Как работает аэродромный пожарный автомобиль

К разновидностям пожарных машин особого назначения относятся аэродромные автомобили (АА). Такая техника служит для устранения возгораний на аэродромах. АА обладают некоторыми особенностями.

Как работает аэродромный пожарный автомобиль

Аэродромный пожарный автомобиль

Пожарный автомобиль АА используется для обеспечения безопасности аэропортов и взлетных полос. Машины применяют, в частности, для:

  • тушения возгораний в летательных аппаратах;
  • эвакуации людей;
  • ликвидации воспламенений на территории аэродромов;
  • предотвращения возгораний на взлетно-посадочных полосах.

История создания и развития

История создания первого автомобиля на шасси уходит своими корнями в пятидесятые годы прошлого столетия. Впервые массовый выпуск АА был запущен в СССР в 1952 году. С этого момента модели постоянно модернизировались и оснащались новыми шасси и средствами пожаротушения.

Относительно современную модель Союз начал выпускать в 1973 году. Речь идет о АА-60. Автомобиль был оснащен цистерной объемом 11 000 литров воды и резервуаром пенообразователя емкостью в 800 литров. Лафетный ствол управлялся дистанционно гидравлическим механизмом, а насос работал с подачей до 60 л/сек.

Последующие модели автомобилей экипировались дополнительным оборудованием, например, резервуаром с порошковым составом, еще одним стволом и трапом, спроектированным для эвакуации людей из горящих самолетов.

Назначение

Классификация аэродромных машин ведется по признаку назначения. В частности, выделяют две большие группы ТС:

  1. Стартовые. Постоянно дежурят у взлетно-посадочной полосы. Из-за долгого времени пребывания на улице такие автомобили оснащены подогревателями цистерны и емкости с водой. В качестве дополнительных средств борьбы с огнем возят с собой переносные установки с порошковыми составами или углекислотой объемом 50–100 кг.
  2. Основные. Такие машины находятся в подразделении пожарной охраны и отправляются на место происшествия после поступления сигнала. Оснащены шасси повышенной проходимости, а также напорными рукавами и дисковыми пилами для распила фюзеляжа.

Помимо основного назначения – ликвидации возгораний летательных аппаратов и эвакуации пострадавших – автомобили используются для заполнения взлетно-посадочной полосы пенным составом. Это облегчает приземление судна: вещество снижает торможение, сокращая возможность поломки самолета. Одновременно с этим субстанция изолирует топливо (разливаемое судном) и понижает концентрацию в окружающем воздухе его испарений.

На заметку. Согласно статистике, 30% всех аварий с участием летательных аппаратов происходят на взлетно-посадочной полосе.

Конструктивные особенности

К конструктивным особенностям АА относят:

  1. Насос. Обязательное устройство пожарной машины. Он нагнетает огнетушащее вещество в рукав из цистерны. В качестве источника энергии оборудования используется двигатель шасси или автономный двигатель. Обычно на автомобили устанавливаются устройства с показателем подачи 60–80 л/с при напоре в 100 м.
  2. Аппараты для заполнения взлетно-посадочной полосы пенным составом. Крепятся на бампер или под ним. Представляют собой разветвленный сухотруб со специальными насадками в местах выхода огнегасящего вещества. В качестве средства тушения используется пена средней кратности. Единственные требования, предъявляемые к таким устройствам – прочность и удобное подключение к цистерне.
Аэродромный пожарный автомобиль

Тактико-технические характеристики

Модели автомобилей отличаются друг от друга по нескольким параметрам. К базовым техническим характеристикам относят:

  • число мест для команды, включая водителя;
  • наличие дополнительных средств пожаротушения (газовых огнетушителей, инструментов, экипировки и пр.);
  • запас воды и пенообразователя;
  • подача и напор насоса, также учитывается тип устройства;
  • марка ствола;
  • максимальная скорость автомобиля.

Существует несколько дополнительных характеристик, учитываемых при выборе техники:

  1. Габариты машины. Учитываются длина, ширина и высота без запаса огнетушащего вещества и расчета.
  2. Масса автомобиля.
  3. Тип шасси и колесная формула.
  4. Мощность двигателя.
  5. Количество подбамперных установок. Эти устройства применяются для покрытия полосы пеной. От их количества будет зависеть эффективность и скорость работы машины.
  6. Возможная площадь тушения. Рассчитывается отдельно для воды и пены разной кратности.
  7. Производительность ствола.

Особенности и отличия

Основные отличия заключаются в технических параметрах машин. Особенности касаются экипировки автомобиля и зависят от вида воздушных судов. Дополнительно техника может оснащаться:

  • пилами для распила фюзеляжа;
  • газовыми огнетушителями;
  • подъемниками и лестницами для эвакуации;
  • огнетушителями на основе особых порошковых составов для тушения горящих металлов;
  • средствами защиты от электрического тока.

Принцип работы на пожаре

Согласно статистике, при условии исправной теплоизоляции воздушного судна время, в течение которого можно спасти пострадавших в пожаре на борту, составляет 3–5 минут.

Аэродромный пожарный автомобиль

В зависимости от ситуации АА работает по-разному и выполняет разнообразные функции. Различают три основных действия пожарной машины:

  1. Покрытие взлетно-посадочной полосы пеной. Применяется в случае, если на аэродроме планируется посадка воздушного судна, терпящего крушение или уже загоревшегося. Пена оказывает изолирующее действие, не позволяя искрам спровоцировать новые возгорания, а также снижает концентрацию разливаемого судном топлива.
  2. Тушение пожара. При возгорании воздушного судна аэродромные автомобили занимаются ликвидацией пламени. Борьба с огнем производится за счет цистерн с огнетушащим веществом (водой или пеной), а также дополнительных средств пожаротушения: огнетушителей, инертных газов.
  3. Эвакуация людей. Несмотря на то что воздушное судно оснащено средствами эвакуации, при развитом возгорании они могут оказаться недоступны. В таких ситуациях пожарный расчет использует инструменты для вскрытия фюзеляжа, а также пожарные лестницы и подъемники для безопасной эвакуации пострадавших.

Разновидности моделей

От параметров модели зависит цена автомобиля, а также эффективность его работы. Купить машину можно у официального производителя, а увидеть фото выбранной техники – на сайте компании.

АА-12/60 (КАМАЗ-63501)

Отвечает международным стандартам. У модели две основные особенности:

  1. Использование углекислого газа. Помимо стандартных емкостей с водой и пеной, АА-12/60 оснащен аппаратом углекислотного тушения.
  2. Строение кузова. Пространство делится на три части: в передней хранится дополнительное оборудование, в средней – резервуар с водой, а в задней части – насос.
АА-12/60 (КАМАЗ-63501)

АА-8.0/40 (4320)

Эту модель традиционно относят к основным пожарным автомобилям. Развивает меньшую скорость, нежели АА-12/60, но обладает схожим функционалом. Основная разница между двумя машинами – шасси. АА-8.0/40 работает на шасси фирмы «Урал», тогда как АА-12/60 использует шасси «КамАЗ».

АА-8,0-90,6

Следующую разновидность таких автомобилей – АА 9.0/40 – считают более совершенной из-за большей емкости цистерн для огнетушащего вещества при сохранении остальных параметров.

АА-60 (МАЗ 7313)

Более массивен, нежели предыдущие модели. АА-60 предназначен для тушения разлитого авиатоплива. Оснащен более вместительными цистернами для воды и пенообразователя из-за своего предназначения – тушить объемные возгорания. Боевой расчет такой машины исчисляется четырьмя людьми против шести для предыдущих моделей.

АА-60 (МАЗ 7313)

АА-13/60 (6560)

Автомобиль обладает следующими особенностями:

  • скорость и маневренность: машина развивает скорость до 100 км/ч;
  • возможность использования посторонних источников для тушения возгорания (например, реки или гидранта).
АА–13/60 (6560)

Требования к пожарной аэродромной технике

Требования к технике в конкретном аэропорту зависят от его категории. Она присваивается исходя из параметров:

  • габариты используемых судов;
  • интенсивность трафика.

Всего существует 9 категорий, которые определяют следующие параметры:

  1. Количество пожарных автомобилей. На каждом аэродроме должна дежурить как минимум одна машина с запасом огнетушащего средства в 8 тонн. Однако количество таких автомобилей будет увеличиваться при повышении нормативов категории.
  2. Подача огнетушащего вещества. Производительность насоса должна быть в параметрах 60–220 литров в секунду.

Существует несколько общих норм АА:

  • расположение автомобилей должно позволять развернуть спасательную операцию за три минуты;
  • развитие скорости свыше 100 км/ч;
  • использование шасси повышенной грузоподъемности;
  • разгон до 80 км/ч в течение 45 секунд;
  • использование полноприводных шасси с колесной формулой 6х6 или 8х8;
  • команда спасателей состоит из 4 человек, включая водителя, иногда допустима работа команды из 3 человек.

Выводы

АА используются для ликвидации возгораний летательных аппаратов. Определенное категорией аэропорта количество машин дежурит у взлетно-посадочной полосы, остальные ждут сигнала на станции пожарной охраны.

Для преодоления возможных преград такая техника оборудована шасси. Средства борьбы с воспламенением, используемые на АА, отвечают назначению машины: лафетный ствол удобен для интенсивной подачи огнетушащего вещества, подбамперные насадки – для заполнения полосы пеной.

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector