Как пожарные выезжают на вызов и следуют к месту пожара

Оперативность и своевременность ликвидации чрезвычайной ситуации с привлечением специализированного пожарного подразделения во многом зависит от соблюдения установленных норм следования к объекту.

Тема предлагаемого материала – выезд и следование на пожар с учетом требований нормативов на всех этапах выполнения задания.

Регламентация

Регламент порядка выезда к очагу возгорания установлен:

  1. Приказом МЧС № 444, принятым в феврале 2020 года и утверждающим Боевой устав данных специализированных подразделений.
  2. Федеральным законом № 69-ФЗ, определяющим общие требования пожарной безопасности.

Два указанных норматива определяют порядок действий боевого расчета и правила поведения в процессе ликвидации чрезвычайной ситуации.

Основная задача

В основную задачу подразделения пожарной охраны входит максимально оперативное устранение опасной ситуации с тушением возгорания на начальной стадии, с сохранением материальных ценностей и недопущением человеческих жертв. Если боевой расчет вызывается в качестве дополнительных сил, они должны содействовать основному подразделению в достижении поставленных целей.

Выполнение этих задач предполагает предельное сокращение времени на сборы и прибытие к очагу возгорания по кратчайшему маршруту для эффективной локализации и тушения пожара.

Тушение пожара в жилом доме
Тушение пожара в жилом доме

В каких случаях осуществляется

Необходимость выезда спецподразделения может быть обусловлена:

  • сообщением о возгорании по доступным средствам связи;
  • звонком в пожарную охрану свидетеля возникновения чрезвычайной ситуации;
  • наличием внешних признаков возгорания – дыма, пламени и пр.;
  • срабатыванием пожарной сигнализации.

Порядок выезда боевого расчета не зависит от характера поступившего сигнала и производится с условием соблюдения установленных норм времени и правил.

Определение решающего направления

Решение о направлении пожарного расчета принимает диспетчер. Маршрут устанавливается одинаковым для всех подразделений, чтобы обеспечить единовременное прибытие.

Решающее направление определяют с учетом таких принципов:

  • в приоритете – спасение жизни и эвакуация людей;
  • следует исключить опасность обрушения несущих конструкций, взрывы;
  • после начала выполнения основной задачи дополнительные силы действуют на направлениях, препятствующих расширению очага возгорания;
  • если горит отдельное здание, силы следует сосредоточить на наиболее интенсивной зоне горения.

Если загоревшееся здание не представляет ценности, основной задачей будет не допустить распространения пламени на соседние объекты, на которые огонь еще не перешел.

ТС

Подразделения пожарной охраны выезжают к очагу возгорания на специальном транспорте – автомобилях, приспособленных для эффективного тушения пожаров.

Выезд пожарной машины на пожар
Выезд пожарной машины на пожар

Что используется

Выполнение задачи по ликвидации пожара требует комплектации личного состава:

  • пожарно-техническим инструментом и оборудованием, включая индивидуальные спасатели – дыхательные установки;
  • средствами пожаротушения;
  • оборудованием для спасения людей, включая технические устройства для этих целей;
  • средствами связи и управления составом;
  • медикаментами, инструментами и оборудованием для первой помощи пострадавшим;
  • прочими дополнительными средствами и приспособлениями.

В дополнение к штатному оснащению, перевозимому на транспортных средствах и входящему в личную экипировку экипажа боевого расчета, подразделение использует системы и средства пожаротушения, которыми располагает предприятие, где произошел пожар.

Личный состав

Основная роль в ликвидации опасной ситуации отводится личному составу. Подразделение комплектуется отделениями и караулами. Одна пожарная часть включает в себя четыре караула. Отряд состоит из нескольких таких частей, а гарнизон – это соединение отрядов.

Подготовка

При получении команды на выезд руководитель подразделения обязан проверить амуницию личного состава, укомплектованность расчета. После этого собранный и подготовленный экипаж в штатном обмундировании и с необходимым инструментом оперативно занимает место в ТС.

Действия диспетчера

Диспетчер для принятия решения о подаче команды на выезд обязан:

  1. принять поступивший сигнал;
  2. обработать полученную информацию;
  3. принять решение о необходимости выезда с определением количества и состава экипажей, оптимального маршрута следования.

Только после подается сигнал тревоги, и вручается путевка руководителю караула с командой о выезде на объект с планом (карточкой) тушения пожара.

Диспетчер
Диспетчер

Отправление

После подачи сигнала тревоги и получения соответствующей путевки руководитель подразделения, проверив экипировку расчета, дает команду на погрузку личного состава. Он также занимает место в одном из ТС, следуя с караулом к очагу возгорания.

Путь

Подразделение следует к месту пожара по возможному кратчайшему маршруту, при этом соблюдая такие требования:

  • при поломке одной из машин остальные продолжают движение в заданном направлении;
  • при выходе из строя ТС с руководителем караула он переходит в другой автомобиль из состава подразделения;
  • при поломке всех машин караула руководитель обязан обеспечить доставку расчета пешком, средства пожаротушения по возможности переносятся вручную;
  • при перемещении транспорта железнодорожным составом автомобили тщательно закрепляют;
  • если техника перевозится в условиях пониженных температур, следует слить воду из радиаторов и цистерн пожаротушения;
  • за сохранностью транспорта на платформе следит часовой, или в кабине каждого авто размещается водитель.

В случае возникновения нештатной ситуации в ходе следования руководитель караула обязан сообщить о ней диспетчеру.

После прибытия на место пожара проводится краткая разведка местности с развертыванием экипажа.

Детальнее о правилах поведения в пути можно узнать из тематических подборок видео и фото на специализированных сайтах в интернете.

Выезд пожарных
Выезд пожарных

Время

Время следования к пожару можно сократить за счет:

  • соблюдения нормативов по сборам и подготовке к отправке;
  • выбора кратчайшего маршрута с включением сирен и других средств оповещения;
  • учета особенностей местности.

На заметку. Остановка движения до момента прибытия на место пожара допускается исключительно по команде диспетчера.

Расчет

Время следования к пожару можно рассчитать по такой формуле:

Т = L/V, в которой:

  • L – дистанция маршрута в км;
  • V – скорость, с которой движется боевой расчет.

Скорость определяют в диапазоне от 25 до 45 км/ч с учетом влияния коэффициентов, учитывающих качество дорожного покрытия нагрузку на двигатель. Первое из значений (С1) принимается в размере от 0,36 до 0,4, вторая – 0,8 при движении летом, 0,9 – зимой.

Требования охраны труда

Учитывая высокую степень ответственности такого мероприятия, как выезд на пожар, требуется соблюдение мер безопасности:

  • обеспечения установленного интервала между бойцами при спуске по столбу, не касаясь его открытыми ладонями;
  • начинать движение при полностью закрытых дверях и кузове авто после подачи команды руководителем караула;
  • включения световой и звуковой сигнализации;
  • соблюдения правил дорожного движения, допускается их нарушение в случае крайней необходимости, если это не угрожает остальным участникам движения.

Руководитель караула лично отвечает за безопасность персонала и соблюдение установленных требований.

Запреты для личного состава

Кратко о запретах для бойцов подразделения. В процессе движения к очагу возгорания личному составу запрещено:

  • курить;
  • пользоваться открытым огнем;
  • находиться на подножках транспорта (кроме ситуаций при размотке рукавов);
  • открывать дверцы кабины или кузова.

В пожарном ТС не должны находиться посторонние лица.

Маршрут

Оптимальные маршруты следования устанавливаются в ходе разработки теоретических планов, исходя из которых диспетчер составляет карточку ликвидации пожара. На выбор маршрута также может повлиять текущая обстановка – состояние дорог, наличие пробок и пр.

Возможные изменения

Если в ходе следования к месту пожара руководитель караула заметил другое возгорание, ему необходимо выделить часть сил на ликвидацию этой опасности, продолжая движение в прежнем направлении. Если собственных сил недостаточно, следует сообщить диспетчеру о необходимости принятия дополнительных мер в отношении нового источника пожара.

При выходе из строя одной или нескольких машин остальным необходимо продолжать движение в заданном направлении.

Ответственность командира отделения

Руководитель подразделения несет персональную ответственность за прибытие расчета на место пожара вне зависимости от того, потушено возгорание или нет. Старший караула обязан контролировать действия личного состава в ходе выезда и соблюдение водителем правил дорожного движения, находясь на постоянной связи с руководством и диспетчером.

Командир пожарного отделения
Командир пожарного отделения

Ответственность водителя

Водитель непосредственно отвечает за соблюдение ПДД, безопасность вверенного ТС, включение световой и звуковой сигнализации при выезде из гаража.

dolzhnostnaya-instruktsiya-voditelya-pozharnogo-avtomobilya
Водитель пожарного автомобиля

Возвращение в подразделение

Перед возвращением в место расположения руководитель караула обязан:

  • убедиться в присутствии всех бойцов;
  • проверить наличие и комплектность оснащения;
  • поручить подчиненным разместить инвентарь на ТС, закрыть крышки гидрантов;
  • доложить вышестоящему руководителю о готовности к возвращению в подразделение.

Только после этого необходимо отправляться в место дислокации по обратному маршруту следования, сохраняя связь с диспетчером.

Снижение ущерба

Боевому расчету важно обеспечить максимальное снижение ущерба за счет выполнения нижеперечисленных требований.

Уменьшение времени извещения

Важно, чтобы сигнализация сработала штатно, а звонок от свидетеля происшествия поступил своевременно. Это сократит время прибытия пожарной команды (соответственно удастся избежать возможных потерь).

Снижение времени сосредоточения сил

Точки дислокации пожарных частей определяются так, чтобы прибытие на пожар в любом месте города происходило как можно быстрее. Это еще один из способов сокращения времени на вызов спецподразделения.

Снижение времени в пути

Время следования сокращается за счет выбора оптимального маршрута, необязательно по кратчайшему пути. Важно учитывать состояние и загруженность дорог.

Повышенные номера

Транспорт пожарных спецподразделений оснащается номерными знаками, указывающими на приоритет этих расчетов в процессе движения по дорогам. Сопровождение ТС сигнализацией является дополнительным средством, способствующим сокращению времени в пути.

Чрезвычайную ситуацию проще ликвидировать с минимальными потерями, если пожарные выезжают на поступивший вызов, придерживаясь установленных нормативов. В этом случае возгорание удастся локализовать без распространения пламени на близлежащие объекты и возникновения опасности для сохранности имущества и жизни людей.

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector