помощников» насчитывается около 50 моделей. Ниже рассмотрим основные.

Вспомогательные

Для того чтобы сэкономить время автомеханикам, в частях пожарной охраны присутствует машина диагностики. Это отдельный автомобиль, который может «поставить диагноз» поломавшемуся агрегату, чтобы оперативно провести ремонтные работы.

В условиях севера надежным помощником выступает автомобиль отогрева. Она быстро приводит в боевое состояние замерзшую технику.

Для быстрого очищения места происшествия от смога используется автомобиль дымоудаления (обозначение «АД»). Этот инструмент позволяет наладить видимость в зоне пожара.

Также с огнем и его последствиями работают пожарный прицеп, лестницы, штабные авто газодымозащитных служб, передвижные компрессорные станции, автолаборатории.

Пожарные машины нового поколения

В 2022 пожарные автомобили снабжены автоматической системой управления. Это позволяет сэкономить драгоценные минуты на месте ЧП, не отвлекаясь на ручные манипуляции.

Например, заполнить насосы возможно одним нажатием кнопки. Десятилетия назад это делали самостоятельно.

Увеличился в новых моделях и функционал. Так, один автомобиль может выполнять работу трех агрегатов: иметь функцию тушения, АПС, поднимать спасателей на высоту.

Строительство высотных зданий заставило инженеров модифицировать подъемные возможности техники. Самый высокий автоподъемник может доставить лестницу на высоту 112 метров! При этом платформа надстраивается на шасси разных моделей.

На заметку. Похвастаться новыми моделями может и российский рынок. Так, пожарный комплекс под названием «Гюрза» может разрезать металлические преграды. Это дает возможность бригадам подобраться к центру пожара и спасти жизни людей, заблокированных в зданиях.

Итак, пожарная техника за последние сто лет прошла серьезный путь технической модернизации, было создано много новых моделей.

Пожарные обозы, еще функционировавшие в начале 1900-х, заменили автоматизированные системы.

Сегодня пожарная автотехника не только тушит «классические» пожары, но и ликвидирует пламя в экстремальных условиях: в портах, нефтебазах, на химических заводах.

Конструкторы учитывают современные реалии, создавая усовершенствованную технику, которая может удалить дым, добраться до балконов небоскребов и оперативно ликвидировать пламя на химическом предприятии. Главное – верно оценить ситуацию и подогнать нужный автомобиль.

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector