Инструкция по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и МВПС

Законодательная база РФ в области железнодорожных путей сообщения полностью устарела и не соответствует современным требованиям пожарной безопасности (ПБ). Прежние документы отменены, а новые только планируется разработать. Поэтому нормы безопасной эксплуатации подвижных составов (моторвагонных, локомотивных) приходится собирать по частям – из ГОСТов, стандартов РЖД и правил противопожарной безопасности МЧС. На 2020 год порядок эксплуатации вагонов обмоторенных либо на тяге остается прежним.

Локомотивный подвижной состав – ж/д транспорт с различными типами вагонов, которые приводятся в движение за счет тяги локомотива. К такому транспорту относят пассажирские поезда, электрички, паровозы, товарняки. В отличие от моторвагонных составов, локомотивные начинают движение от первого состава (силового).

Вагоны метрополитена, например, разгоняются равномерно, т. к. каждый из них имеет собственный мотор.

Несмотря на безопасность локомотивных составов, тепловозы и электровозы горят часто. Главными причинами становятся ошибки машинистов, обслуживающих локомотив и его технику.

Пожарная безопасность на локомотивах

В связи с отменой в 2019 г. стандартов безопасности на ж/д транспорте ППБО-109-92 и ЦТ-ЦУО-175 разрабатывается новая инструкция с проектным названием «Правила противопожарного режима при эксплуатации железнодорожного подвижного состава».

В 2020 году используются следующие акты о ПБ:

  1. ГОСТ 34394-2018 (требования к ПБ на составах).
  2. Правила охраны труда (сборник).
  3. Постановление Правительства №390.
  4. Распоряжение РЖД о технике безопасности по вагонному хозяйству (инструкции), распоряжение РЖД о ПБ на локомотивах и моторвагонных составах №788р.
  5. Нормы ПБ МЧС.
  6. СП 153.13130.2013 (свод правил).

Важно. Документы, отражающие отдельные требования ПБ, приводятся по ссылке.

Что это

ПБ на локомотивах – система мероприятий и обязательных нормативов, способствующих предупреждению возгораний на поездах, а также прямых инструкций для работников железнодорожного транспорта при возникновении нештатных ситуаций.

Кто несет ответственность за пожарную безопасность эксплуатируемых локомотивов
ПБ на локомотивах.

Нарушение ПБ влечет за собой административное наказание по ст. 11.16 КоАП, предусматривающее штраф до 5 тыс. руб.

На вопрос, кто несет ответственность за пожарную безопасность локомотивов, законодатель отвечает шаблонно – гражданин (пассажир) и должностные лица (машинист, его помощник, начальство).

Однако, вменение конкретной статьи будет зависеть от уровня ответственности или должностных обязанностей.

Какие меры применяются для ее обеспечения

Основные мероприятия ПБ на локомотивах – профилактика возгораний и оснащение вагонов противопожарным оборудованием, представленным на портале opozhare.ru.

Комплекс мер по пожарной безопасности на локомотивных составах:

  1. Контрольные пожарно-технические обследования подвижного локомотива органами пожнадзора.
  2. Оборудование поездов противопожарными системами (оповещения и пожаротушения), работающими на автоматике.
  3. Модернизация пожарных поездов (для помощи в тушении составов).
  4. Совершенствование системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), в том числе технических средств, предназначенных для эвакуации пассажиров с вокзалов и платформ.
  5. Обучение персонала (проводников, машинистов).

Важно. РЖД разрабатывает собственные инструкции и правила ПБ. Законы, учебные программы и распоряжения приводятся в источнике.

Кто несет ответственность

Нормы ПБ соблюдаются любым персоналом, допущенным к работе на подвижном составе. Непосредственное руководство осуществляется начальником депо, его заместителями и ответственными лицами.

Детальная информация видна на видео:

На вопрос «кто несет ответственность за пожарную безопасность эксплуатируемых локомотивов» ответ таков: за безопасную эксплуатацию поездов отвечает заступив-шая на смену локомотивная бригада.

В нее входят:

  1. Машинисты локомотивов, их помощники.
  2. Приемосдатчики грузов (багажа).
  3. Механики на отдельных участках.
  4.  Проводники.
  5. Директора вагонов-ресторанов, купе-буфетов.
  6. Экспедиторы (почтовые вагоны).
  7. Начальники дорог.
  8. Инженеры ремонтных заводов.

По закону за нарушение ПБ на локомотивах и моторвагонных составах эти лица получают наказание в соответствии с УК РФ (до 5 лет лишения свободы), КоАП (штраф 100–500 МРОТ). Работодатель вправе применить к работникам меры дисциплинарного характера.

Инструкция по обеспечению ПБ на локомотивах

Прежняя редакция отраслевого документа отменена в конце 2019 г. Согласно инструкции по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и МВПС ЦТ-ЦУО-175 правила ПБ устанавливаются только для обслуживающей поезд бригады. Каждый тип состава оснащается инструкцией, разработанной с учетом конструк-ционных особенностей (серий) локомотивов и МВПС.

Общие положения

Ответственный за пожарную безопасность локомотивов
Общие требования по пожарной безопасности.

Документ обязателен для исполнения каждым работником ж/д транспорта. Дополнительные инструкции утверждаются после их согласования со службой ведомственной охраны дороги.

Программы обучения локомотивных бригад тоже согласуются и дорабатываются с учетом анализа предыдущих возгораний, если они имели место быть.

Каждый машинист (его помощник) должен знать:

  1. Причины возгораний на основных узлах (машинное отделение, служебные помещения).
  2. Правила ПБ на локомотивах.
  3. Должностные инструкции при приемке, сдаче, эксплуатации транспорта.
  4. Устройство огнетушителя, сигнализации, датчиков оповещения.
  5. Порядок действий при возгораниях и основы оказания первой помощи.

Обучение персонала, в т. ч. новых сотрудников, производится по программам пожарно-технического минимума (ПТМ) в учебных заведениях.

Правила пожарной безопасности

Правила ПБ должны отвечать современным требованиям с учетом новых технологий.

Обязательными пунктами инструкции выступают:

  1. Условия хранения и перевозки предметов (вне служебных помещений).
  2. Правила содержания ГСМ.
  3. Расположение огнетушителей, их применение.
  4. Контроль исправности электрооборудования.
  5. Запреты при нахождении в кабине машиниста.
  6. Правила набора топлива.
  7. В каких случаях нельзя эксплуатировать локомотив.

Важно. Образец инструкции для персонала бригады приводится по ссылке.

Оснащение средствами пожаротушения и пожарной сигнализации

Сотрудникам необходимо знать места расположения всех подручных средств для локализации огня и особенности их использования. В инструкции дается описание для каждого вида огнетушителя и условия, при которых допускается их применение.

В отдельных параграфах описывается, как подготовить огнетушитель к работе и использовать его в том или ином помещении (кабина машиниста, вагоны, высоко-вольтные камеры, дизельный отсек, аппаратная).

Пожарная профилактика

Пожарная безопасность на локомотивах
Пожарная профилактика.

Предупреждение возгораний зависит от качественного и своевременного ремонта оборудования, четкого следования инструк-циям. Начальники депо обязаны информиро-вать бригаду о любых изменениях.

Содержать пожарные системы и установки также необходимо по нормативам. Если огнетушители разряжены или непригодны для использования, поезд снимается с маршрута до устранения нарушения.

Принимающая смена обязана проверить комплектацию перед началом работы, о чем делается соответствующая запись в журнале техсостояния локомотива.

Обязанности локомотивной бригады

Основная задача машиниста – сдать / принять вагонный состав в исправном состоянии и с учетом правил ПБ.

При приемке и сдаче

Локомотивная бригада выполняет одни и те же действия в начале каждой смены.

Порядок обязанностей:

  1. Экипировка.
  2. Заполнение журнала техсостояния (приемка состава). Если в предыдущую смену фиксировались неисправности и их не устранили, поезд отправляют в депо.
  3. Осмотр пожарного инвентаря и средств пожаротушения (пломбы, давление, внешние повреждения).
  4. Проверка индикатора пожарной сигнализации.
  5. Исследование служебных помещений (нет ли течей, мусора и лишних предметов).
  6. Проверка исправности переходных площадок, освещения.
  7. Осмотр заземления.

В начале смены также обращают внимание на комплектность аптечки и СИЗ.

В пути следования

Контролем в пути занимается помощник машиниста либо аппаратчик.

Их обязанности включают:

  1. Периодический осмотр машинных помещений и пожароопасных узлов, грузов.
  2. Контроль установок и оборудования при запуске мотора, горячем отстое, прогреве.
  3. Проверка исправности электрических цепей, их сборка и ремонт по инструкциям.

При срабатывании противопожарной автоматики персонал сначала проверяет сигнал на ложность срабатывания.

При горячем отстое в депо

По завершении смены машинист проверяет аппаратные приборы по индикаторам. Оборудование переводится в полуавтоматический режим.

Последующий порядок действий:

  1. Осмотр системы ПБ на работоспособность.
  2. Проверка рабочего давления питательной магистрали.
  3. Перевод автоматических огнетушителей в режим прогрева.
  4. Установка локомотива от ухода на путях депо.
  5. Прохождение медосмотра.
  6. Сдача транспорта дежурному по депо (машинисту).

Дополнительные требования разрабатываются в зависимости от специфики перевозок (грузовые, пассажирские, служебные).

Действия локомотивной бригады при пожаре в поезде

Каждый сотрудник действует согласно должностной инструкции и берет на себя ответственность за определенный участок. Проводники осуществляют эвакуацию, аппаратчики проверяют возможную причину возгорания, машинист останавливает движение.  Последний является ответственным лицом, руководящим тушением огня до прибытия пожарной охраны.

Кто должен отвечать за пожарную безопасность на локомотивах
Действия локомотивной бригады при пожаре в поезде.

Действия машиниста:

  1. Подача сигнала диспетчеру станции по радиосвязи.
  2. Проверка источника огня и эвакуация пассажиров (при возгорании высоковольтных установок требуется сначала снять напряжение).
  3. Закрытие на ключ служебных помещений.
  4. Тушение возгорания нужным типом огнетушителей.
  5. Если пожар не может быть ликвидирован собственными силами, производится отвод вагона на безопасное расстояние от пожароопасных сооружений.
  6. Последующее обеспечение ПБ согласно правилам, руководство бригадой.

После локализации очага возгорания в журнале делается соответствующая запись. Машинист связывается с контролером депо. По прибытии на стоянку пишется рапорт начальнику, в котором указываются обстоятельства пожара и меры, которые были приняты для его тушения.

Выводы

Пожарная безопасность на локомотивах ввиду специфики железнодорожного транспорта регулируется отдельными нормативно-правовыми актами. По закону машинист должен нести полную ответственность за эксплуатацию пожарных систем, а также эвакуацию с последующим тушением возгорания при его возникновении.

В 2020 году планируется полностью изменить инструкцию по пожарной безопас-ности на локомотивах, поэтому трудовой регламент персонала должен составляться с учетом нововведений.

Детальная информация видна на видео:

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector