Соблюдение ПБ необходимо не только для промышленных токсичных производств, зданий производственных складов, помещений хранения топлива и других горючих объектов. Исключением не стали и школьные помещения. Занятия, предназначенные для дошкольников, по «огнеопасным объектам» представляют большой интерес для них. Уроки проводятся с использованием красочных картинок, «пожарных» игрушек, мультфильмов и презентаций, сопровождаются общением и участием в обуча-ющих играх.
Все это способствует быстрому усвоению материала об основах пожарной безопасности (ПБ) в помещении, опасных объектах, что необходимо каждому дошкольнику как в условиях нахождения в детском саду, так и за его стенами.
Занятие с дошкольниками «Пожароопасные объекты»
Уроки по пожарной безопасности проводят ежемесячно. В качестве технической базы выступают пособия для воспитателей, а также законы в области дошкольного образования.
Процесс выстраивается по ННОД – непрерывной непосредственно образовательной деятельности (теория и практика). Программа преподается в течение 4 лет до достижения 6–7 лет (подготовительный класс). С каждым годом круг изучаемых вопросов расширяется в соответствии с учебным планом.
В качестве законодательной основы для разработки курсов используются следующие нормативно-правовые акты.
Название акта | Что отражает |
Закон №69-ФЗ: нормы и правила ПБ |
|
Закон №273-ФЗ |
|
Приказ Минобрнауки №1014 |
|
Учредительная документация (устав, приказы о противопожарном режиме и комплексе технологических мер в области обеспечения ПБ и охраны труда, инструкции, проектирование плана эвакуаций) |
|
Важно. Нормативно-правовые акты направлены на сохранение жизни и здоровья школьников, а также обучить их ОБЖ.
Начальный курс, предусматривающий знакомство с понятием объектов высокой опасности, классификации разных агрегатных состояний горючих веществ (горение твердых, жидких веществ, газа) предназначен для дошкольников с разными физическими и умственными способностями. Программа составляется в соответствии с принципами наглядности, последовательности и повторения.
После нескольких занятий формируется общее представление о пожароопасности. Для закрепления объема материала можно использовать игру с элементами креативности, в связи с чем видно повышение интереса.
Кроме того, организуются мероприятия:
- экскурсии в музеи, пожарную часть;
- чтение художественных произведений;
- игры (дидактические, ролевые, сюжетные, командные).
- конкурсы, кружки;
- исследование и наблюдение (эксперименты, опыты с водой);
- встречи со спасателями.
По окончании курса дети имеют необходимые знания об окружающем мире, опасных объектах. Также необходимо учесть то, что у ребят развиваются дополнительные способности и таланты.
Цели
На занятии знакомятся с понятием ПБ и по ОБЖ.
Основной целью урока значится формиро-вание представлений о том, какие из объектов являются опасными, почему с ними нужно обращаться осторожно, когда можно использовать воду, какие есть факторы возникновения и распространения очага пожаров (такие как кислород), что делать при его обнаружении в горящем здании, какой возможен ущерб.
Цели зависят от класса.
Их классификация приводится в таблице.
Возраст | Какие ставятся цели |
Младшие классы (3–4 года) |
|
Дошкольники (4–5 лет) |
|
Подготовительный класс учеников (5–7 лет) |
|
В качестве дополнительных выделяют:
- Формирование чувства высокой опасности воздействия огня, игр со спичками, любыми веществами и жидкостями, подверженных горению, бенгальскими огнями и электрическими приборами (беседы).
- Развитие осознанной речи (чтение художественной литературы о пожарах, пословиц, поговорок), логики (ребусы, головоломки, загадки).
- Воспитание аккуратности (творчество).
- Улучшение коммуникативных навыков общения (совместные игры, театральные представления, пение).
- Приобщение к социальной среде (просмотр общественных передач, видеороликов).
- Развитие способности к анализу (экспериментирование, наблюдение).
Необходимые материалы и оборудование
Для проведения уроков требуется наличие и использование определенных материалов.
Например:
- рисунок пламени, карточки, где показаны взрывоопасные объекты, горючие вещества, жидкости, бытовых приборов, огнетушители и другие средства пожаротушения;
- воздушные шары;
- плакат с телефоном пожарной охраны (01);
- кукла в красном платье;
- красный мяч;
- телефон, магнитофон;
- презентации, видеоролики, как тушить очаг пламени водой;
- детская литература (указывается в конкретном занятии);
- карандаши, фломастеры, «разукрашки» с пожарными машинами, огнетушителями, объектами горения;
- средства пожаротушения объектов под воздействием высоких температур либо их имитация (химические, вода, другие жидкости, огнетушители);
- 3-D иллюстрации (книги), дидактические настольные игры.
На заметку. В методических указаниях дается список детских справочно-информационных материалов и роликов со ссылками для скачивания. Для ознакомления с вариантом занятия переходят по ссылке. Примерный комплект учебной литературы приводится в источнике.
Методы
Процесс познания контролируется воспитателем при помощи различных методик, в том числе посредством организованной работы с родителями, которые являются объектом подражания.
Стратегия педагога строится с учетом важности усвоения правил безопасности. И уже от этого зависит, как преподносится материал. Стоит учитывать и время занятий, загруженность дня, дополнительные уроки.
При ведении методической работы наиболее популярны следующие типы.
Работа с наглядными пособиями
Преимущество метода напрямую связано с условиями психологического развития людей в дошкольном возрасте, время, когда проявляется большой интерес. В это время заканчивается формирование зрительных рецепторов. Концентрация памяти находится на пределе.
Люди в 3–7 лет еще не способны логически точно высказывать суждения, но активно выражают экспрессию, взаимодействуют друг с другом. Их внимание привлекают красочные книги с иллюстрациями, при помощи которых они учатся воображать и творить. Поэтому наглядные пособия они изучают охотно.
В качестве примера приводят 3-D буклеты-гармошки о пожарах или сказки с поучитель-ным содержанием. Это также могут быть наклейки на шкафчики, плакаты, альбомы или открытки, конструкторы с соединением разных картинок. Например, как тушить водой горящее помещение, правила использования огнетушителей при аварии, почему опасны горючие вещества и продукты горения, дым, газ и.т.д.
Главное, чтобы смысл картинки был правильно понят, при условии если дошкольник еще только учится читать или не имеет представления об изучаемых объектах.
Дидактические игры
Игры – привычное детское занятие. Большой интерес к дидактическим мероприятиям проявляется, прежде всего, ввиду пытливого ума. Дошкольники слышат привлекательное название игры, представляют, как она проводится, тут же интересуются, как в нее правильно играть.
Основным движущим увлечением является соревновательное начало и желание стать лучшим. Соответственно, эффект от игр результативнее. К тому же такой метод развивает не только мышление, но и речь, память. А в отдельных случаях формирует принятые нормы поведения (мораль).
Преподаватель в процессе анализа результатов изучает детский характер, способности и отклонения от норм поведения. Разнообразие дидактических игр позволяет делать процесс познания нескучным.
Тематические беседы
Специалисты рекомендуют разговаривать наравне с дошкольниками. Ребята становятся более открытыми и часто высказывают свои мысли по поводу конкретной проблемы, в этом случае – и пожаров, опасных горючих объектов, горючих веществах и жидкостях.
Снижение большого интереса к беседе является нормальным. В 3–7 лет мы учимся слушать педагога. Он, в свою очередь, чтобы поддержать диалог, сам задает наводящие вопросы по ходу своей консультации. Так взаимодействие осуществляется активнее, дошкольники включаются в беседу при помощи рифмованных загадок и стишков.
В конце мероприятия учитель предлагает задать интересующие вопросы. Чтобы закрепить материал, воспитатель спрашивает о том, что такое объекты высокой опасности, для чего они предназначены дома в быту, к чему приводит неосторожность обращения с такими средствами в помещенияз. Таким образом, педагог получает возможность непосредственного усвоения материала.
Периодичность проведения занятий по ОБЖ
Занятия по направленности ПБ рекомен-дуют проводить один-два раза в месяц. Продол-жительность уроков зависит от возраста.
Периодичность теоретических занятий:
- Младшая (вторая подгруппа) – 15 мин в неделю.
- Средняя – 20 мин в неделю.
- Старшая – 25 мин. 2 занятия в неделю.
- Подготовительная – 30 мин. 2 занятия в неделю.
Длительность практических занятий различна в зависимости от программы – представление, собрание, игра (15–120 мин.).
В учебном процессе дошкольников ПБ занимает одно из ключевых мест в уроках по окружающему миру и ОБЖ. Несмотря на то что стандарт образования для дошкольников утратил силу, занятия по пожарам проводятся в обязательном порядке, как того требуют стандарты ПБ.
Ученики должны усвоить, что огонь опасен, чтобы в случае обнаружения очага организо-ванно следовать по путям эвакуации из горящего здания по сигнальной тревоге.
Ниже приводятся лекции для педагогических работников приводится ниже.
Приложение. Конспект лекций
Детальные сведения, приведенные выше, представлены на видео: