На сегодня авиационный транспорт является распространенным средством перемещения, перевозки крупногабаритных грузов. Порой двигатель или иная часть самолета загораются, что несет огромный риск для пассажиров, персонала. Использование стандартных средств пожаротушения (вызов сотрудников МЧС) недопустимо, поэтому задействуются ПСА, устройства со специальным тушащим веществом. Поговорим о них подробно.
- Противопожарная система авиации
- Назначение и состав оборудования
- Конструктивные мероприятия
- Особенности хладоновых огнетушителей
- Огнетушащий состав
- Принцип действия
- Область применения
- Авиационный огнетушитель ОС-8МФ
- Технические характеристики
- Инструкция по эксплуатации
- Маркировка
- Нормативные требования к хладоновым огнетушителям
- Выводы
Противопожарная система авиации
Представляет совокупность специального оборудования, используемого для извещения членов экипажа о внезапно возникшем возгорании на борту самолета. Также используется для тушения.
Назначение и состав оборудования
Используемая в авиации пожарная система состоит из следующих элементов:
- Пассивные компоненты.
- Полуактивные средства.
- Противопожарная система.
- Комплекс устройств для нейтрализации газов.
Повышенную опасность в самолете представляют отсеки, возгорание которых вызвано частичным повреждением. Также места, где размещены топливные баки. В них устанавливается авиационный огнетушитель ОС-8МФ. Его наличие снижает риск возникновения пожара.
Конструктивные мероприятия
Основным пунктом действий является создание условий, минимизирующих риск пожара. Для этого трубопроводы, размещенные вблизи горячих элементов, выполняют с жаропрочных материалов, используют термостойкую изоляцию, устанавливают противопожарные перегородки.
Использование легковоспламеняющихся горючих веществ в зоне с высокими рабочими температурами недопустимо. Нагревающиеся элементы двигателя подвергаются дополнительному охлаждению.
Емкости с маслом устанавливаются так, чтобы при возникновении течи материал не попадал на горячие комплектующие системы. Концентрация паров газов сводится к минимуму.
Для снижения риска пожара в кабине пилота расположенное в ней оборудование, отделочные материалы, конструкционные перегородки выполняются с невоспламеняющихся сплавов (пластмасса и примеси).
Не менее важные заземление, установка кисточных разрядников, снижающих статистическое напряжение.
Особенности хладоновых огнетушителей
Предназначение устройства – ликвидация возгорания, локализация и минимизирование полученного ущерба до прибытия спасателей. Используемая жидкость не оставляет следов, что значительно увеличивает область применения.
Огнетушащий состав
Жидкость одна. Огнетушитель ОС 8 МФ заправлен веществом Fe-36 (Dupont) с химическим составом: 1,1,1,3,3,3 – гексафторпропан. Плюсы материала заключаются в том, что он безопасен для человека, имеет высокий КПД тушения, не проводит электрический ток.
Принцип действия
Стационарный авиационный огнетушитель имеет такой же алгоритм работы, как обычный углекислотный баллон:
- Выдернуть предохранительную чеку.
- Направить сопло на пламя.
- Нажать ручку (активировать запорный механизм).
В процессе реакции подаваемый с корпуса материал переходит в твердое состояние, оседает на горящих предметах, блокирует поступление воздуха, локализует пожар.
Область применения
Система на основе хладона может применяться для:
- Устранения пожара классов В, С.
- Тушения находящегося под напряжением оборудования до 110 КВ – на начальной стадии возгорания.
- Локализации огня в помещениях с дорогостоящими приборами, важными документами или музейными экспонатами.
Авиационный огнетушитель ОС-8МФ
Баллон представляет устройство с хладоном, используемое для ликвидации пожара на авиатранспорте. Обязательные требование к установке – вертикальное размещение затвором вверх, прочная фиксация.
Технические характеристики
Рабочие показатели устройства приведены в таблице:
Инструкция по эксплуатации
Алгоритм руководства по использованию хладонового огнетушителя следующий:
- Извлечь защитную чеку.
- Направить растру на очаг возгорания.
- Нажать ручку спускового устройства.
После устранения пожара остаток смеси сливается, баллон отправляется на повторную заправку. Используемый в современных огнетушителях материал не токсичен, безопасен для человека. После применения во избежание удушья необходимо проветрить помещение.
Маркировка
На данном виде огнетушителей указывают такую же информацию, как и на других устройствах. Она должна содержать:
- Название производителя.
- Дату изготовления.
- Соответствующий ГОСТ.
- Объем корпуса.
- Диапазон рабочих температур.
- Класс пожаров, которые могут быть потушены.
- Запреты, не допускающие использование ОХ.
Нормативные требования к хладоновым огнетушителям
Устройства имеют некоторые ограничения по использованию. Одно из них – запрет взаимодействия огнетушащего материала баллона со щелочью. Кроме этого, они не могут размещаться вблизи нагревающих элементов, взрывоопасных веществ.
Работа с хладоновыми огнетушителями выполняется с применением средств защиты. Остаток неиспользуемой смеси после ликвидации пожара должен утилизироваться специальными организациями.
Выводы
Хладоновые огнетушители применяются во многих сферах деятельности. Находящийся внутри баллона материал при попадании на поверхность не оставляет следов, что позволяет использовать его на важных объектах (самолеты, музеи). Благодаря характеристикам, техническим показателям, они применяются в системе авиационного тушения. Обладают рядом положительных отзывов. В этой статье мы рассмотрели, чем можно предотвратить возгорание при авиакатастрофах, пожарах на борту.