Пожарная машина ЗИЛ

Мобильность пожарных подразделений – важнейший фактор, влияющий на своевременность прибытия бойцов на место возникновения чрезвычайной ситуации для принятия мер по тушению пожаров. В этих целях используется автомобильная техника, доставляющая личный состав со средствами пожаротушения к очагу возгорания. Одна из таких машин – ЗИЛ-130 пожарный, краткий обзор которого (вместе с другими исполнениями модельного ряда) представлен в предлагаемом материале.

О производителе

ЗИЛ – один из старейших заводов Москвы. Его строительство начали в 1916 году, когда купцы братья Рябушинские заключили договор со знаменитой итальянской фирмой Fiat на постройку в России нескольких предприятий по выпуску итальянских грузовиков этого производителя.

Экономические и политические проблемы помешали завершить строительство в запланированные сроки.

С марта 1917 года завод под названием АМО приступил к производству грузовых автомобилей (сборка была ручная, поскольку технологическая линия не была запущена).

До 1919 года было собрано 1319 единиц техники из комплектов, поставленных из Италии. После того как поставленные запчасти израсходовали, производственный комплекс перепрофилировали в авторемонтную мастерскую.

В 1927 году директором завода назначили И. А. Лихачева, имя которого впоследствии получило предприятие. Сборка первых машин велась кустарными методами, что не обеспечивало больших объемов, а производство отличалось высокой себестоимостью.

С 1930 года предприятие стали поэтапно модернизировать. Завод производил полуторные грузовики по лицензии американского производителя под маркой «Аутокар-5С», получившие в СССР название АМО-3. В 1931 году запустили первый конвейер, а к 1934 году, когда завершили коренную модернизацию производства, выпуск продукции стал массовым.

Первые грузовые автомобили под маркой ЗИЛ сошли с конвейера в 1947 году. С того времени предприятие постепенно развивалось вместе с разработкой новых моделей машин.

Грузовик ЗИЛ-130, символизирующий этот завод, начали выпускать с 1967 года.

С возведением КамАЗа в конце 70-х ЗИЛ пережил серьезный конструкторский кризис. Продукция морально устарела, а новую модель передали на завод, построенный в Набережных Челнах. Разработка ЗИЛ-133 не обновила модельный ряд, поскольку это исполнение коренным образом ничего не изменило в прежнем ЗИЛ-130, представляя слегка доработанный вариант данной машины.

После длительных и сложных поисков новая модель, называвшаяся изначально ЗИЛ-169, вышла с конвейера в 1985 году под числовым индексом 4331.

С распадом СССР ЗИЛ находился в ведомстве московского Правительства. Предприятие сотрудничало с латвийскими и японскими производителями.

Завод испытывал серьезные трудности. Часть производственных площадей ликвидировали, на их месте возвели жилые районы. Несколько лет ЗИЛ простаивал. Конвейер запустили в 2011 году.

С 2008 года на территории предприятия открыто производственное объединение, выпускающее пожарное оборудование, включая спецтранспорт на базе ЗИЛ.

Особенности конструкции пожарного ЗИЛ

Базовая версия пожарного ЗИЛа – автомобиль под индексом 130. На основе этого исполнения разработано более 10 моделей различной спецтехники противопожарного назначения. Наиболее популярна пожарная автоцистерна АЦ-40-63Б, применяемая для передвижения с личным составом и средствами пожаротушения в городских условиях.

Пожарная машина ЗИЛ
Пожарная машина ЗИЛ

Емкость водяной цистерны машины – 2,4 куба при дополнительном пенном баке в 170 л.

Кабина выполнена большего размера, по сравнению с гражданской моделью – двухрядной, вмещает шесть человек экипажа. Оперативность погрузки и выгрузки людей достигается оборудованием салона четырьмя дверями – по две для каждого ряда. Под сиденьями личного состава размещены ящики для хранения инвентаря.

Чтобы сэкономить рабочее пространство, отсеки с рукавами поместили наверх при общей длине данных средств 348 м. По бокам кузова устроены блоки для хранения оснащения и специнвентаря.

Пожарная машина ЗИЛ оборудована двумя насосными установками:

  • одноуровневым центробежным ПН-40УА;
  • одноступенчатой мотопомпой НЦПН-40/100.

Насосный блок устроен в машине сзади.

Машина оснащена бензиновым двигателем на восемь цилиндров с жидкостным охлаждением.

Технические характеристики

Значения различных показателей технических характеристик базовой модели – пожарного ЗИЛ-130 – приведены в таблице.

Наименование параметраЕдиница измеренияВеличина
Мощность двигателял. с.110
Расход горючего на 100 кмл41,5
Предельная скорость передвижениякм/ч90
Длина водной струим100
Показатель площади возгорания для тушения пенной установкойм283
Вместимость бака с горючимл150
Количество ручных стволов и напорных рукавовшт.6 + 18

Модельный ряд

Учитывая кризис первых лет после распада СССР, ЗИЛ не отличается большим количеством исполнений модельного ряда. Но эта техника широко применялась в пожарных подразделениях МЧС после переоборудования для данного назначения.

ЗИЛ-130

Шасси модели расположено на усиленном лонжеронном стальном каркасе со сварными и клепаными соединениями. Передняя часть дополнительно усилена косыми перемычками. Сверху балки, где установлен задний мост, выполнено дополнительное усиление.

Конструкция отличается зависимой подвеской с рессорами и амортизирующими элементами. Двускатный профиль колес увеличивает устойчивость при движении по сложной трассе, что облегчает перемещение в труднодоступной местности.

Новые исполнения АЦ-40 на основе ЗИЛ-130 снабжены арочными шинами на колесах ведущего моста и лебедкой, размещенной впереди.

Полная масса снаряженной машины – 9,6 т.

АЦ-40 на основе ЗИЛ-130
АЦ-40 на основе ЗИЛ-130

ЗИЛ-131

Аналогичные автоцистерны (АЦ-40) производились на базе следующей модели – ЗИЛ-131. Этот грузовик, кроме пожарных подразделений, использовали вооруженные силы. Машина отличается такими особенностями:

  • полным приводом;
  • количеством экипажа – 7 человек;
  • водяной цистерной и пенообразовательной установкой, оснащением для забора воды из открытых источников.

Эту технику с 1970 года и позже массово поставляли в пожарные подразделения населенных пунктов (включая сельские районы). Универсальность и высокая проходимость базового шасси облегчала доставку бойцов в самые труднодоступные места.

Дополнительные преимущества ЗИЛ-131 обеспечивает простота конструкции этой пожарной машины, ремонтопригодность надстройки, удачная модель и технические характеристики насоса, удобное расположение инвентаря.

ЗИЛ-133

Несколько моделей автоцистерн выпускали на базе ЗИЛ-133. Это исполнение – улучшенная и доработанная версия ЗИЛ-130. Машина оснащена водяным баком на 5 кубов, пенной емкостью на 180 л. Кабина вмещает шесть членов экипажа.

Бензиновый двигатель достался автомобилю от ЗИЛ-130. Полный вес нагруженной техники – 15 т.

ЗИЛ-4331

На базе ЗИЛ-4331 выпускали пожарную автоцистерну АЦ-2,5-40. Автомобиль отличает стандартная комплектация для спецтехники противопожарного назначения при вместимости кабины шесть человек, емкости водной цистерны 3,2 куба, пенообразовательного бака – 180 л.

Пожарный ЗИЛ с числовым индексом 4331 выпускали с бензиновым двигателем мощностью 150 л. с. при максимальной скорости 95 км/ч, колесной формуле 4 × 2.

АЦ-2,5-40 на базе ЗИЛ-4331

ЗИЛ-43274Т

Этот автомобиль отличал укороченный капот. ЗИЛ-43274Т выпускали с дизельным двигателем мощностью 132 л. с. от минского производителя.

Машину производили в полноприводном исполнении с колесной формулой 4 × 4. Это легкая версия с высокой проходимостью, рассчитанная на тушение лесных пожаров. Кабина авто вмещала 7 человек. На базе этого ЗИЛа производили автоцистерну АЦ-1,6-40/2.

Особенности конструкции в доработанной трансмиссии, новых мостах, увеличенном тоннаже. Дифференциал заднего моста снабжен блокировкой. Раздаточная коробка при симметричном межосевом блокируемом дифференциале передает вращающий момент на все четыре колеса, увеличивая маневренность и повышая устойчивость.

Модификации

На базе различных исполнений ЗИЛ производили такую спецтехнику пожарного назначения:

  • автоцистерны – наиболее распространенные пожарные автомобили от этого производителя;
  • автомобильные лестницы – для проведения спасательных работ с доступом к высотным объектам;
  • автонасосы (ПНС) – модули для подкачки воды из открытых источников или магистралей при работе в комплексе с другой техникой;
  • рукавные комплексы – машины с комплектами рукавов.

Различные версии пожарного спецтранспорта на базе ЗИЛ производили в городах Торжок, Прилуки и других. Фото образцов техники представлены в интернете.

Спецтранспорт на базе ЗИЛ
Спецтранспорт на базе ЗИЛ

Преимущества и недостатки

Противопожарная техника на шасси ЗИЛ отличается:

  • простотой устройства, неприхотливостью в эксплуатации и уходе;
  • приспособленностью к работе в условиях различного климата;
  • высокой маневренностью и грузоподъемностью;
  • компактностью, что особенно актуально при работе в городе;
  • нечувствительностью к качеству топлива;
  • ремонтопригодностью и простотой обслуживания при доступности запасных частей;
  • низкой ценой, учитывая эксплуатационные качества машины.

Минусы – в недостаточной шумоизоляции кабины, ненадежном креплении цистерны, что нередко приводит к ее разгерметизации.

Стоимость

Новую пожарную технику ЗИЛ не продают на российском рынке частным лицам. Продукцию вторичного характера можно купить по цене от 250 до 400 тыс. руб. в зависимости от даты выпуска, ТТХ и состояния.

Пожарные автомобили ЗИЛ – одни из наиболее популярных на российском рынке. Это объясняется неприхотливостью машин, высокими эксплуатационными качествами и простотой в ремонте. Потому автомобиль красного цвета с проблесковыми маячками на кабине и надписью ЗИЛ на капоте нередко можно встретить в любом городе России и ближнего зарубежья.

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector