Положение о федеральном государственном пожарном надзоре разъясняет трудовую деятельность инспекторов. Оно утверждено 12 апреля 2012 года. В редакции от 7.05.2019 указан перечень полномочий органов и управляющего состава.
Разберемся детально в содержании документа. Выясним особенность деятельности органов ФГПН. Узнаем, как проводятся проверки.
Содержание Положения о пожарном надзоре
В документ, регламентирующий действия при возгораниях, внесены изменения. Теперь есть категория объекта – чрезвычайно высокий риск. Это означает, что плановые проверки должны осуществляться каждый год.
Органы ФГПН
Госпожнадзор выполняет функции контроля над предприятиями и гражданами, ведет профилактику с населением по недопуску возгорания. Этим занимаются территориальные отделы МСЧ РФ. Их права указаны в 9 пункте Положения о ФГПН 290.
Инспекторы могут проводить незапланированные ревизии жилых объектов. Достаточно предъявить удостоверение с копией распоряжения. В последнем документе указывается фамилия проверяющего. Иначе посетить объект не получиться.
Деятельность органов ФГПН
ПП 290 о федеральном государственном пожарном надзоре. В положении о государственном пожарном надзоре 290 говориться, что структура занимается предупреждением нарушений Закона РФ «О пожарной безопасности».
Она проверяет предприятия и частных лиц. Следит за состоянием объектов, находящихся при эксплуатации, участков земли. Проверяет, насколько исполняются требования ПБ.
Государственные инспекторы
Только некоторые лица вправе производить действия, установленные законом.
Выполнение работы осуществляется сотрудниками:
- главным государственным инспектором РФ по ПН;
- его замом;
- работники структурного отделения аппарата Мин ГО РФ;
- инспекторами субъектов России, уполномоченными лица;
- сотрудниками воинских частей по ПН;
- служащими, ответственными за города и районы.
Перечисленные государственные инспекторы выполняют действия согласно закону РФ. Отступать от положений запрещено.
Права инспекторов
Должностные лица могут:
- проверять деятельность компаний, частных лиц, объектов на требования ПБ;
- без препятствий проходить на территорию, предъявив удостоверение или копию распоряжения начальства, исследовать местность, техническую аппаратуру. Требуется, чтобы фамилия должностного лица указывалась по документам;
- проводить мероприятия, касающиеся исследований, экспертиз, другие действия по контролю;
- привлекать экспертов, соответствующие организации для проверок ПБ;
- запрашивать в письменном виде информацию от компаний, граждан для осуществления контрольных мероприятий, получать ее;
- выдавать организациям, частным лицам предписания о том, чтобы они устранили нарушения ПБ, провели мероприятия, предотвращающие возможный пожар;
- заниматься дознанием;
- составлять админпротоколы. Рассматривать вопросы по правонарушениям, вести меры ликвидации. Запрещать деятельность организаций, физлиц, аппаратуры, сооружений, услуг;
- главным госинспекторам городов субъектов РФ, их замам, служащим подразделений воинской пожарной охраны даются права, согласно пункту 9 данного Положения. Они могут назначать проверки, вносить предложения об особом пожарном режиме, отменять незаконные решения, которые приняли нижестоящие органы;
- инспекторы субъектов РФ имеют права из разделов 9 и 10. Им можно рассматривать техусловия объектов, находящихся под охраной, у которых нет требований ПБ. Предписывать комплекс мер пожарной безопасности;
- главные госинспектора субъектов РФ имеют права разделов 9 и 11 Положения. Они контролируют деятельность исполнительной власти, касающуюся ПБ. Могут вносить предложения по особому режиму. Советовать мероприятия, обеспечивающие безопасность. Согласовывать доработки различных техусловий;
- государственные инспекторы РФ по ПБ в правах используют пункты 9 и 12 Положения. Они могут назначать проверки Федеральным органам власти. Их замы разрабатывают нормативы, утверждают рекомендации. Способны согласовывать положения о ведомственной ПО. Права разъясняются в пунктах 9-13 документа.
Инспектора пожарного надзора получают удостоверения. Их выдает Мин РФ по ГО и ЧС.
Обязанности должностных лиц
На них возложены следующие функции:
- заниматься своевременным выполнением задач, предоставленных законом РФ, касающихся нарушений ПЗ;
- соблюдать права граждан, организаций;
- проверять на основании распоряжения начальства или заместителей объекты на соответствие норм ПБ;
- выполнять мероприятия по контролю, предъявив удостоверение. В некоторых случаях нужен документ, согласовывающий проверку;
- не препятствовать лицам организации находиться на территории во время ревизии, давать пояснения;
- в установленном законом РФ порядке предоставлять начальнику или руководителю компании информацию по проверке;
- знакомить с результатами ревизии;
- соблюдать сроки контрольных мероприятий;
- перед проверкой дать информацию должностному лицу о положении регламента;
- делать записи в журнале;
- нести ответственность за ревизии согласно законодательству РФ.
Это основные обязанности должностных лиц по организации пожарного надзора.
Проведение проверок
По документам, инспекторы могут делать плановые мероприятия и нет. Вторые – это выездные рейды. Их требуется согласовывать с прокуратурой. Но если внеочередную проверку вызвала жалоба на организацию, то это не нужно делать. В таком случае отправляется только уведомление в органы МВД.
Оно должно быть послано в течение суток. График плановых проверок составляется в конце года. О визите инспектора оповещают организацию заранее. На это есть 3 дня. Информацию об этом могут отправлять по электронной почте.
В период внеплановых проверок уведомление шлют за 1 сутки до визита контролирующего должностного лица. Такой регламент отсутствует, если была получена жалоба. Действиям инспектора во время рейда запрещено мешать.
От плановых контрольных обследований освобождены компании с низкой пожарной опасностью. Предприятия в переходный период в Крыму. Для исполнения мер контролирующему органу нужен только проверочный лист.
Отнесение объектов защиты к категориям риска
Осуществляется к помещениям, считающимися пожарными отсеками и установкам, находящимся снаружи, по критериям Положения.
Проверки делают с периодичностью:
- объект с чрезвычайно высоким риском – 1 раз в течение года. Нарушать правило нельзя. Предусмотрена ответственность.
- высокий – единожды в 24 месяца;
- значительный – 1 раз в 3 года;
- средний – одна проверка в 5 лет;
- умеренный – единожды за 6-годичный период.
Если здание или организация с категорией с низкой опасности, никаких запланированных проверок не делают.
Ведение перечней объектов защиты
В документации содержатся:
- наименование юрлица, ФИО (если индивидуальный предприниматель);
- номер в государственном реестре;
- идентификационный код плательщика налогов;
- название защищаемого объекта;
- адрес расположения здания или участка;
- цифровое значение;
- категория, к которой относиться объект риска;
- реквизиты должностного лица присвоившего ее;
- основания для понижения или увеличения уровня опасности.
К высокой категории опасности организацию относит госинспектор субъектов РФ. К остальной – городской, районный сотрудник. Положение о пожарном надзоре содержит нормы. Они должны выполняться без нарушений.
Объекты защиты могут перенести к другой категории. Регламент процедуры прописан в документе.
Приложение к Положению
С 1 января 2021 года оно утрачивает статус, а именно такие нормативы: раздел «в», «о» пункта 2, а также графа 11.
Скачать обновленную редакцию постановления No 1303 и 290 можно ниже:
Выводы
Мероприятия по надзору за пожарной безопасностью на объектах регламентируются данным документом. Они соблюдаются в строгом соответствии с законодательством РФ. Положение не нарушает свобод граждан, а мероприятия проводятся согласно утвержденному плану.
Детальная информация видна на видео: