Классификация и эксплуатация пожарных поездов

Для обеспечения необходимой безопасности железных дорог, а также для ликвидации возгораний, которые могут возникнуть в результате крушения или других ЧС, используют пожарный поезд (ПП). Он имеет отличительные технические характеристики от обычного подвижного состава. Об особенностях таких поездов, его комплектации и о том, как осуществляется вызов к месту происшествия – об этом поговорим подробнее.

Что такое пожарный поезд

Это ЖД транспорт, который формируется из нескольких специальных вагонов. Главное его предназначение – тушение возгораний различной интенсивности, начавшихся в результате ЧС, и ликвидация последствий на любом подвижном составе, на близлежащих объектах ЖД и ее ответвлениях.

Пожарный поезд

В Российской Федерации функционирует 305 таких мобильных подвижных составов. 80 из них относятся к специализированным, с повышенным классом обеспечения и оснащения. Все они создаются, при необходимости ликвидируются или передислоцируются только по предварительному решению руководства ОАО «РЖД».

Важно! Пожарный транспорт имеет возможность ликвидировать аварии подвижного состава, перевозящего грузы III и IV класса опасности.

Подать сигнал о вызове поезда могут несколько лиц:

  • машинист подвижного состава, потерпевшего крушение или попавшего в другую ЧС (возгорание);
  • путевые работники;
  • начальники военизированных служб охраны;
  • дежурные по вокзалу.

При поступлении сигнала тревоги соблюдается порядок передачи сведений о выездах пожарных поездов, осуществляется он следующим образом:

  1. Дежурный по станции и диспетчер совместно решают, какой поезд выслать к месту ЧП.
  2. Начальник станции обязан прислать дизельный локомотив, который в данный момент свободен. Стоит заметить, что время, которое затрачивается на это действие, не должно превысить 8–10 мин.
  3. Бригада боевого расчета занимает место в головном вагоне вместе с машинистом, где находится пожарное снаряжение и одежда.
  4. После согласования и полной комплектации состава диспетчер / дежурный по станции отдает распоряжение об отправке.

ПП имеет все преимущества перед другими подвижными составами и сохраняет максимально допустимую скорость.

Внимание! Если дизельного локомотива нет в наличии, то отправляют любой другой свободный. В таком случае по прибытии на место ЧП дежурный по ЖД должен подготовить другой паровоз или тепловоз.

Строго запрещено оставлять ПП без локомотива с момента его выхода с места постоянной дислокации и до возвращения обратно.

Предназначение

Основная задача, для чего используют такие составы – обеспечение пожарной безопасности в ходе перевоза грузов или пассажиров. Также в предназначение ПП входит:

  • тушение возгорания на стационарных объектах и в полосе отвода ЖД;
  • проведение спасательных операций и аварийных восстановительных работ;
  • ликвидация последствий аварии.

Важно! Для выполнения любых других работ они не используются, это запрещено.

Тактико-технические характеристики

В зависимости от классификации поездов их характеристики и комплектации могут существенно отличаться. Для примера и сравнения составим таблицу.

Характеристики и комплектацияПоезда первой категорииПоезда второй категории
Цистерны для перевозки воды, м350 или 72,320, 50 или 72,3
Водонапорные рукава (51 мм), м700500
Водонапорные рукава (66 мм), м1 000800
Пенообразователь, л10 0005 000
Количество человек боевого расчета76
Огнетушители

Углекислотные (кол. шт.)

Порошковые (кол. шт.)

Порошковые передвижные (кол. шт.)

5

5

5

5

5

2

Мотопомпы для откачки22

Важно! Независимо от категории, все составы оборудуются связью (радиостанция, телефон, мегафон) и имеют фонари для работы в ночное время.

Оснащение

Помимо основного оборудования, такого как мотопомпы, рукава, электростанция в комплектацию входит обязательное оснащение, помогающее боевому расчету выполнять поставленную задачу.

Пожарный вагон должен вмещать:

  • аппараты со сжатым воздухом, позволяющие быстро производить зарядку баллонов газодымозащитникам, работающих в условиях, непригодных для нормального дыхания;
  • компрессор для заправки баллонов;
  • две и более аптечки первой помощи, причем одна из них используется только в случае крайней необходимости;
  • питьевой бак для личного состава, в который ежедневно заливается горячая кипяченая вода;
  • теплые вещи для караула и начальствующего состава, особенно работающих в холодных регионах страны: это могут быть валенки, полушубки, нательное теплое белье.

На заметку. На фотографии видно, что ПП имеют красный цвет.

 

Места дислокации

Поезда, которые предназначены для быстрого реагирования во время ЧП, имеют свое стационарное место дислокации. Пункты стоянки устанавливаются руководством ЖД. Главным образом, техника располагается на таких станциях, как:

  • крупных грузовых;
  • крупных пассажирских;
  • сортировочных;
  • на конечных пунктах, где имеется локомотивный парк.

При этом для захода поезда на место дислокации используются отводные пути, расположенные вблизи основных объектов и имеющие двусторонний выход.

ПП не имеет своего локомотива (что видно на фото), посему для его движения выделяется тепловоз на дизельном топливе, который, в отличие от электровоза, может обеспечить мобильность составу в условиях, когда при пожаре электропитание обесточивается.

Главное условие места дислокации: пожарный состав должен находиться на расстоянии от одного до 2,5 часов езды до конечного пункта, граничащего с другим (до 100 км). Чтобы к месту аварии поезд прибыл как можно быстрее, его пропускают с максимальной скоростью, которую можно развить на конкретном участке пути, с учетом конструктивной особенности вагонов и локомотива.

В месте дислокации должны находиться такие сооружения:

  • склад с ГСМ;
  • мастерская для ремонта оборудования;
  • склад для хранения инвентаря;
  • зал для отдыха дежурного боевого расчета и спортзал;
  • гидрант для закачки воды.

Со стоянкой поддерживается стабильная связь через телефонные линии, подведено электричество.

Классификация пожарных поездов

По предназначению и использованию ПП классифицируются на две отдельные категории: первая (специализированная) и вторая (обычная).

Первая категория

Специализированные ПП 1-й категории, кроме главного назначения, необходимы еще и для устранения аварий, связанных со взрывоопасными веществами или химическими грузами. Кроме стандартных вагонов с оборудованием для тушения, техника имеет еще несколько вспомогательных дополнительных вагонов:

  • одни предназначены для перекачки жидкостей из неисправных или поврежденных цистерн, оснащены для этого оборудованием и материалами;
  • другие вагоны-цистерны применяют в основном для сбора вытекающей жидкости.

Один такой поезд способен заменить по своим возможностям 4 пожарных части или более пятидесяти пожарных машин.

Вторая категория

Предназначен ПП 2-й категории для тушения возгораний в полосах отводов железной дороги. В его комплектацию, как правило, входит:

  • пассажирский вагон, предварительно переоборудованный под спецтехнику: насосную станцию и мотопомпы;
  • отделение для размещения личного состава, предусмотренного для 32 человек.

Также в составе имеется 2–3 вагона-цистерны, способных доставлять к месту возгорания до 70 кубов воды. Техника оснащена оборудованием для подогрева в зимний период.

Современные модели

Впервые ПП появились в России в далеком 1921 году на территории 6 губерний. Они были оснащены паровыми насосами, емкостями для воды, вмещающими 1500 ведер, водонапорным рукавом длиною до 1 км и другим необходимым инвентарем.

Российские

Современные модели прошли существенную модернизацию: была увеличена длина рукава до 1,5 км, повышен объем пенообразователя до 10 тонн. Тактические характеристики были увеличены, что стало позволять проводить одновременно несколько операций: тушить пожар, собирать разлитые вещества, перекачивать жидкости из поврежденных цистерн.

Усовершенствованные ПП могут осуществлять тушение пожаров в туннелях. Для этого они оборудованы двумя дополнительными установками:

  • выдвижной кран контейнерного типа;
  • радиоуправляемый модуль-робот LUF-60. Конструкция способна передвигаться в туннели по рельсам или гусеничным ходом.

Зарубежные

Многие европейские страны выделяют большие средства для закупки или производства новейших технологий. Например, Германия и Швеция оборудовали ПП собственными тепловозами, которые располагаются с двух сторон состава. Это значительно сокращает время реагирования в случае пожара, и увеличивается мобильность.

Боевой расчет пожарного поезда

Боевой расчет аварийно-спасательного поезда включает в себя несколько человек: 4 пожарных, машинист, медик и командир звена. Смена расчета происходит каждые 6 часов, при этом в карауле всегда находится от 6 до 8 чел.

Боевой расчет пожарного поезда

В случае поступления сигнала о возгорании структура боевого расчета пополняется дополнительными людьми:

  • личным составом из охраны станции, на которой расположен поезд;
  • работниками пожарного состава, в данный момент находящимися на отдыхе, но проживающие в непосредственной близи от места дислокации;
  • добровольцами из пожарных дружин, прошедшие спецподготовку.

Также в состав боевого расчета входят от 3 до 5 человек, состоящих в звеньях газодымозащитников, участвующих в дежурстве караула. Ответственность за эксплуатацию, готовность состава и содержание пожарного поезда возлагается на начальника железнодорожного транспорта или главного дежурного караула. За обеспечение технического оснащения и его наличие – начальник отряда (начальник подразделения охраны станции).

На видео можно увидеть, как будет выглядеть ПП в полном составе.

Железнодорожный пожарный транспорт способен быстро прибыть на место возникновения ЧС для ликвидации последствий ЧП и спасательной операции. Он оснащен всем необходимым для этого оборудованием. Современные ПП способны тушить пожары в труднодоступных местах, таких как туннели, что позволяет сохранить жизни многих людей.

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector