Пожарные машины ГАЗ

Пожарные спецподразделения МЧС оснащены специализированной техникой, предназначенной для решения поставленных задач. В предлагаемом материале рассматривается ГАЗ-66 пожарная машина с учетом особенностей конструктивного исполнения, технических характеристик, линейки моделей, плюсов и минусов, стоимости.

О производителе

Горьковский автомобильный завод, расположенный в Нижнем Новгороде, работает с 1932 года. Предприятие изначально задумывалось в качестве флагмана советского автомобилестроения и остается лидером данной отрасли в современной России.

Кроме пожарной техники, завод (а вернее, группа предприятий) выпускает легковые автомобили, автобусы, грузовые и пассажирские ГАЗели, тракторную и прочую технику. Данная компания – один из главных поставщиков транспорта гражданского, военного и специализированного назначения.

Многие пожарные модели ГАЗ производятся на базе указанного автомобиля Варгашинским заводом. Это предприятие специализируется на выпуске продукции противопожарного назначения и действует с 1941 года, когда в поселок Варгаши эвакуировали завод из Торжка.

Кроме моделей ГАЗ, предприятие выпускает пожарную автотехнику на базе УАЗ. Завод продолжает успешно работать, производя специализированный транспорт, применяющийся в подразделениях МЧС и военной сфере.

АЦ 3,0-40 (Газ)

Особенности конструкции пожарного ГАЗ

На базе ГАЗ-66 создано несколько моделей пожарных автоцистерн. Наиболее известная разработка – АЦ-30 (66), выпускается с 1973 года.

Автомобиль применятся для доставки бойцов пожарного подразделения в полной амуниции к очагу возгорания вместе с предусмотренным снаряжением, запасом жидкости для пожаротушения и средствами ее выпуска.

Машина выполнена с полным приводом по схеме 4 × 4. Кроме водяного бака, укомплектована пенной установкой и пожарным насосом с показателем производительности 30 л/с.

Автомобиль укомплектован газоанализатором для замеров состояния воздушной среды. Экипаж предусматривал два человека.

Изначально в машине был установлен восьмицилиндровый бензиновый двигатель с жидкостной системой охлаждения. От предшественников эту силовую установку отличала компактность исполнения и ряд оригинальных конструктивных решений. На более поздних модификациях стали устанавливать дизельные моторы.

Технические характеристики

Машина отличается такими техническими параметрами, указанными в таблице.

Наименование показателя параметровЕдиница измеренияВеличина
Предельная скоростькм/ч95
Полный вест6,12
Масса перевозимого грузат2
Минимальный поворотный радиусм9,5
Мощность силовой установкил. с.115
Потребление топлива на 100 кмл24
Вместимость топливного бакал210
Характеристика подачи водыл/мин.1 800
Величина напорам90
Вместимость водной цистерныкубов1,6
Емкость пенного бака0,1
Количество рукавов в комплектешт.16

Модельный ряд

Линейка ГАЗ представлена множеством машин. Далее пойдет речь о наиболее распространенных моделях.

ГАЗ-53

Пожарная машина на базе ГАЗ-53 выпускалась Торжокским заводом в виде автолестницы АЛ-18(52-01)-Л2. Автомобиль комплектовался поворотной лестницей телескопического способа выдвижения наружу на гидравлическом приводе.

АЦ-30 (ГАЗ-53)
АЦ-30 (ГАЗ-53)

Экипаж пожарной автолестницы ГАЗ-53 состоял из двух человек.

ГАЗ-66

Кроме описанной выше модели автоцистерны, на базе ГАЗ-66 разработана такая техника:

  1. АЦ-20. Выпускалась с 1966 года для тушения пожаров в лесах и сельских районах. Емкость водного бака 0,92 куба.
  2. АЦ-30 (66-01) с емкостью бака, увеличенной до 1,5 кубометра, с возросшей мощностью насоса.
  3. АЦ-1,6-10 (66) с вместимостью водяного бака в 1,6 куба при насосе НШП-600.

Всего на основе этого автомобиля производилось 9 модификаций пожарной техники. Образцы машин представлены на фото и видео в интернете.

Автоцистерна АЦ-30(66)-184 на шасси ГАЗ-66
Автоцистерна АЦ-30(66)-184 на шасси ГАЗ-66

Дополнительная опция этих моделей – регулируемая подкачка шин с контролем уровня давления. Техника была популярна в СССР и экспортировалась в другие страны.

ГАЗ-3308

Модель пожарного ГАЗ с индексом 3308 выпускалась в виде автоцистерн. Под наименованием «Садко» техника комплектовалась улучшенной кабиной от авто ГАЗ-3309. На базе автомобиля производили автоцистерну АЦ (Л) с числовым индексом в обозначении 1,0-40.

Машина отличалась такими ТТХ:

  • вместимостью кабины – 5 членов экипажа (при сдвоенном исполнении);
  • полным приводом по формуле 4 × 4;
  • дизельным двигателем мощностью 117 л. с.;
  • объемом камер сжатия – 4,75 л;
  • размерами 6,4×2,5×2,75 м;
  • объемом водного бака – 1 куб;
  • производительностью насоса – 15 л/с;
АЦ(л)-1,0-40 (ГАЗ-3308)
АЦ(л)-1,0-40 (ГАЗ-3308)

Улучшенная модель на базе ГАЗ-33081 с приставкой Некст комплектовалась баком с увеличенным объемом – до 1,6 кубометров. Эта модификация автоцистерны выпускалась с числовым индексом 1,6-40.

Надежность модели Некст повысили за счет дополнительного усиления рамы шасси. Доработали конструкцию мостов с устройством новых поворотных кулаков. Совокупность этих качеств улучшила проходимость машины.

ГАЗ-33086

Пожарные автоцистерны ГАЗ-33086 производились в двух исполнениях под маркой АЦ (Л):

  • 2,0-40;
  • 3,0-40.

В первой из них цистерна вмещала два кубометра жидкости при пятиместной кабине. Модель 3,0-40 оборудовалась водным баком емкостью в 3 куба при аналогичном количестве членов экипажа.

Эту технику производили под названием «Земляк».

АЦ-2,5-40 (ГАЗ-33086)
АЦ-2,5-40 (ГАЗ-33086)

Пожарные автомобили спецназначения

Кроме автомобильных цистерн, на базе ГАЗ производится такая специальная техника пожарного назначения:

  • насосно-рукавные комплексы – мобильные передвижные станции, применяемые совместно с другими машинами в качестве перекачивающих модулей, для создания необходимого давления;
  • с насосами повышенной производительности – пожарные автомобили аналогичного назначения;
  • для оказания первоочередной помощи – высокомобильная малогабаритная техника, применяемая в разведывательных целях, для выяснения обстановки и ликвидации незначительных возгораний;
  • пожарно-спасательные модули – пожарный автотранспорт, кроме тушения пожаров, используемый для спасения пострадавших.

С учетом способа тушения выпускается пожарная техника ГАЗ:

  • порошковая – с емкостью для порошка и газовым баллоном для распыления;
  • комбинированная – с подачей одновременно нескольких пожаротушащих составов;
  • газового пожаротушения (со сжиженным газом);
  • газо-водяного пожаротушения – оборудована турбореактивными установками для применения на предприятиях нефтяной и газовой отраслей;
  • пеноподъемники – с выдвижной телескопической стрелой.

В дополнение к перечисленным образцам производится техника повышенной проходимости с применением на аэродромах, другие специализированные машины для использования в чрезвычайных ситуациях, выполненные на базе ГАЗ.

Плюсы и минусы

Пожарный автомобиль на базе ГАЗ-66 характеризуется такими преимуществами перед большинством российских и зарубежных аналогов:

  • разумной ценой;
  • наличием запчастей;
  • оснащенностью, обеспечивающей выполнение поставленных задач;
  • высокой проходимостью для возможности использования в труднодоступных условиях;
  • универсальностью, отличающей большинство моделей;
  • компактными размерами и продуманной компоновкой узлов;
  • приспособленностью для проведения ремонтов с возможностью полного восстановления узлов;
  • надежностью и простотой конструктивного устройства, выдерживающего работу под повышенной нагрузкой.

К недостаткам Газона относят большое потребление топлива, некоторые минусы в эргономическом исполнении, расположение двигателей под салоном, недостаточную вместимость кабины (для исполнений, рассчитанных на двух членов экипажа).

Небольшой минус относительно грузоподъемности – использование одинарных рессор, исключивших перегруз.

Стоимость

Учитывая, что пожарный ГАЗ-66 прекратили производить в 1995 году, купить такую машину можно в подержанном виде. В зависимости от состояния техники цена составляет 100 000 рублей и более.

Продолжают производство моделей «Садко» на базе ГАЗ-3308 с модернизированным устройством узлов – коробки передач, трансмиссии, силовой установки.

Несмотря на прекращение выпуска, пожарная машина ГАЗ-66 остается востребованной в специализированных подразделениях системы МЧС. Надежность техники, созданной на базе моделей ГАЗ-66 и 53, обеспечивает выполнение поставленных задач, а особенности конструктивного исполнения – возможность эксплуатации до настоящего времени.

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector