Эффективно решить задачи, стоящие перед специализированными пожарными подразделениями, невозможно без надежной техники, разработанной с учетом особенностей эксплуатации в экстремальных условиях. Одна из таких машин – МАЗ пожарный.
В материале рассматриваются особенности конструкции и технические характеристики этого автомобиля, модельный ряд, выпускаемый изготовителем, и другие сопутствующие вопросы.
О производителе
Пожарная машина МАЗ выпускается Минским автомобильным заводом, откуда и происходит название транспортного средства. Это предприятие – крупнейший автопроизводитель Беларуси, продукция которого, кроме большегрузных грузовиков и специализированной техники, включает автобусы, троллейбусы, прицепные агрегаты и прочие машины.
Завод функционирует с 1944 года, когда возникла необходимость организации технического обслуживания американской техники, поставляемой в рамках договора по ленд-лизу. В послевоенные годы, с 1947 г., в Минск перенесли производство большегрузных автомобилей из Ярославля, запустив полноценную технологическую линию.
Особенности конструкции пожарного МАЗ
Современная базовая модель МАЗ производится с числовым индексом в обозначении 7310. Эта машина используется в подразделениях системы МЧС и вооруженных силах. Конструктивное устройство данного автомобиля характеризуется таким исполнением:
- стальным каркасом шасси из штампованных компонентов, соединенных заклепочными соединениями и точечной сваркой;
- двенадцатицилиндровым V-образным дизельным мотором с двумя входными и выпускными клапанами для каждого из цилиндров;
- установкой плунжерного насоса, подающего топливо в камеру сжатия, и применением жидкостной системы охлаждения;
- наличием автономно работающего электрического обогревателя, облегчающего запуск двигателя в условиях минусовых температур;
- гидравлической трансмиссией с использованием трехступенчатой коробки передач и системы полного привода;
- барабанными тормозами, комбинирующими связку пневматических и гидравлических механизмов;
- четырехместной двойной кабиной с обратным наклоном ветровых стекол и повышенной звукоизоляцией.
Особенности конструкции пожарной модели МАЗ-7310 позволяют эффективно решать поставленные перед ней задачи.
Технические характеристики
Базовая модель автомобиля МАЗ отличается следующими техническими параметрами:
- габаритными размерами с длиной, шириной и высотой (в м) – соответственно 11,657; 3,05; 2,95;
- высотой дорожного просвета – 400 мм;
- поворотным радиусом – 13,5 м;
- массой – 23 т;
- грузоподъемностью – 20 т;
- предельной массой прицепа – 25 т;
- общим объемом камер сжатия двигателя – 38,8 л;
- мощностью мотора – 386,1 кВт;
- предельной скоростью – до 60 км/ч;
- расходом горючего на 100 км – до 125 л.
На заметку. Один из немногочисленных недостатков этой машины – повышенный расход топлива.
Модельный ряд
Представлен несколькими машинами, разработанными в разные годы. Ниже приведен краткий обзор линейки производителя.
МАЗ-5309
Модель МАЗ-5309 – полноприводная пожарная автоцистерна, установленная на базовом шасси спортивных машин. Автомобиль оборудован центробежным пожарным насосом комбинированного действия. Вода подается по рукаву высокого давления длиной до 90 м с приводным сматывающим механизмом.
Кузовная настройка покрыта усиленным волокнистым стеклопластиком с армированием. Предельная скорость, развиваемая данным автомобилем – до 85 км/ч при мощности дизельного двигателя в 240 кВт.
МАЗ-5340
Эта машина отличается другим исполнением базового варианта шасси со сходными техническими характеристиками авто. При большей массе, на 3,5 тонны превышающей предыдущее из указанных исполнений, мощность дизеля составляет 176 кВт с равноценными показателями скорости.
МАЗ-5434
Характерная особенность этой модели автоцистерны – повышенная проходимость. Основное назначение машины – тушение пожаров в условиях пересеченной местности.
На заметку. В дополнительную комплектацию входит лебедка с тяговым усилием 8 000 кгс.
Автомобиль скомпонован с обеспечением максимальной устойчивости и безопасности размещаемого экипажа.
МАЗ-6317
Модель автоцистерны, предполагающая возможность самостоятельного использования или в комплексе с другой техникой, как перекачивающий агрегат. Комплектация пожарного насоса предусматривает систему CASF с электронным регулированием подачи пенного раствора сжатым воздухом.
МАЗ-7310
Новая модель, ставшая базовой для многочисленных модификаций и используемая в качестве аэродромного пожарного автомобиля. Кроме противопожарных целей, направления использования этой техники – буксировка прицепных агрегатов и транспортировка габаритных грузов.
В варианте исполнения, оборудованном цельнометаллической грузовой платформой, высота бортов достигает двух метров, что позволяет перевозить большие грузы. Дополнительное усовершенствование МАЗ-7310 – исполнение шин с 14-ю слоями защитного материала и усиленная конструкция задней подвески.
Пожарные автомобили спецназначения
Добротность исполнения базовой модели позволила создать на ее основе несколько модификаций, предназначенных для тушения пожаров.
АА-60
Машина, оборудованная мощным пожарным насосом с производительностью в 60 л/с. Серийно автомобиль производится в г. Прилуках (Украина), где и был разработан, с 1973 года. Технические характеристики позволяют использовать эту технику в таких целях:
- для подавления огня на территории аэропортов, доставки личного состава и забора воды из водоемов;
- для эксплуатации в условиях экстремальных температур (повышенных и пониженных), в любой климатической зоне.
Автомобиль оснащен пенообразователем, вмещающим 900 л пены и работающим от бензинового двигателя мощностью в 180 л. с.
Лафетный ствол управляется из водительской кабины или вручную. Авто дополнительно укомплектовано двумя переносными установками для тушения пламени в салонах или кабинах самолетов и прочей техники.
Важно. Дополнительное преимущество этой техники – система электрического подогрева, наличие которой исключает проблемы с запуском машины в условиях пониженных температур.
АА-70
Усовершенствованный вариант предыдущей разработки аналогичного происхождения. Отличается:
- дополнительным баком для хранения порошковых материалов;
- сниженной емкостью водяных цистерн;
- высокопроизводительным насосом.
Кроме аэродромных комплексов, машина используется для тушения нефтепроводов и объектов этой инфраструктуры.
543А
Техника, полноценно выпускаемая с 1968 года. Универсальность конструкции позволила переоборудовать данные автомобили для использования в качестве автокранов, комплексов связи, мобильных мастерских, дизельных электростанций.
543М
Производились с 1976 года. Характерная особенность – повышенная грузоподъемность, что обусловило основное направление использования модели. Она применялась в военных целях для перевозки ракетных комплексов.
Перечисленные варианты исполнения спецтехники на базе МАЗ – не единственные. К тому же указанные автомобили производили в различных модификациях, учитывающих специфику назначения.
Преимущества и недостатки
Достоинства пожарных автомобилей, выполненных на базе МАЗ, в следующих качествах:
- надежности;
- высокой проходимости;
- большом сроке службы;
- приспособленности для использования в сложных климатических и природных условиях;
- высокой грузоподъемности и огромном количестве модификаций, конструктивное исполнение которых позволило выполнять различные задачи.
Среди главных недостатков техники – большое потребление топлива, что не самый существенный минус, учитывая приведенные достоинства. Но это качество связано с тем, что автомобиль невыгоден для гражданских служб, с экономической точки зрения.
Стоимость
Цена пожарного автомобиля МАЗ на российском рынке с учетом выбранного исполнения составляет 3,3 млн руб. и выше. Можно снизить расходы, если купить авто б/у.
Продукция Минского автомобильного завода традиционно пользуется спросом в России и постсоветском пространстве. Линейка пожарных машин МАЗ обеспечивает сопровождение противопожарных операций в условиях промышленного объекта или природного комплекса вне зависимости от масштабов поражения. Детальнее с конструктивным устройством этих автомобилей можно познакомиться по фото и видео, представленным в интернете.