Порядок действий машиниста при обнаружении пожара в локомотиве

При следовании железнодорожного состава с горящим вагоном машинист сообщает о пожаре по требуемому техникой безопасности алгоритму. На основании оповещения ответственные лица приступают к выполнению обязанностей при аварийных ситуациях. В статье рассмотрим, что должен сделать машинист при обнаружении пожара в локомотивах.

Действия машиниста при обнаружении возгорания

При любых воспламенениях машинист должен сообщить о пожаре на локомотиве должностным лицам. Делается это в следующей последовательности (таблица).

Кому сообщаетДля чего (когда)
Локомотивной бригаде (помощнику) и обслуживающему персоналуСигнал пожарной тревоги (1 длинный и 2 коротких) подается для всех с целью предупреждения об опасности
Диспетчеру поезда (станции)При неудачной попытке ликвидировать очаг возгорания на ходу, внутри вагона или моторного (машинного) отсека с целью вызвать пожарное подразделение по радиосвязи, диспетчеров оповещают для отключения тока на линии (тушение возгорания на крыше)
Машинистам поездов (встречных и вслед идущих)При следовании по путям сообщения с целью оповещения об аварии (по каналу связи)
Начальнику поездаДля решения вопросов эвакуации проводников, пассажиров и технического персонала в случаях, когда локомотив предусмотрен для пассажирских перевозок
Начальнику депоПо пути следования в депо (письменный отчет)
Другим должностным лицам (например, начальнику службы локомотивного хозяйства дороги)При авариях и ЧС для принятия оперативных решений

Тушение пожаров осуществляется параллельно с оповещением должностных лиц. На этот случай у машиниста есть помощник или лок. бригада (технический персонал, включая ответственного за пожарную безопасность). Действует команда согласно распоряжениям вышестоящего ведомства (министерства) в отношении локомотивов, электровозов, тепловозов и других моторвагонных подвижных составов.

При следовании состава в депо

При обнаружении задымления и пламени порядок следования в депо поврежденного пожаром локомотива выглядит следующим образом.

Действия машиниста:

  1. Производит оповещение должностных лиц, предварительно переведя оборудование в режим полуавтомата (электропоезда следуют в депо с переводом рукоятки контролера в нулевое положение).
  2. Выводит состав на парковые пути, останавливает поезд согласно плану тушения в электродепо на специально отведенной территории.
  3. Эвакуирует пассажиров, обслуживающий персонал.
  4. Запирает кабину машиниста на ключ.
  5. Осуществляет первичное тушение подручным инвентарем, а при наличии автоматической системы пожаротушения включает ее и покидает состав, закрепленный от самопроизвольного ухода.
  6. При распространении пламени отводит горящий вагон на 50 м, для опасных грузов расстояние определяется по аварийной карточке (не менее 200 м).
  7. Следует указаниям энергодиспетчера и дежурного по депо (начальника).
  8. Пишет рапорт о ЧП, описывая произведенные действия по порядку.

Внимание! При несоблюдении должных мер безопасности возгорание приводит к масштабному пожару (взрыву), сходу поезда с рельс, обрывам контактов воздушной линии, короткому замыканию электрооборудования. При падении на крышу провода лок. бригада сходит на пути, шагая по изолирующим коврикам (полотну). Спуск осуществляется лицом к составу и обязательно с использованием диэлектрических перчаток. Соприкосновение с поверхностями в радиусе 10 м от предполагаемого заземления контакта опасно для жизни.

На станции, путях отстоя и оборота

При следовании по станционным (в границах станции), приемно-отправочным (отстой, оборот) путям водитель локомотива осуществляет развод вагонов согласно графикам и правилам таких пунктов. Единственная трудность заключается в том, что на отстое, особенно в ночное время суток, находятся многие поезда. Задачей специалиста становится увод состава на место тушения согласно плану участка.

После отправления со станции

Если поезд находится в зоне действия знака о применении экстренного торможения (машинист не проследовал до сигнала), использование стоп-крана разрешается. В остальных случаях горящий состав перегоняют до следующей станции.

Действия машиниста:

  1. Подает сигнал пожарной тревоги, останавливает состав в местах согласно железнодорожным обозначениям.
  2. Сообщает диспетчеру о возгорании.
  3. Производит эвакуацию после обесточивания линий связи (с установкой закоротки на рельс).
  4. Следует к очагу загорания в спецодежде и СИЗ с огнетушителями.
  5. Отводит горящие вагоны на безопасное расстояние, к секциям с взрывоопасными материалами не приближается.
  6. Отстраняется от работы после приезда пожарной бригады.

Важно. Остановка состава осуществляется с таким учетом, чтобы пассажиры (персонал) не пострадали при эвакуации, вдали от мостов, тоннелей, виадуков, пожароопасных объектов. А при наличии составов с грузами 1–3 класса опасности машинист учитывает возможный радиус поражения в результате пожара (200 м) или взрыва (800 м). На территории не должно быть построек, леса, ж/д составов и линий связи на транспортных развязках.

При невозможности идти на станцию своим ходом

Если пожар повлиял на работу силового оборудования, машинист сообщает диспетчеру станции (поезда) о вынужденной остановке.

По радиосвязи передается информация о:

  • перегоне, пути, номере пикета (светофора, рельсовой цепи);
  • номере вагона (от головы), где обнаружен очаг возгорания;
  • наличии опасных грузов и их классе (типе);
  • вариантах и направлении эвакуации пассажиров.

Далее машинист обязан сделать оповещение по громкоговорителю в связи с остановкой по техническим причинам. До получения команды диспетчера о снятии напряжения лок. бригада снаряжается инвентарем (приборы освещения, реверсивная рукоятка, спецформа) и огнетушителями.

Эвакуация пассажиров производится проводниками по указанию диспетчера радиосвязи: в тоннелях – с учетом режима вентиляции, на путях – согласно графику следования поездов. Машинист нажимает на кнопку «Закрытие дверей» и по громкоговорителю указывает план движения (по аварийным выходам или эвакуационному трапу в головном вагоне). Оставшаяся часть обязанностей выполняется по инструкции.

Важно. При обнаружении возгорания разрешение на его первичное тушение получается от диспетчера дистанций электроснабжения (энергодиспетчера) в порядке, предусмотренном на участке. Диспетчер станции докладывает о возможности тушения по радиосвязи. Если же устное разрешение не допускается, машинист ожидает письменного заключения, в котором регистрируется время отключения разъединителя и заземления контактной сети ножом. На участках с переменным током лок. бригада устанавливает заземляющие штанги самостоятельно с соблюдением максимального расстояния в 200 м.

Первичные средства пожаротушения в поезде

Это оборудование, инструмент и материалы, применяемые для ликвидации огня на начальной стадии (ППБО на ж/д транспорте). Рассмотрим тему с учетом того, какими огнетушителями разрешается тушение горящих частей локомотивов и где устройства располагаются.

Огнетушители в вагоне поезда

Углекислотные

Данный тип огнетушителей (УО) используется для тушения оборудования и установок (до 1000 В). Температура углекислоты на выходе составляет от 70 ̊ С. При тушении открывают пожарный шкаф, срывают пломбу с УО, выдергивают чеку, нажимают на рычаг и направляют раструб в сторону огня. Выдерживают расстояние 3–4 м.

Порошковые

ОП применяются при возгорании электропроводки (менее 1000 В) и ГСМ. Принцип активации струи схож с ОУ, однако вместо раструба используется шланг, установленный на сифонную трубку.

Воздушно-пенные

ОВП используются в целях пожаротушения очагов класса А и B, т. е. в тех случаях, когда конструкции не сильно расплавлены или нагреты и не могут вступить в реакцию с водой. Вместо раструба используется ствол низкой кратности, поэтому воздушно-пенные огнетушители эффективны при ликвидации локальных очагов возгораний, а не пожаров.

Самосрабатывающие

Автоматические огнегасящие устройства в поездах, как правило, представлены самосрабатывающими огнетушителями на порошковой основе (ОСП). Они устанавливаются рядом с пультом управления тока, генераторами. При ремонте электрощитков огнетушитель размещают около приборных панелей.

Огнетушитель самосрабатывающий порошковый (ОСП)

Выброс порошка происходит в результате разрушения стеклянной капсулы за счет давления. Индикатором аварийности является температура окружающего пространства (100 ̊ С). При установке 2 ОСП площадь тушения составляет 10–16 кв. м.

На заметку. Оснащение каждого вагона огнетушителями производится с учетом площади и типа помещения (багажный отсек, коридор, служебная подсобка, вагон-ресторан). ОСП крепятся в шкафах рядом с электроустановками, ОУ (ОП) – в коридоре около тамбура для персонала, ОВП – рядом с нерабочим тамбуром. В поездах общего пользования применяются автоматические установки пожаротушения (АУП) и установки пожарной сигнализации (УПС).

Возгорания на железнодорожном транспорте повреждают не только контактные цепи, обеспечивающие следование в пути, но и внутренний корпус вагона. Причиной воспламенений становятся отопительные батареи, неосторожное обращение с огнем или ненадлежащая транспортировка грузов.

В каждом из случаев машинист сообщает о пожаре диспетчерам и другим должностным лицам, после чего они лично осматривают место возгорания, предварительно осуществляя экстренную остановку состава.

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector