Принцип работы пеноподъемника пожарного ППП-37

Для тушения разных видов возгораний используются различные варианты пожарной техники. При воспламенениях, находящихся на высоте, применяются пеноподъемники.

Пеноподъемник пожарный

Устройства для подъема огнетушащего вещества бывают разных модификаций. Чаще всего используются автопеноподъемники. Модель такого автомобиля обозначается как «ППП» (что означает «ПеноПодъемник Пожарный») с числом. Цифра отвечает за высоту подъема в метрах. Так, модель ППП-37 способна поднимать вещество на 37 метров.

История появления

Первый автопеноподъемник пожарный был произведен в 1965 году. Основная цель такой машины – тушение горящих резервуаров с нефтепродуктами. Предполагалось, что огнетушащее вещество будет подаваться вверх по стреле с помощью насоса из пенобака автомобиля. В этом было единственное назначение машины.

Сейчас, спустя 55 лет после выпуска первого пеноподъемника, комплектация и функционал автомобиля значительно расширились. Современные марки машин могут перекачивать вещество в рукав как из собственных ресурсов, так и из местных источников. Изменилось и назначение автопеноподъемника.

Описание и назначение

Внешне пеноподъемник выглядит как пожарный автомобиль со сложенной стрелой на крыше. По этой стреле протянут пожарный рукав, через который подают вещество. На самом верху, в месте окончания рукава, находится специальное устройство для ротации шланга – поток вещества можно дистанционно направить в нужную спасателям сторону.

Назначение пожарного автомобиля:

  • подача огнегасящего состава сверху на горящий объект;
  • ликвидация объемных пожаров путем распространения вещества с высоты;
  • тушение резервуаров с нефтепродуктами.

На заметку. Машина подходит для ликвидации возгораний классов А (твердые материалы), В (горючие жидкости) и С (газы) на объектах высотой не более 40 метров.

Использование автомобиля наглядно показано на видео в конце статьи.

Виды пеноподъемников

По характеру установки выделяют два вида пеноподъемников:

  1. Приспособленные. Чаще всего представляет собой коленчатый автоподъемник без люльки с дополнительно вмонтированными элементами: водопроводом, насосом, емкостями и пр. Так как автомобиль изначально не предназначался для подачи вещества со стрелы, такой аппарат обладает меньшей маневренностью. Еще одним недостатком этого пеноподъемника является неприспособленность к современным объемам резервуаров.
  2. Аутентичные. Спроектированы и произведены только для подачи вещества на пожаре. Превосходят предыдущий тип по маневренности. Обычно в таких автомобилях стоит более мощный насос, более объемный пенобак.

Помимо перечисленных, существуют еще несколько разновидностей пеноподъемников, рассмотрим их ниже.

Трофимова

Внешне выглядит как столб с торчащим из него шлангом. По праву считается «прадедом» современных пеноподъемников. В настоящее время пеноподъемник Трофимова не используется.

Аппарат состоял из нескольких элементов:

  1. Внутренняя магистраль. По ней вещество проходило вверх. Открытая ее часть находилась внизу аппарата.
  2. Корпус с трубой внутри.
  3. Хобот. Выходящий сверху установки край рукава.
  4. Механизм выдвигания, состоящий из крутящего момента и рычагов.

Во время пожара к внутренней магистрали подсоединялся напорный рукав насосной установки с пенобаком. Затем с помощью выдвигающего механизма устройство поднимали на такую высоту, чтобы хобот оказался над возгоранием. В этот момент начинала свою работу насосная установка.

Пеноподъемник системы Трофимова: 1 – внутренняя труба; 2 – наружная труба; 3 – хобот; 4 – подставка (стол); 5 – механизм выдвигания; 6 – растяжка

Пеноподъемник Трофимова часто имел стационарный характер и устанавливался в резервуарных парках. Таким образом, в случае загорания нефтепродуктов осуществлялась подача ОТВ на горящее зеркало через стенки емкости.

Аппарат обладал рядом недостатков, в числе которых:

  • малая мобильность – устройство действовало только в заданном радиусе;
  • долгое время подъема трубы – механизм выдвигания был ручным, поэтому на калибровку положения требовалось время.

Переносной

Представляет собой трехколенную лестницу. Поставляется комплекте с пеногенераторами (до 3 штук), сборной трубой, стойками, веревками и рукавами. Установка такой лестницы выглядит следующим образом:

  1. К собранной сложенной лестнице крепят стойки и опирают их на стену здания или иную стабильную конструкцию под углом в 90 градусов. Сборная труба с установленным на нее пеногенератором крепится сверху лестницы с помощью специальной вставки. Между лестницей и опорой опускается рукав, подсоединенный к трубе.
  2. Лестницу выдвигают на нужную высоту и присоединяют верхние стойки, которые упирают в стену здания. Трубу поворачивают во вставке таким образом, чтобы пеногенератор оказался над горящей поверхностью.
  3. В рукав с помощью насосной установки машины подают пену на очаг пожара.

Переносные пеноподъемники часто входят в комплект автомобилей, не оборудованных подъемниками. У устройств есть свои недостатки:

  • низкая высота подъема – составляет всего 13,5 метра против минимального показателя автопеноподъемников в 30 метров;
  • длительное время установки;
  • для работы устройства нужна опора.

Автомобильный

Наиболее распространенный вид пеноподъемников. Выглядит как автомобиль со сложенной стрелой на крыше. К преимуществам таких машин можно отнести:

  1. Автономность работы. У автомобиля есть все необходимое, чтобы потушить пожар: подъемник, запас вещества, рукавные линии.
  2. Мобильность. Машину можно перевезти из одного места в другое при надобности.
  3. Удобство использования. Большая часть современных моделей оснащается удобным щитом управления, а некоторые – дистанционным пультом.

Наравне с положительными качествами у машин есть отрицательные:

  • высокая цена;
  • необходимость места для маневра;
  • требования к квалификации персонала.
ППП-37

Технические характеристики

Представлены следующими параметрами устройства:

  1. Колесная формула. Для тяжеловесных автомобилей используется формула 6х6 и выше.
  2. Вид шасси. Самыми распространенными производителями шасси в России признаны КамАЗ и Урал.
  3. Количество мест для боевого расчета. Большинство машин рассчитано на 3 членов команды.
  4. Максимальное количество используемых пеногененраторов – доходит до 4.
  5. Время подъема стрелы на максимальную высоту – период, необходимый на разгибание всех механизмов и полное выпрямление подъемника. Хорошим результатом считается время до 250 секунд.
  6. Высота подъема разнится от одной модели к другой. Минимальный показатель 30 метров, максимальный – 50 метров.
  7. Максимальный вылет стрелы – до 35 метров.
  8. Время полного опускания стрелы на землю. Не должно превышать 300 секунд.
  9. Марка насоса.
  10. Максимальная скорость автомобиля. Составляет от 30 км/ч до 90 км/ч в зависимости от модели.
  11. Мощность двигателя. Доходит до 350 лошадиных сил.
  12. Время поворота стрелы на 90 градусов (определяет маневренность установки). Хорошим показателем считается время до 60 секунд.
  13. Размеры автомобиля. Для модели ППП-37 габариты составляют 10,7х2,5х3,9 метра. Показатели могут отличаться в зависимости от сборки и модификации автомобиля.
  14. Вес машины – от 16 тонн.

Подготовка к работе

Осуществляется в несколько этапов:

  1. Расчет оптимального положения машины. Пожарные занимают точку оптимальной подачи вещества.
  2. Установка пеногенераторов на конец рукавных линий.
  3. Фиксация автомобиля на точке. Осуществляется при помощи тормоза и в некоторых случаях дополнительных опор.
  4. Выпрямление стрелы до нужного уровня. Высота зависит от объемов возгорания.

Далее начинается работа устройства. Иногда, в соответствии с руководством по использованию, необходимо провести пробную обкатку пеноподъемника (на открытой площадке без огня).

Принцип действия

Пеноподъемник пожарный ППП-37 состоит из следующих элементов:

  1. Шасси с опорным основанием. Служат как для перевозки, так и для удержания всей установки.
  2. Стрела. Состоит из нескольких секций, соединенных между собой коленами.
  3. Водопровод. Установлен внутрь стрелы. По нему вещество поднимается к месту назначения.
  4. Пеногенераторы. Крепятся к концу рукавной линии. Превращают раствор пенообразователя в пену.
  5. Механизмы движения.  Отвечают за подъем и поворот стрелы.
  6. Панель управления. Может быть исполнена в виде пульта дистанционного управления.
  7. Насос. Отвечает как за закачку воды в бак с пенообразователем, так и за подачу раствора вверх по водопроводу.
  8. Пенобак. Объем разнится от модели к модели.
  9. Ротационная установка. Находится на конце стрелы. Позволяет развернуть пеногенератор в нужную сторону, а также снять насадку со шланга.

Действие автомобиля выглядит следующим образом:

  • машина устанавливается в оптимальном для тушения месте;
  • на край водопровода крепятся заранее насадки-пеногенераторы;
  • стрела выпрямляется до нужного уровня;
  • когда край рукавной линии окажется на необходимой высоте, начинается работа насосной установки;
  • насос перекачивает раствор пенообразователя из бака вверх по водопроводу;
  • проходя сквозь пеногенератор, раствор превращается в пену.
Работа пожарного пеноподъемника

Меры безопасности

При работе с пеноподъемниками следует соблюдать несколько рекомендаций по безопасности:

  1. Следует избегать нахождения людей в опасной зоне, то есть под стрелой и под потоком вещества.
  2. Запрещается работа в месте расположения высоковольтных электрических линий.
  3. К управлению устройством допускаются только квалифицированные специалисты.
  4. Недопустимо оставлять работающий автопеноподъемник без присмотра.
  5. Боевой расчет должен использовать средства индивидуальной защиты при работе.

Требования и нормы

Большая часть норм и требований по эксплуатации и производству пеноподъемников определена следующими нормативными документами:

Выводы

Изначальной целью создания пеноподъемника было тушение резервуаров с нефтепродуктами путем подачи вещества сверху, через стенку емкости. Для этой цели сначала применяли устройство Трофимова. Позже началось массовое использование переносных установок (ими до сих пор комплектуют автомобили, не оборудованные подъемниками).

Однако их применение невозможно при высоком тепловом излучении. Так пожарная индустрия пришла к производству и использованию автопеноподъемников.

В настоящее время устройства используют не только для тушения резервуаров, но и для ликвидации возгораний в зданиях, а также на объемных пожарах. Главный недостаток автопеноподъемников в необходимости пространства для маневров. Тем не менее этот «минус» компенсируется рядом положительных качеств – удобство применения, мобильность, автономность.

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector