Пожарные спецподразделения МЧС оснащены специализированной техникой, предназначенной для решения поставленных задач. В предлагаемом материале рассматривается ГАЗ-66 пожарная машина с учетом особенностей конструктивного исполнения, технических характеристик, линейки моделей, плюсов и минусов, стоимости.
О производителе
Горьковский автомобильный завод, расположенный в Нижнем Новгороде, работает с 1932 года. Предприятие изначально задумывалось в качестве флагмана советского автомобилестроения и остается лидером данной отрасли в современной России.
Кроме пожарной техники, завод (а вернее, группа предприятий) выпускает легковые автомобили, автобусы, грузовые и пассажирские ГАЗели, тракторную и прочую технику. Данная компания – один из главных поставщиков транспорта гражданского, военного и специализированного назначения.
Многие пожарные модели ГАЗ производятся на базе указанного автомобиля Варгашинским заводом. Это предприятие специализируется на выпуске продукции противопожарного назначения и действует с 1941 года, когда в поселок Варгаши эвакуировали завод из Торжка.
Кроме моделей ГАЗ, предприятие выпускает пожарную автотехнику на базе УАЗ. Завод продолжает успешно работать, производя специализированный транспорт, применяющийся в подразделениях МЧС и военной сфере.
Особенности конструкции пожарного ГАЗ
На базе ГАЗ-66 создано несколько моделей пожарных автоцистерн. Наиболее известная разработка – АЦ-30 (66), выпускается с 1973 года.
Автомобиль применятся для доставки бойцов пожарного подразделения в полной амуниции к очагу возгорания вместе с предусмотренным снаряжением, запасом жидкости для пожаротушения и средствами ее выпуска.
Машина выполнена с полным приводом по схеме 4 × 4. Кроме водяного бака, укомплектована пенной установкой и пожарным насосом с показателем производительности 30 л/с.
Автомобиль укомплектован газоанализатором для замеров состояния воздушной среды. Экипаж предусматривал два человека.
Изначально в машине был установлен восьмицилиндровый бензиновый двигатель с жидкостной системой охлаждения. От предшественников эту силовую установку отличала компактность исполнения и ряд оригинальных конструктивных решений. На более поздних модификациях стали устанавливать дизельные моторы.
Технические характеристики
Машина отличается такими техническими параметрами, указанными в таблице.
Наименование показателя параметров | Единица измерения | Величина |
Предельная скорость | км/ч | 95 |
Полный вес | т | 6,12 |
Масса перевозимого груза | т | 2 |
Минимальный поворотный радиус | м | 9,5 |
Мощность силовой установки | л. с. | 115 |
Потребление топлива на 100 км | л | 24 |
Вместимость топливного бака | л | 210 |
Характеристика подачи воды | л/мин. | 1 800 |
Величина напора | м | 90 |
Вместимость водной цистерны | кубов | 1,6 |
Емкость пенного бака | 0,1 | |
Количество рукавов в комплекте | шт. | 16 |
Модельный ряд
Линейка ГАЗ представлена множеством машин. Далее пойдет речь о наиболее распространенных моделях.
ГАЗ-53
Пожарная машина на базе ГАЗ-53 выпускалась Торжокским заводом в виде автолестницы АЛ-18(52-01)-Л2. Автомобиль комплектовался поворотной лестницей телескопического способа выдвижения наружу на гидравлическом приводе.
Экипаж пожарной автолестницы ГАЗ-53 состоял из двух человек.
ГАЗ-66
Кроме описанной выше модели автоцистерны, на базе ГАЗ-66 разработана такая техника:
- АЦ-20. Выпускалась с 1966 года для тушения пожаров в лесах и сельских районах. Емкость водного бака 0,92 куба.
- АЦ-30 (66-01) с емкостью бака, увеличенной до 1,5 кубометра, с возросшей мощностью насоса.
- АЦ-1,6-10 (66) с вместимостью водяного бака в 1,6 куба при насосе НШП-600.
Всего на основе этого автомобиля производилось 9 модификаций пожарной техники. Образцы машин представлены на фото и видео в интернете.
Дополнительная опция этих моделей – регулируемая подкачка шин с контролем уровня давления. Техника была популярна в СССР и экспортировалась в другие страны.
ГАЗ-3308
Модель пожарного ГАЗ с индексом 3308 выпускалась в виде автоцистерн. Под наименованием «Садко» техника комплектовалась улучшенной кабиной от авто ГАЗ-3309. На базе автомобиля производили автоцистерну АЦ (Л) с числовым индексом в обозначении 1,0-40.
Машина отличалась такими ТТХ:
- вместимостью кабины – 5 членов экипажа (при сдвоенном исполнении);
- полным приводом по формуле 4 × 4;
- дизельным двигателем мощностью 117 л. с.;
- объемом камер сжатия – 4,75 л;
- размерами 6,4×2,5×2,75 м;
- объемом водного бака – 1 куб;
- производительностью насоса – 15 л/с;
Улучшенная модель на базе ГАЗ-33081 с приставкой Некст комплектовалась баком с увеличенным объемом – до 1,6 кубометров. Эта модификация автоцистерны выпускалась с числовым индексом 1,6-40.
Надежность модели Некст повысили за счет дополнительного усиления рамы шасси. Доработали конструкцию мостов с устройством новых поворотных кулаков. Совокупность этих качеств улучшила проходимость машины.
ГАЗ-33086
Пожарные автоцистерны ГАЗ-33086 производились в двух исполнениях под маркой АЦ (Л):
- 2,0-40;
- 3,0-40.
В первой из них цистерна вмещала два кубометра жидкости при пятиместной кабине. Модель 3,0-40 оборудовалась водным баком емкостью в 3 куба при аналогичном количестве членов экипажа.
Эту технику производили под названием «Земляк».
Пожарные автомобили спецназначения
Кроме автомобильных цистерн, на базе ГАЗ производится такая специальная техника пожарного назначения:
- насосно-рукавные комплексы – мобильные передвижные станции, применяемые совместно с другими машинами в качестве перекачивающих модулей, для создания необходимого давления;
- с насосами повышенной производительности – пожарные автомобили аналогичного назначения;
- для оказания первоочередной помощи – высокомобильная малогабаритная техника, применяемая в разведывательных целях, для выяснения обстановки и ликвидации незначительных возгораний;
- пожарно-спасательные модули – пожарный автотранспорт, кроме тушения пожаров, используемый для спасения пострадавших.
С учетом способа тушения выпускается пожарная техника ГАЗ:
- порошковая – с емкостью для порошка и газовым баллоном для распыления;
- комбинированная – с подачей одновременно нескольких пожаротушащих составов;
- газового пожаротушения (со сжиженным газом);
- газо-водяного пожаротушения – оборудована турбореактивными установками для применения на предприятиях нефтяной и газовой отраслей;
- пеноподъемники – с выдвижной телескопической стрелой.
В дополнение к перечисленным образцам производится техника повышенной проходимости с применением на аэродромах, другие специализированные машины для использования в чрезвычайных ситуациях, выполненные на базе ГАЗ.
Плюсы и минусы
Пожарный автомобиль на базе ГАЗ-66 характеризуется такими преимуществами перед большинством российских и зарубежных аналогов:
- разумной ценой;
- наличием запчастей;
- оснащенностью, обеспечивающей выполнение поставленных задач;
- высокой проходимостью для возможности использования в труднодоступных условиях;
- универсальностью, отличающей большинство моделей;
- компактными размерами и продуманной компоновкой узлов;
- приспособленностью для проведения ремонтов с возможностью полного восстановления узлов;
- надежностью и простотой конструктивного устройства, выдерживающего работу под повышенной нагрузкой.
К недостаткам Газона относят большое потребление топлива, некоторые минусы в эргономическом исполнении, расположение двигателей под салоном, недостаточную вместимость кабины (для исполнений, рассчитанных на двух членов экипажа).
Небольшой минус относительно грузоподъемности – использование одинарных рессор, исключивших перегруз.
Стоимость
Учитывая, что пожарный ГАЗ-66 прекратили производить в 1995 году, купить такую машину можно в подержанном виде. В зависимости от состояния техники цена составляет 100 000 рублей и более.
Продолжают производство моделей «Садко» на базе ГАЗ-3308 с модернизированным устройством узлов – коробки передач, трансмиссии, силовой установки.
Несмотря на прекращение выпуска, пожарная машина ГАЗ-66 остается востребованной в специализированных подразделениях системы МЧС. Надежность техники, созданной на базе моделей ГАЗ-66 и 53, обеспечивает выполнение поставленных задач, а особенности конструктивного исполнения – возможность эксплуатации до настоящего времени.