Отвод вагонов с горючими грузами при пожаре

Машинист моторвагонного подвижного состава (локомотива) является главным ответственным за пожарную безопасность лицом. Совместными усилиями локомотивной бригады поезд подготавливается к остановке, после чего осуществляется отвод вагонов с горючим грузом при пожаре. В зависимости от типа подвижного состава используется тот или иной алгоритм действий.

Действия локомотивной бригады при пожаре

Возгорание «товарняков» с опасными грузами и взрывчатыми материалами (ВМ) требует соблюдения повышенной техники безопасности. Действия локомотивной бригады при авариях (пожарах) отражаются в инструкциях для персонала, обслуживающего тепловозы, электровозы или локомотивы.

В первую очередь

Машинист связывается с поездным диспетчером или диспетчером ближайшей станции по пути следования с целью сообщить о возгорании. Специалисты вызывают пожарный поезд на условное место остановки. С этого момента машинист действует согласно положениям об аварийной остановке.

Он рассчитывает, на какое расстояние лок. бригада при пожаре производит отвод горящих вагонов, с учетом нескольких факторов:

  1. Рельеф (стоянка осуществляется на местности без уклона, как правило, в непосредственной близости от станции, чтобы подъезд пожарного состава или другой техники был свободен).
  2. Ж/д коммуникации и постройки (вагоны отводятся от мостов, тоннелей, трансформаторов, хозяйственных построек).
  3. Опасность груза (составы отводятся в случаях, если ВМ относятся к 1–3 классу, а также когда принятые меры по тушению неэффективны).

Важно. Машинист должен убедиться, что горят составы с ВМ. Он вскрывает пакет с документами на груз из горящего и соседних с ним вагонов. В экспедиционных документах указывается, к какому классу относится груз и чем его тушат. Продолжают движение до станции лишь при отсутствии ВМ или невозможности определить категорию груза без остановки (номер вагона). В остальных случаях применяется экстренное торможение. Последовательность действий на различных моторвагонных составах отличается ввиду специфики тяговой силы (электричество, дизельный мотор, тепловая энергия).

Отвод вагонов с горючими грузами

При пожарах на пассажирском локомотиве безопасным расстоянием отвода вагонов считается 50 м. Если же речь заходит о том, на какое расстояние отводятся вагоны с горючими грузами при пожарах, то здесь машинист руководствуется не только инструкцией, но и аварийными карточками взрывоопасного груза.

Вагоны с горючими грузами отводят на расстояние 200 м (и более) от основного состава, при транспортировке взрывоопасных материалов – на 800 м. Перед торможением поезда выбирается участок, в радиусе 200 м от которого не находятся пожароопасные объекты (лес, частный сектор застройки, склады, трансформаторные будки ЛЭП и т. д.). Над горящим составом не должны находиться следующие участки воздушных ЛЭП: гибкие поперечины, секционные изоляторы, воздушные стрелки.

Отвод вагонов

Отвод электровоза

Остановка электропоездов осуществляется после отключения токоприемника. Если пожар возникает на крыше, машинист докладывает об этом диспетчеру станции – участок остановки обесточивается (заземляется). Только после этого экипаж выходит на пути, устанавливает тормозные башмаки, производит отвод частей состава на ремонтный участок (по возможности).

Если горит взрывной материал или сжиженный газ в цистернах, электровоз останавливают на участке, который подходит для аварийных ситуаций согласно безопасному радиусу, указанному в карточке экспедитора.

Пожар на электровозе

Отвод тепловоза

К тушению тепловозов приступают до фактической остановки, так как электричество не выступает в роли тяговой силы локомотива. Помощник машиниста включает противопожарную установку тогда, когда аварийная карточка груза прямо указывает на возможность тушения материалов при помощи автоматики. Во всех остальных случаях лок. бригада дожидается пожарного спецтранспорта, предварительно проведя отцепку и закрепление горящих секций.

Внимание! При повреждении моторного (силового) блока (тепловоза, электровоза), поломках оборудования и электропроводки его отводят на расстояние от секций, равное 50 м. При риске распространения огня между вагонами их также разводят по путям с соблюдением интервала в 200 и 800 м. Запрещается тушить грузовые составы, охваченные огнем, подручными средствами и огнетушителями.

Меры безопасности при тушении пожара

Заключаются в подборе огнетушащих составов для ВМ, а также соблюдении безопасного расстояния от контактных проводов (под напряжением). Основы техники безопасности для лок. бригад приводятся в таблице.

ЭлектрооборудованиеПри возгорании токопроводящих кабелей и оборудования к тушению приступают после отключения тока и заземления контактов, о чем предупреждает энергодиспетчер (с разрешения электромонтера). Для этих целей используют хладоновые и углекислотные огнетушители, но только после заземления сети и проверки ее киловольтметром. На тепловозах тушение осуществляется автоматическими установками.
ЗащитаПерсонал поезда надевает диэлектрические перчатки при тушении. Перевозка токсичных веществ требует специальных средств защиты (противогазы, спецкостюмы).
Расстояние до контактовЗапрещается приближаться к воздушным линиям под напряжением в радиусе 2 м. Если контакты оборваны, то расстояние увеличивается до 10 м в радиусе от места их заземления. При отсутствии заземления водные и пенные огнетушители использовать нельзя.
Основные работыПожарный транспорт с водой (пеной) ставится на пути на безопасном расстоянии. Работы производятся после обесточивания участка.
Огнеопасные цистерны, запломбированные вагоны с ВМПосле отцепки секции лок. бригада удаляется от места возможного взрыва, не принимая самостоятельных решений по тушению.
Аварийная карточка грузаСодержит краткое руководство (инструкцию) при пожарах в составах с ВМ. Его изучают с целью тушения огня до приезда спасателей.

Порядок остановки поезда зависит от того, на какое расстояние локомотивная бригада при пожаре производит отвод от ВМ конкретной категории. Рекомендуемое минимальное расстояние между вагонами составляет 200 м. Однако, некоторые категории грузов требуют соблюдения большей дистанции. Поэтому лок. бригада обязана ознакомиться с инструкцией по грузу сразу после обнаружения признаков пожара и сообщить об этом МЧС по радиосвязи.

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector