Как пожарные выезжают на вызов и следуют к месту пожара

Оперативность и своевременность ликвидации чрезвычайной ситуации с привлечением специализированного пожарного подразделения во многом зависит от соблюдения системы норм следования к объекту.

Тема предлагаемого материала – выезд и следование по пути на место пожара с учетом нормативов на всех этапах выполнения задания.

Регламентация

Регламент порядка выезда к очагу пожара установлен:

  1. Приказом МЧС № 444, принятым в феврале 2020 года и утверждающим Боевой устав данных специализированных подразделений.
  2. Федеральным законом № 69-ФЗ, определяющим общую систему норм пожарной безопасности.

Два указанных норматива определяют порядок действий расчета и правила поведения в процессе ликвидации чрезвычайной ситуации.

Основная задача

В главную задачу службы пожарной охраны входит, в первую очередь, максимально оперативное устранение опасной обстановки с тушением на начальной стадии, с сохранением материальных ценностей и недопущением человеческих жертв. Если аварийно-спасательный расчет вызывается в качестве дополнительных сил, они должны содействовать основному подразделению в достижении поставленных целей.

Выполнение этих задач предполагает предельное сокращение времени на сборы и путь к месту очага по кратчайшему маршруту для эффективной локализации пожара.

Тушение пожара в жилом доме
Тушение пожара в жилом доме

В каких случаях осуществляется

Необходимость выезда пожарного спецподразделения может быть обусловлена:

  • сообщением о возгорании по доступным способами связи;
  • звонком в пожарную охрану свидетеля возникновения ЧС;
  • наличием внешних признаков пожара – дыма, пламени и пр.;
  • срабатыванием пожарной сигнализации.

Порядок выезда пожарного расчета не зависит от характера поступившего сигнала и производится с условием следования нормам времени и правил.

Определение решающего направления

Решение об отправлении пожарного расчета принимает диспетчер. Маршрут устанавливается одинаковым для всех, чтобы обеспечить единовременное прибытие.

Решающее направление выезда определяют с учетом таких принципов:

  • в приоритете самое первое – спасение жизни и эвакуация людей;
  • следует исключить опасность обрушения несущих конструкций, взрывы;
  • после начала выполнения основной задачи дополнительные силы действуют на целях, препятствующих расширению очага;
  • если горит отдельное здание, силы следует сосредоточить на наиболее интенсивной зоне горения.

Если загоревшееся здание не представляет ценности, второй основной задачей будет не допустить распространения пламени на соседние объекты, на которые огонь еще не перешел.

ТС

Подразделения пожарной охраны выезжают к очагу пожара на специальном пожарном транспорте – автомобилях, приспособленных для эффективной борьбы с пожарами.

Выезд пожарной машины на пожар
Выезд пожарной машины на пожар

Что используется

Выполнение задачи по ликвидации пожара требует комплектации личного состава:

  • пожарно-техническим инструментом и оборудованием, включая индивидуальные спасатели – дыхательные установки;
  • оборудованием пожаротушения;
  • оборудованием для спасения людей, включая технические устройства для этих целей;
  • средствами связи и управления составом;
  • медикаментами, инструментами и оборудованием для первой помощи пострадавшим;
  • прочими дополнительными средствами и приспособлениями.

В дополнение к штатному пожарному оснащению, перевозимому на транспортных средствах и автомобилях и входящему в личную экипировку экипажа расчета, подразделение для большей эффективности использует системы пожаротушения, которыми располагает предприятие, где произошел пожар.

Личный состав

Основная роль в ликвидации опасной пожарной ситуации отводится личному составу. Подразделение комплектуется постовыми отделениями и караулами. Одна пожарная часть включает в себя четыре караула. Отряд состоит из нескольких таких частей, а пожарный гарнизон – это соединение отрядов.

Подготовка

При получении распоряжения на выезд руководитель обязан проверить амуницию личного состава, укомплектованность. После этого собранный и подготовленный экипаж в штатном обмундировании и с необходимым инструментом оперативно занимает место в ТС.

Действия диспетчера

Диспетчер для принятия решения о подаче команды на выезд техники обязан:

  1. принять поступивший сигнал на диспетчерский пульт;
  2. обработать полученную информацию, которая поступает при сигнале;
  3. принять решение о необходимости выезда с определением количества и состава экипажей, найти оптимальный путь следования.

Только после подается сигнал тревоги, и вручается путевка руководителю с распоряжении о выезде на объект с планом (карточкой) тушения пожара.

Диспетчер

Отправление

После подачи сигнала тревоги и получения соответствующей путевки начальник, проверив экипировку, дает команду на погрузку личного состава. Он также занимает место в одном из ТС, следуя с караулом к месту очага пожара.

Путь

Подразделение следует на пожарных автомобилях к месту пожара по возможному кратчайшему маршруту, при этом соблюдая такие требования в своей работе:

  • при поломке одной из пожарных машин колонны остальные не останавливаются, а продолжают движение в заданном направлении;
  • при вынужденном выходе из строя ТС с руководителем караула он переходит в другой автомобиль из состава подразделения;
  • при поломке всех машин начальник обязан обеспечить доставку расчета пешком, средства пожаротушения по возможности переносятся вручную;
  • при перемещении транспорта железнодорожным составом автомобили тщательно закрепляют;
  • если техника перевозится в условиях пониженных температур зимой, следует в пути слить воду из радиаторов и даже цистерн пожаротушения;
  • за сохранностью транспорта на платформе следит часовой, или в кабине каждого авто размещается водитель.

В случае возникновения нештатной ситуации в ходе следования руководитель караула обязан сообщить о ней диспетчеру.

После прибывания на место пожара проводится краткая разведка местности с работой по развертыванию экипажа.

Детальнее о правилах поведения в пути можно узнать из тематических подборок видео и фото на специализированных сайтах в интернете.

Выезд пожарных
Выезд пожарных

Время

Время следования пожарной техники к пожару можно сократить за счет следующей тактики:

  • нормативов по сборам в пункте и подготовке к отправке;
  • выбора кратчайшего пути с включением сирен и других источников оповещения;
  • учета особенностей местности и дорог.

На заметку. Остановка движения пожарной техники до момента прибытия на место пожара допускается исключительно по команде диспетчера.

Расчет

Время следования пожарной техники к пожару можно рассчитать по такой формуле:

Т = L/V, в которой:

  • L – показатель дистанции автомобиля в км;
  • V – скорость, с которой движется спасательный расчет по дороге.

Среднюю скорость машины определяют в диапазоне от 25 до 45 км/ч с учетом влияния коэффициентов, учитывающих тепловой режим двигателя и автомобиля качество дорожного покрытия нагрузку на двигатель автомобиля. Первое из значений в России (С1) принимается в размере от 0,36 до 0,4, вторая равна 0,8 при движении летом, 0,9 – в зимнее время.

Требования охраны труда

Учитывая высокую степень требований к такому противопожарному мероприятию, как выезд на пожар, требуется соблюдение мер безопасности:

  • обеспечения установленного интервала между бойцами при спуске по столбу, не касаясь его открытыми ладонями;
  • начинать движение при полностью закрытых дверях и кузове пожарного автомобиля после подачи команды руководителем караула;
  • включения световой и звуковой сигнализации на пожарных автомобилях;
  • соблюдения правил дорожного движения, допускается их нарушение в случае крайней необходимости, если это в данную минуту не угрожает остальным участникам движения.

Руководитель караула лично отвечает за безопасность персонала и соблюдение правил.

Запреты для личного состава

Кратко о запретах для бойцов подразделения во время работы. В процессе движения к очагу пожара личному составу запрещено:

  • курить;
  • пользоваться открытым огнем;
  • находиться на подножках транспорта (кроме случаев при размотке рукавов);
  • открывать дверцы кабины машины или кузова в дороге, но можно открывать окно.

В пожарном ТС не должны находиться посторонние лица.

Маршрут

Оптимальные маршруты следования устанавливаются в ходе разработки теоретических планов, исходя из которых дежурный пожарный диспетчер составляет карточку ликвидации пожара. На выбор маршрута также может повлиять текущая обстановка – состояние дорог, наличие пробок и пр.

Возможные изменения

Если в ходе следования по дороге к месту пожара руководитель караула заметил другой источник пламени, ему необходимо выделить часть сил на ликвидацию этой опасности, продолжая движение в прежнем направлении. Если собственных сил недостаточно, следует сообщить дежурному диспетчеру по контактам о необходимости принятия дополнительных мер организации в отношении нового обнаруженного источника пожара.

При выходе из строя одной или нескольких пожарных машин остальным необходимо продолжать движение в заданном направлении.

Ответственность командира отделения

Начальник несет персональную ответственность за прибытие на место пожара вне зависимости от того, потушено возгорание или нет. Старший караула обязан контролировать действия личного пожарного состава в ходе выезда и соблюдение водителем правил дорожного движения, находясь на постоянной связи с руководством и центральной диспетчерской службой.

Командир пожарного отделения
Командир пожарного отделения

Ответственность водителя

Водитель непосредственно отвечает за ПДД, безопасность вверенного ТС, включение световой и звуковой сигнализации при безопасном выезде из гаража.

dolzhnostnaya-instruktsiya-voditelya-pozharnogo-avtomobilya
Водитель пожарного автомобиля

Возвращение в подразделение

Перед возвращением в место расположения руководитель пожарного караула обязан:

  • убедиться в присутствии всех бойцов;
  • проверить наличие и комплектность оснащения;
  • поручить подчиненным разместить инвентарь на ТС, закрыть крышки гидрантов;
  • далее — доложить вышестоящему начальнику о готовности к возвращению в подразделение.

Только после этого необходимо отправляться в место дислокации по обратному маршруту следования, сохраняя связь и отчет по новостям с дежурным диспетчером.

Снижение ущерба

Боевому расчету важно обеспечить максимальное уменьшение ущерба за счет выполнения разных нижеперечисленных требований.

Уменьшение времени извещения

Важно, чтобы сигнализация сработала штатно, а звонок от свидетеля происшествия поступил своевременно. Это сократит срок прибытия пожарной команды (соответственно удастся избежать возможных потерь).

Снижение времени сосредоточения сил

Точки дислокации пожарных частей определяются так, чтобы можно было прибыть на пожар в любом месте и районе города как можно быстрее. Это еще один из способов сокращения времени на вызов и выезд спецподразделения.

Минимизация времени в пути

Время следования пожарной техники сокращается за счет выбора оптимального маршрута, необязательно по кратчайшему пути. Важно учитывать состояние и загруженность дорог.

Повышенные номера

Транспорт и техника пожарных спецподразделений оснащается номерными знаками, указывающими на приоритет в процессе движения автомобилей по дорогам. Сопровождение ТС сигнализацией является дополнительным средством, способствующим сокращению времени в пути.

Чрезвычайную ситуацию проще ликвидировать с минимальными потерями, если пожарные выезжают на поступивший вызов, придерживаясь установленных нормативов. В этом случае возгорание удастся локализовать без распространения пламени на близлежащие объекты и возникновения опасности для сохранности имущества и жизни людей.

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector