Пожарный рукавный автомобиль АР-2

АР-2 – это пожарная техника, без которой сегодня невозможно представить ни одно тушение крупных возгораний. Однако сложно поверить, что совсем недавно пожарным подразделениям приходилось находить другие варианты доставки рукавов к месту возгорания. Как появились и в чем преимущество АР-2?

Пожарные рукавные автомобили

АР-2 пожарный автомобиль используется при ликвидации пожаров на предприятиях и городских объектах. Рукавные линии прокладываются напрямую от насосной станции к месту возгорания, что позволяет эффективно справляться с разного рода воспламенениями.

АР-2 (КамАЗ-43502)

История создания

Впервые пожарный рукавный автомобиль появился в 1920-х годах в пожарных гарнизонах в Москве и Ленинграде. Его появление здесь объясняется тем, что во время крупных возгораний необходим достаточный запас рукавов, а обеспечить его только лишь стандартными пожарными машинами невозможно.

Было решено выделить специальный транспорт, который будет отвечать за поставку рукавов в очаг воспламенения. Сперва использовались стандартные прицепы. Спустя некоторое время стали функционировать обычные грузовики, переоборудованные для транспортировки рукавов.

На заметку. Во время войны рукавные пожарные машины были оснащены необычным для настоящего времени снаряжением – бронещитами. Именно они позволяли прокладывать рукава во время ведения боевых действий.

В 50-е годы прошлого столетия были выпущены первые специализированные АР-2 на шасси ЗИС-150.

Предназначение

АР-2 применяют для установки и свертывания рукавных линий, уничтожения воспламенений на предприятиях и крупных объектах в населенных пунктах.

Температура при эксплуатации такого транспортного средства должна быть в норме от –45 до +40 °C. Допустимо использовать АР-2 по бездорожью и при непогоде.

Задачи пожарного рукавного автомобиля:

  1. Проложить рукавную линию от водоисточника до места возгорания.
  2. Обеспечить достаточное количество рукавов при больших и длительных пожарах.
  3. Осуществить свертывание рукавов и их обратную транспортировку в пожарное подразделение.

Модели

В качестве одних из самых известных моделей АР-2 можно выделить:

  1. АР-2 (ЗИЛ-131). Доставка пожарного подразделения и прокладка рукавов (диаметр 150, 100 или 77 мм) к месту возгорания.
  2. АР-2 (Урал-5557). Пожарный транспорт с рукавами, который используется для устранения обширных возгораний. Вооружение пожарного подразделения крепко фиксируется в кузове с помощью зажимов.
  3. АР-2 (КамАЗ-43502). Часто применяемая модель АР-2 на шасси КамАЗ.
АР-2 (ЗИЛ-131)

Особенности конструкции АР-2

Элементами конструкции пожарных рукавных автомобилей являются шасси и кузов, НПР (напорно-пожарные рукава), система управления транспортом и другими механизмами, электроустройства.

Шасси

Шасси, используемые при конструировании рукавного автомобиля, должны быть полноприводными. Это позволяет прокладывать рукавные линии во время движения транспорта.

К электрооборудованию базового шасси также устанавливают:

  • фара-сигнал, фара-прожектор;
  • задняя фара;
  • освещение кузова;
  • фонари на кузове.

Кузов

Кузов пожарного автомобиля с рукавами закрепляется к шасси. Внутри находятся шесть секций, в которые складывают смотанные рукава. Центровая секция служит в качестве места для прохода при укладке рукавных конструкций.

На крыше кузова находится лафетный ствол. Для того чтобы подняться к нему, используют лестницу, которая установлена спереди кузова.

Имеются задние и боковые откидные выходы. Сбоку на нижних отсеках тоже есть двери со специальными спусковыми подножками, которые предназначаются для экстренного спуска.

Пожарные рукава

Для прокладки рукавной линии используются задние шторные проходы. Прокладка может быть осуществлена непосредственно во время движения транспорта, но при условии, что включена первая передача.

Внимание! Допускается использование лафетного ствола, закрепленного поверх кузова, вместе с насосной станцией во время устранения возгорания. Это ускоряет работу НПР.

После окончания пожаротушения линию НПР разделяют на рукава. Затем, используя устройство намотки, возвращают в кузов пожарной машины.

Электрооборудование

В комплекс электрустройств пожарного автомобиля с рукавами входят:

  • шасси;
  • устройство смотки и развертывания рукавов;
  • пульт управления;
  • осветительные механизмы.

Электрическое питание пожарного автомобиля происходит постоянным током в 24 В.

АР-2 (Урал-5557)

Технические характеристики АР-2

Технические данные об устройстве АР-2 включают в себя информацию о типе и мощности встроенного двигателя, допустимой скорости передвижения, о напорных рукавах и т. д.

ТТХ АР-2 (КАМАЗ-43114)-55ВР приведены в таблице.

ШассиКамАЗ-43114 (6х6)
Двигательдизель
Мощность176 КВт
Скорость90 км/ч
Места3
Напорные рукава (77 мм)1 200/60, м/шт.
Напорные рукава (150 мм)800/40, м/шт.
Расход лафетного ствола40 л/с
Намотка рукавовмеханизированная
Масса15 100 кг
Габариты, мм8 100×2 500×3 450

Комплектация АР-2

В комплектацию АР-2 входят следующие компоненты:

  1. Комплект дополнительных частей и инструментов.
  2. Прожектор.
  3. Фонари.
  4. Рукава (77 и 150).
  5. Лампы паяльные.
  6. Три пары защитных перчаток и ботинок.
  7. Огнетушащее устройство воздушно-пенное.
  8. Канатик длиной 25 метров.
  9. Разветвление РТ-80.
  10. Две колодки противооткатные.
  11. 8 креплений рукавных (ЗР-80, ЗР-150).
  12. Отогреватель рукавных соединений.
  13. Перекрывной механизм.
  14. 8 задержек рукавов (77 и 150).
  15. Запас комплектов устройств и частей конструкции.

Внимание! В зависимости от модели некоторые параметры и опции комплектации АР-2 меняются. Пример: АР-2 (131)133 может иметь в комплектации:

  • 67 НПР, d=150 мм, длина=1 340 м;
  • 88 НПР, d=110 мм, длина=1 760 м;
  • 102 НПР, d=77 мм, длина=2 040 м.

Фото всех моделей и расшифровки их ТТХ можно найти в интернете.

Преимущества АР-2

Пожарные рукавные автомобили надежно зарекомендовали себя при тушении возгораний на крупных объектах. Основные плюсы использования техники:

  1. Магистральные рукавные линии могут быть проложены на большие расстояния, а значит, это упрощает соединение водоисточника и места возгорания.
  2. При пожаротушении используются рукава различного диаметра в зависимости от местности и типа сооружения.
  3. С помощью рукавов можно практически бесперебойно подавать большое количество огнегасящего вещества на расстояния.

Появление пожарных рукавных автомобилей значительно упростило работу пожарных подразделений. Теперь нет необходимости задействовать дополнительную пожарную технику для транспортировки рукавных устройств, что существенно ускоряет процесс пожаротушения и делает его более эффективным.

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector