К разновидностям пожарных машин особого назначения относятся аэродромные автомобили (АА). Такая техника служит для устранения возгораний на аэродромах. АА обладают некоторыми особенностями.
- Аэродромный пожарный автомобиль
- История создания и развития
- Назначение
- Конструктивные особенности
- Тактико-технические характеристики
- Особенности и отличия
- Принцип работы на пожаре
- Разновидности моделей
- АА-12/60 (КАМАЗ-63501)
- АА-8.0/40 (4320)
- АА-60 (МАЗ 7313)
- АА-13/60 (6560)
- Требования к пожарной аэродромной технике
- Выводы
Аэродромный пожарный автомобиль
Пожарный автомобиль АА используется для обеспечения безопасности аэропортов и взлетных полос. Машины применяют, в частности, для:
- тушения возгораний в летательных аппаратах;
- эвакуации людей;
- ликвидации воспламенений на территории аэродромов;
- предотвращения возгораний на взлетно-посадочных полосах.
История создания и развития
История создания первого автомобиля на шасси уходит своими корнями в пятидесятые годы прошлого столетия. Впервые массовый выпуск АА был запущен в СССР в 1952 году. С этого момента модели постоянно модернизировались и оснащались новыми шасси и средствами пожаротушения.
Относительно современную модель Союз начал выпускать в 1973 году. Речь идет о АА-60. Автомобиль был оснащен цистерной объемом 11 000 литров воды и резервуаром пенообразователя емкостью в 800 литров. Лафетный ствол управлялся дистанционно гидравлическим механизмом, а насос работал с подачей до 60 л/сек.
Последующие модели автомобилей экипировались дополнительным оборудованием, например, резервуаром с порошковым составом, еще одним стволом и трапом, спроектированным для эвакуации людей из горящих самолетов.
Назначение
Классификация аэродромных машин ведется по признаку назначения. В частности, выделяют две большие группы ТС:
- Стартовые. Постоянно дежурят у взлетно-посадочной полосы. Из-за долгого времени пребывания на улице такие автомобили оснащены подогревателями цистерны и емкости с водой. В качестве дополнительных средств борьбы с огнем возят с собой переносные установки с порошковыми составами или углекислотой объемом 50–100 кг.
- Основные. Такие машины находятся в подразделении пожарной охраны и отправляются на место происшествия после поступления сигнала. Оснащены шасси повышенной проходимости, а также напорными рукавами и дисковыми пилами для распила фюзеляжа.
Помимо основного назначения – ликвидации возгораний летательных аппаратов и эвакуации пострадавших – автомобили используются для заполнения взлетно-посадочной полосы пенным составом. Это облегчает приземление судна: вещество снижает торможение, сокращая возможность поломки самолета. Одновременно с этим субстанция изолирует топливо (разливаемое судном) и понижает концентрацию в окружающем воздухе его испарений.
На заметку. Согласно статистике, 30% всех аварий с участием летательных аппаратов происходят на взлетно-посадочной полосе.
Конструктивные особенности
К конструктивным особенностям АА относят:
- Насос. Обязательное устройство пожарной машины. Он нагнетает огнетушащее вещество в рукав из цистерны. В качестве источника энергии оборудования используется двигатель шасси или автономный двигатель. Обычно на автомобили устанавливаются устройства с показателем подачи 60–80 л/с при напоре в 100 м.
- Аппараты для заполнения взлетно-посадочной полосы пенным составом. Крепятся на бампер или под ним. Представляют собой разветвленный сухотруб со специальными насадками в местах выхода огнегасящего вещества. В качестве средства тушения используется пена средней кратности. Единственные требования, предъявляемые к таким устройствам – прочность и удобное подключение к цистерне.
Тактико-технические характеристики
Модели автомобилей отличаются друг от друга по нескольким параметрам. К базовым техническим характеристикам относят:
- число мест для команды, включая водителя;
- наличие дополнительных средств пожаротушения (газовых огнетушителей, инструментов, экипировки и пр.);
- запас воды и пенообразователя;
- подача и напор насоса, также учитывается тип устройства;
- марка ствола;
- максимальная скорость автомобиля.
Существует несколько дополнительных характеристик, учитываемых при выборе техники:
- Габариты машины. Учитываются длина, ширина и высота без запаса огнетушащего вещества и расчета.
- Масса автомобиля.
- Тип шасси и колесная формула.
- Мощность двигателя.
- Количество подбамперных установок. Эти устройства применяются для покрытия полосы пеной. От их количества будет зависеть эффективность и скорость работы машины.
- Возможная площадь тушения. Рассчитывается отдельно для воды и пены разной кратности.
- Производительность ствола.
Особенности и отличия
Основные отличия заключаются в технических параметрах машин. Особенности касаются экипировки автомобиля и зависят от вида воздушных судов. Дополнительно техника может оснащаться:
- пилами для распила фюзеляжа;
- газовыми огнетушителями;
- подъемниками и лестницами для эвакуации;
- огнетушителями на основе особых порошковых составов для тушения горящих металлов;
- средствами защиты от электрического тока.
Принцип работы на пожаре
Согласно статистике, при условии исправной теплоизоляции воздушного судна время, в течение которого можно спасти пострадавших в пожаре на борту, составляет 3–5 минут.
В зависимости от ситуации АА работает по-разному и выполняет разнообразные функции. Различают три основных действия пожарной машины:
- Покрытие взлетно-посадочной полосы пеной. Применяется в случае, если на аэродроме планируется посадка воздушного судна, терпящего крушение или уже загоревшегося. Пена оказывает изолирующее действие, не позволяя искрам спровоцировать новые возгорания, а также снижает концентрацию разливаемого судном топлива.
- Тушение пожара. При возгорании воздушного судна аэродромные автомобили занимаются ликвидацией пламени. Борьба с огнем производится за счет цистерн с огнетушащим веществом (водой или пеной), а также дополнительных средств пожаротушения: огнетушителей, инертных газов.
- Эвакуация людей. Несмотря на то что воздушное судно оснащено средствами эвакуации, при развитом возгорании они могут оказаться недоступны. В таких ситуациях пожарный расчет использует инструменты для вскрытия фюзеляжа, а также пожарные лестницы и подъемники для безопасной эвакуации пострадавших.
Разновидности моделей
От параметров модели зависит цена автомобиля, а также эффективность его работы. Купить машину можно у официального производителя, а увидеть фото выбранной техники – на сайте компании.
АА-12/60 (КАМАЗ-63501)
Отвечает международным стандартам. У модели две основные особенности:
- Использование углекислого газа. Помимо стандартных емкостей с водой и пеной, АА-12/60 оснащен аппаратом углекислотного тушения.
- Строение кузова. Пространство делится на три части: в передней хранится дополнительное оборудование, в средней – резервуар с водой, а в задней части – насос.
АА-8.0/40 (4320)
Эту модель традиционно относят к основным пожарным автомобилям. Развивает меньшую скорость, нежели АА-12/60, но обладает схожим функционалом. Основная разница между двумя машинами – шасси. АА-8.0/40 работает на шасси фирмы «Урал», тогда как АА-12/60 использует шасси «КамАЗ».
Следующую разновидность таких автомобилей – АА 9.0/40 – считают более совершенной из-за большей емкости цистерн для огнетушащего вещества при сохранении остальных параметров.
АА-60 (МАЗ 7313)
Более массивен, нежели предыдущие модели. АА-60 предназначен для тушения разлитого авиатоплива. Оснащен более вместительными цистернами для воды и пенообразователя из-за своего предназначения – тушить объемные возгорания. Боевой расчет такой машины исчисляется четырьмя людьми против шести для предыдущих моделей.
АА-13/60 (6560)
Автомобиль обладает следующими особенностями:
- скорость и маневренность: машина развивает скорость до 100 км/ч;
- возможность использования посторонних источников для тушения возгорания (например, реки или гидранта).
Требования к пожарной аэродромной технике
Требования к технике в конкретном аэропорту зависят от его категории. Она присваивается исходя из параметров:
- габариты используемых судов;
- интенсивность трафика.
Всего существует 9 категорий, которые определяют следующие параметры:
- Количество пожарных автомобилей. На каждом аэродроме должна дежурить как минимум одна машина с запасом огнетушащего средства в 8 тонн. Однако количество таких автомобилей будет увеличиваться при повышении нормативов категории.
- Подача огнетушащего вещества. Производительность насоса должна быть в параметрах 60–220 литров в секунду.
Существует несколько общих норм АА:
- расположение автомобилей должно позволять развернуть спасательную операцию за три минуты;
- развитие скорости свыше 100 км/ч;
- использование шасси повышенной грузоподъемности;
- разгон до 80 км/ч в течение 45 секунд;
- использование полноприводных шасси с колесной формулой 6х6 или 8х8;
- команда спасателей состоит из 4 человек, включая водителя, иногда допустима работа команды из 3 человек.
Выводы
АА используются для ликвидации возгораний летательных аппаратов. Определенное категорией аэропорта количество машин дежурит у взлетно-посадочной полосы, остальные ждут сигнала на станции пожарной охраны.
Для преодоления возможных преград такая техника оборудована шасси. Средства борьбы с воспламенением, используемые на АА, отвечают назначению машины: лафетный ствол удобен для интенсивной подачи огнетушащего вещества, подбамперные насадки – для заполнения полосы пеной. Стоит рассмотреть пожарную машину Скания, автомобили этой фирмы повсеместно распространены в России и за рубежом.
Пожарные вертолеты также эффективны как при устранении ЧС, так и для проведения спасательных операций.