Пожароопасные предметы

Изучение основ пожарной безопасности в соответствии с государственными стандартами начинается в средних группах детских садов. Основная цель на данном этапе – формирование у ребят чувства опасности огня, которого они лишены в силу возраста. Для этого воспитатели проводят занятия в легко усваиваемой форме, что требует специальной подготовки и педагогического опыта.

Тема «огнеопасные предметы» является интересной для детей дошкольного возраста. Уроки проводятся с красочными картинками, «пожарными» игрушками, мультфиль-мами и презентациями, сопровождаются общением в группе и участием в обуча-ющих играх.

Все это способствует быстрому усвоению информации об основах пожарной безопасности (ПБ), которая нужна каждому дошкольнику как при нахождении в детском саду, так и за его стенами.

Занятие с дошкольниками на тему «Пожароопасные предметы»

Уроки по пожарной безопасности проводят ежемесячно. В качестве методологи-ческой базы выступают пособия для воспитателей, а также законы в области дошкольного образования.

Процесс обучения выстраивается в форме ННОД – непрерывной непосредственно образовательной деятельности (теория и практика). Программа преподается в течение 4 лет до достижения ребенком возраста 6–7 лет (подготовительная группа). С каждым годом круг изучаемых вопросов расширяется в соответствии с учебным планом.

В качестве законодательной основы для разработки курсов выступают следующие нормативно-правовые акты.

Название актаЧто отражает
Закон №69-ФЗ: нормы и правила ПБ
  • Обязательные для исполнения стандарты пожарной безопасности в детсадах;
  • правила эвакуации детей;
  • учебную информацию.
Закон №273-ФЗ
  • Образовательные программы для дошкольников;
  • принципы организации образовательного процесса;
  • методическое обеспечение педагога.
Приказ Минобрнауки №1014
  • Как происходит обучение дошкольников;
  • особенности обучения детей с ограничениями по здоровью.
Учредительная документация (устав, приказы о противопожарном режиме и деятельности в области обеспечения ПБ, инструкции, план эвакуаций)
  • Правила ПБ в образовательном учреждении;
  • мероприятия (внесенные в перечень обязательных) с детьми.

Важно. Задачей нормативно-правовых актов является сохранение жизни и здоровья детей, а также обучение их основам безопасности жизнедеятель-ности.

Начальный курс, предусматривающий знакомство с понятием пожароопасных предметов, рассчитан на дошкольников с разными физическими и умственными способностями. Программа составляется в соответствии с принципами наглядности, последовательности и повторения.

После нескольких занятий у ребенка формируется целостное представление информации о пожароопасности. Закрепление материала производится в игровом виде с элементами креативности, ввиду чего дети проявляют повышенный интерес к теме.

Кроме того, организуются мероприятия:

  • экскурсии в музеи, пожарную часть;
  • чтение художественных произведений;
  • игры (дидактические, ролевые, сюжетные, командные).
  • конкурсы, кружки;
  • исследование и наблюдение (эксперименты, опыты);
  • встречи с пожарными.

По окончании курса дети имеют необходимые знания об окружающем мире, опасных предметах и объектах. Также необходимо учесть то, что у ребят развиваются дополнительные способности и таланты.

Цели и задачи

Пожароопасные объекты
Занятия по ОБЖ.

На занятии дети знакомятся с понятием пожарной безопасности по предмету ОБЖ.

Основной целью урока значится формиро-вание у ребенка знаний о том, какие из объектов являются пожароопасными, почему с ними обращаются осторожно, почему возникают пожары и что делать при возгораниях.

Задачи зависят от конкретного этапа обучения класса.

Их классификация приводится в таблице.

ВозрастКакие ставятся задачи
Дети средней группы (3–4 года)
  • Научить отличать огнеопасные предметы от безопасных, дать их определение;
  • заложить в сознание мысль о том, что пользоваться такими предметами самостоятельно нельзя;
  • развить логику, анализ и мышление в нетипичных ситуациях;
  • побуждать к инициативе, самостоятельности.
Дошкольники старшей группы (4–5 лет)
  • Сформировать полное представление о пожарах, их причинах, безопасном обращении с огнем;
  • научить пользоваться СИЗ, адекватно вести себя при возгораниях, ответственно относиться к обществу, природе, экологии;
  • подготовить ребенка к самостоятельной эвакуации, вызову пожарных.
Подготовительная группа учеников (5–7 лет)
  • Закрепить знания о последствиях возгораний, правилах оказания первой помощи, научить предвидеть опасность;
  • познакомить класс со спецификой работы пожарных, изучить пожарные знаки;
  • сформировать правила безопасного поведения в обществе.

В качестве дополнительных задач выделяют:

  1. Формирование чувства опасности огня, игр со спичками, бенгальскими огнями и электрическими приборами (беседы).
  2. Развитие осознанной речи (чтение художественной литературы о пожарах, пословиц, поговорок), логики (ребусы, головоломки, загадки).
  3. Воспитание аккуратности (творческая деятельность).
  4. Улучшение коммуникативных навыков общения (совместные игры, театральные представления, пение).
  5. Приобщение к социуму (просмотр передач, видеороликов.
  6. Развитие способности к анализу (экспериментирование, наблюдение).

Необходимые материалы и оборудование

Для проведения уроков по конспекту требуются заготовки.

Обучение по пожароопасным объектам
Рисунки ПБ.

Список материалов:

  • рисунок пламени, карточки с изображением пожароопасных объектов и бытовых приборов;
  • воздушные шары;
  • плакат с телефоном пожарных (01);
  • кукла в красном платье;
  • красный мяч;
  • телефон, магнитофон;
  • презентации, видеоролики для детей;
  • детская литература (указывается в конкретном занятии);
  • карандаши, фломастеры, «разукрашки» с пожарными машинами и пожарными;
  • средства тушения огня либо их имитация (картон);
  • 3-D иллюстрации (книги), дидактические настольные игры.

На заметку. В методических указаниях конспекта дается список справочно-информационных материалов и роликов для детей со ссылками для скачивания. Для ознакомления с вариантом занятия переходят по ссылке. Примерный комплект учебной литературы приводится в источнике.

Методы обучения

Процесс познания контролируется воспитателем при помощи различных методик, в том числе посредством организованной работы с родителями, которые являются для детей объектом подражания.

Стратегия педагога строится с учетом важности усвоения тех или иных знаний безопасности. И уже от этого зависит, в какой форме преподносится материал. Стоит учитывать и время занятий, загруженность дня, дополнительные уроки.

При ведении методической работы наиболее популярны следующие виды обучения.

Работа с наглядными пособиями

Преимущество данного метода напрямую связано с особенностями психологичес-кого развития в дошкольном возрасте. Ребенок проявляет повышенный интерес к знаниям. В это время заканчивается формирование зрительных рецепторов. Концентрация памяти находится на пределе.

Дети в возрасте 3–7 лет еще не способны логически точно высказывать суждения, но активно выражают экспрессию, взаимодействуют друг с другом. Их внимание привлекают красочные книги с иллюстрациями, при помощи которых они учатся воображать и творить. Поэтому наглядные пособия дети изучают охотно.

Лекции для детей о пожароопасных объектах
Работа с наглядными пособиями.

В качестве примера приводят 3-D буклеты-гармошки о пожарах или сказки с поучитель-ным содержанием. Это также могут быть наклейки на шкафчики, плакаты, альбомы или открытки, конструкторы.

Главное, чтобы смысл картинки (формы) был правильно понят ребенком, если он еще только учится читать или не имеет представления об изучаемых вещах.

Дидактические игры

Игровая деятельность – привычное для ребенка занятие. Интерес к дидактическим мероприятиям проявляется, прежде всего, ввиду пытливого ума. Дети слышат привлекательное название игры, представляют, как она проводится, тут же интересуются, как в нее правильно играть.

Основным движущим увлечением является соревновательное начало и желание стать лучшим в группе. Соответственно, эффект от игр результативнее. К тому же такой метод развивает не только мышление, но и речь, память. А в отдельных случаях формирует принятые нормы поведения (мораль).

Преподаватель в процессе анализа результатов изучает характер ребенка, его способности и отклонения от норм поведения. Разнообразие форм дидактических игр позволяет делать процесс познания нескучным.

Тематические беседы

Специалисты рекомендуют разговаривать с детьми наравне. Ребята становятся более открытыми и часто высказывают свои мысли по поводу конкретной проблемы, в данном случае – пожаров и пожароопасных предметов.

Если ребенок не проявляет интереса к беседе, это не значит, что тема ему не нравится. В возрасте 3–7 лет дети учатся слушать педагога. Он, в свою очередь, чтобы поддержать диалог, сам задает наводящие вопросы по ходу своей консультации. В такой форме взаимодействие осуществляется активнее, дети включаются в беседу при помощи рифмованных загадок и стишков.

В конце мероприятия учитель предлагает задать вопросы, которые интересуют ребенка или непонятны ему. Чтобы закрепить материал, воспитатель спрашивает о том, что такое пожароопасные объекты, как они используются дома в быту, к чему приводит неосторожность обращения с ними. Таким образом, педагог получает возможность непосредственного усвоения знаний.

Периодичность проведения занятий по ОБЖ

Обучение детей о разновидностях пожароопасных объектов
Занятия по ПБ.

Занятия по направленности ПБ рекомен-дуют проводить один-два раза в месяц. Продол-жительность уроков зависит от возрастной группы.

Периодичность теоретических занятий:

  1. Младшая (вторая подгруппа) – 15 мин. 1 раз в неделю.
  2. Средняя – 20 мин. 1 раз в неделю.
  3. Старшая – 25 мин. 2 раза в неделю.
  4. Подготовительная – 30 мин. 2 раза в неделю.

Длительность практических занятий различна в зависимости от программы – представление, собрание, игра (15–120 мин.).

В процессе обучения дошкольников пожарная безопасность занимает одно из ключевых мест в системе знаний по окружающему миру и ОБЖ. Несмотря на то что образовательный стандарт для дошкольников утратил силу, занятия по пожарам проводятся в обязательном порядке, как того требуют стандарты ПБ.

Ученики должны усвоить, что огонь опасен, чтобы в случае возгорания организо-ванно эвакуироваться из здания по сигнальной тревоге.

Ниже приводится конспект лекций для педагогических работников приводится ниже.

Приложение. Конспект лекций

Детальная информация видна на видео:

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector