При следовании железнодорожного состава с горящим вагоном машинист сообщает о пожаре по требуемому техникой безопасности алгоритму. На основании оповещения ответственные лица приступают к выполнению обязанностей при аварийных ситуациях. В статье рассмотрим, что должен сделать машинист при обнаружении пожара в локомотивах.
Действия машиниста при обнаружении возгорания
При любых воспламенениях машинист должен сообщить о пожаре на локомотиве должностным лицам. Делается это в следующей последовательности (таблица).
Кому сообщает | Для чего (когда) |
Локомотивной бригаде (помощнику) и обслуживающему персоналу | Сигнал пожарной тревоги (1 длинный и 2 коротких) подается для всех с целью предупреждения об опасности |
Диспетчеру поезда (станции) | При неудачной попытке ликвидировать очаг возгорания на ходу, внутри вагона или моторного (машинного) отсека с целью вызвать пожарное подразделение по радиосвязи, диспетчеров оповещают для отключения тока на линии (тушение возгорания на крыше) |
Машинистам поездов (встречных и вслед идущих) | При следовании по путям сообщения с целью оповещения об аварии (по каналу связи) |
Начальнику поезда | Для решения вопросов эвакуации проводников, пассажиров и технического персонала в случаях, когда локомотив предусмотрен для пассажирских перевозок |
Начальнику депо | По пути следования в депо (письменный отчет) |
Другим должностным лицам (например, начальнику службы локомотивного хозяйства дороги) | При авариях и ЧС для принятия оперативных решений |
Тушение пожаров осуществляется параллельно с оповещением должностных лиц. На этот случай у машиниста есть помощник или лок. бригада (технический персонал, включая ответственного за пожарную безопасность). Действует команда согласно распоряжениям вышестоящего ведомства (министерства) в отношении локомотивов, электровозов, тепловозов и других моторвагонных подвижных составов. На какое расстояние лок бригада при пожаре производит отвод горящих вагонов?
При следовании состава в депо
При обнаружении задымления и пламени порядок следования в депо поврежденного пожаром локомотива выглядит следующим образом.
Действия машиниста:
- Производит оповещение должностных лиц, предварительно переведя оборудование в режим полуавтомата (электропоезда следуют в депо с переводом рукоятки контролера в нулевое положение).
- Выводит состав на парковые пути, останавливает поезд согласно плану тушения в электродепо на специально отведенной территории.
- Эвакуирует пассажиров, обслуживающий персонал.
- Запирает кабину машиниста на ключ.
- Осуществляет первичное тушение подручным инвентарем, а при наличии автоматической системы пожаротушения включает ее и покидает состав, закрепленный от самопроизвольного ухода.
- При распространении пламени отводит горящий вагон на 50 м, для опасных грузов расстояние определяется по аварийной карточке (не менее 200 м).
- Следует указаниям энергодиспетчера и дежурного по депо (начальника).
- Пишет рапорт о ЧП, описывая произведенные действия по порядку.
Внимание! При несоблюдении должных мер безопасности возгорание приводит к масштабному пожару (взрыву), сходу поезда с рельс, обрывам контактов воздушной линии, короткому замыканию электрооборудования. При падении на крышу провода лок. бригада сходит на пути, шагая по изолирующим коврикам (полотну). Спуск осуществляется лицом к составу и обязательно с использованием диэлектрических перчаток. Соприкосновение с поверхностями в радиусе 10 м от предполагаемого заземления контакта опасно для жизни.
На станции, путях отстоя и оборота
При следовании по станционным (в границах станции), приемно-отправочным (отстой, оборот) путям водитель локомотива осуществляет развод вагонов согласно графикам и правилам таких пунктов. Единственная трудность заключается в том, что на отстое, особенно в ночное время суток, находятся многие поезда. Задачей специалиста становится увод состава на место тушения согласно плану участка.
После отправления со станции
Если поезд находится в зоне действия знака о применении экстренного торможения (машинист не проследовал до сигнала), использование стоп-крана разрешается. В остальных случаях горящий состав перегоняют до следующей станции.
Действия машиниста:
- Подает сигнал пожарной тревоги, останавливает состав в местах согласно железнодорожным обозначениям.
- Сообщает диспетчеру о возгорании.
- Производит эвакуацию после обесточивания линий связи (с установкой закоротки на рельс).
- Следует к очагу загорания в спецодежде и СИЗ с огнетушителями.
- Отводит горящие вагоны на безопасное расстояние, к секциям с взрывоопасными материалами не приближается.
- Отстраняется от работы после приезда пожарной бригады.
Важно. Остановка состава осуществляется с таким учетом, чтобы пассажиры (персонал) не пострадали при эвакуации, вдали от мостов, тоннелей, виадуков, пожароопасных объектов. А при наличии составов с грузами 1–3 класса опасности машинист учитывает возможный радиус поражения в результате пожара (200 м) или взрыва (800 м). На территории не должно быть построек, леса, ж/д составов и линий связи на транспортных развязках.
При невозможности идти на станцию своим ходом
Если пожар повлиял на работу силового оборудования, машинист сообщает диспетчеру станции (поезда) о вынужденной остановке.
По радиосвязи передается информация о:
- перегоне, пути, номере пикета (светофора, рельсовой цепи);
- номере вагона (от головы), где обнаружен очаг возгорания;
- наличии опасных грузов и их классе (типе);
- вариантах и направлении эвакуации пассажиров.
Далее машинист обязан сделать оповещение по громкоговорителю в связи с остановкой по техническим причинам. До получения команды диспетчера о снятии напряжения лок. бригада снаряжается инвентарем (приборы освещения, реверсивная рукоятка, спецформа) и огнетушителями.
Эвакуация пассажиров производится проводниками по указанию диспетчера радиосвязи: в тоннелях – с учетом режима вентиляции, на путях – согласно графику следования поездов. Машинист нажимает на кнопку «Закрытие дверей» и по громкоговорителю указывает план движения (по аварийным выходам или эвакуационному трапу в головном вагоне). Оставшаяся часть обязанностей выполняется по инструкции.
Важно. При обнаружении возгорания разрешение на его первичное тушение получается от диспетчера дистанций электроснабжения (энергодиспетчера) в порядке, предусмотренном на участке. Диспетчер станции докладывает о возможности тушения по радиосвязи. Если же устное разрешение не допускается, машинист ожидает письменного заключения, в котором регистрируется время отключения разъединителя и заземления контактной сети ножом. На участках с переменным током лок. бригада устанавливает заземляющие штанги самостоятельно с соблюдением максимального расстояния в 200 м.
Первичные средства пожаротушения в поезде
Это оборудование, инструмент и материалы, применяемые для ликвидации огня на начальной стадии (ППБО на ж/д транспорте). Рассмотрим тему с учетом того, какими огнетушителями разрешается тушение горящих частей локомотивов и где устройства располагаются.
Углекислотные
Данный тип огнетушителей (УО) используется для тушения оборудования и установок (до 1000 В). Температура углекислоты на выходе составляет от 70 ̊ С. При тушении открывают пожарный шкаф, срывают пломбу с УО, выдергивают чеку, нажимают на рычаг и направляют раструб в сторону огня. Выдерживают расстояние 3–4 м.
Порошковые
ОП применяются при возгорании электропроводки (менее 1000 В) и ГСМ. Принцип активации струи схож с ОУ, однако вместо раструба используется шланг, установленный на сифонную трубку.
Воздушно-пенные
ОВП используются в целях пожаротушения очагов класса А и B, т. е. в тех случаях, когда конструкции не сильно расплавлены или нагреты и не могут вступить в реакцию с водой. Вместо раструба используется ствол низкой кратности, поэтому воздушно-пенные огнетушители эффективны при ликвидации локальных очагов возгораний, а не пожаров.
Самосрабатывающие
Автоматические огнегасящие устройства в поездах, как правило, представлены самосрабатывающими огнетушителями на порошковой основе (ОСП). Они устанавливаются рядом с пультом управления тока, генераторами. При ремонте электрощитков огнетушитель размещают около приборных панелей.
Выброс порошка происходит в результате разрушения стеклянной капсулы за счет давления. Индикатором аварийности является температура окружающего пространства (100 ̊ С). При установке 2 ОСП площадь тушения составляет 10–16 кв. м.
На заметку. Оснащение каждого вагона огнетушителями производится с учетом площади и типа помещения (багажный отсек, коридор, служебная подсобка, вагон-ресторан). ОСП крепятся в шкафах рядом с электроустановками, ОУ (ОП) – в коридоре около тамбура для персонала, ОВП – рядом с нерабочим тамбуром. В поездах общего пользования применяются автоматические установки пожаротушения (АУП) и установки пожарной сигнализации (УПС).
Возгорания на железнодорожном транспорте повреждают не только контактные цепи, обеспечивающие следование в пути, но и внутренний корпус вагона. Причиной воспламенений становятся отопительные батареи, неосторожное обращение с огнем или ненадлежащая транспортировка грузов.
В каждом из случаев машинист сообщает о пожаре диспетчерам и другим должностным лицам, после чего они лично осматривают место возгорания, предварительно осуществляя экстренную остановку состава.
Каким должен быть сигнал пожарной тревоги на ж/д, если звук отличается по громкости, продолжительности, другим параметрам.