Инструкция о мерах пожарной безопасности в кабинете физики

Пожары наносят огромный имущественный и материальный вред, а также приводят к гибели людей. Из всех школьных помещений наиболее потенциально пожароопасными являются кабинеты физики и химии, поскольку в них хранится большое количество горючих веществ. Под воздействием открытого огня и высоких температур они моментально нагреваются, что приводит их самовоспламенению. Угрозу для безопасности детей, педагогического состава и других работников образовательной организации несет электрооборудование. Эксплуатация неисправных устройств часто приводит к возникновению опасной ситуации, которая в конечном счете оборачивается пожаром.

Содержание
  1. Общие сведения
  2. Особенности помещения
  3. Регламентация
  4. Какие противопожарные меры должны приниматься
  5. Проверка выполнения требований
  6. Составление инструкции по ПБ
  7. Необходимость
  8. Разработка
  9. Содержание
  10. Шапка
  11. Общие положения
  12. Характеристики кабинета физики и специфика пожарной опасности
  13. Ответственные за ПБ, организацию эвакуации, оказанию первой помощи
  14. Допустимое количество людей, которые могут одновременно находиться в кабинете
  15. Обязанности лиц, ответственных за ПБ в кабинете
  16. Общие правила содержания помещений
  17. Содержание систем отопления и вентиляции
  18. Общие меры пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования
  19. Требования ПБ в кабинете физики перед началом работы
  20. Порядок осмотра и закрытия кабинета по окончании работы
  21. Мероприятия по обеспечению ПБ при осуществлении пожароопасных работ
  22. Порядок хранения, сбора и удаления горючих и пожароопасных веществ и материалов
  23. Обязанности и порядок действий работников при пожаре и эвакуации, в том числе при срабатывании АПС
  24. Пожарная автоматика
  25. Первичные средства пожаротушения
  26. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим на пожаре
  27. Окончание
  28. Хранение
  29. Заключение

Общие сведения

Школы относятся к местам массового скопления людей, поэтому к ним предъявляют более жесткие требования относительно обеспечения пожарной безопасности. В образовательных организациях находятся как взрослые, так и дети разных возрастов. Для строительства учебных заведений используется большое количество легковозгараемых материалов, которые под воздействием открытого огня и высоких температур постепенно начинают разрушаться. Классные доски, парты, шкафы и столы должны расставляться таким образом, чтобы они не мешали беспрепятственному проходу учеников или учителей.

Наибольшую опасность в случае ЧС для присутствующих несет дымовая завеса, состоящая из токсичных веществ. Их вдыхание может привести к отравлению, обмороку или гибели человека. Как информирует статистика МЧС, большая часть летальных исходов происходит еще до прибытия спасательной бригады. Это обусловлено давкой, возрастающим чувством страха и паникой. Как правило, пожары в стенах школы возникают из-за неосторожного обращения с огнем, нарушения правил ПБ и детских шалостей.

На заметку! Для предупреждения новых возгораний, их оперативной ликвидации и минимизации возможных последствий требуется разработать эффективную систему мер. Она может включать как пассивные, так и активные процедуры. К первой группе относится разработка инструкций.

Внутренние распоряжения структурируют информацию относительно обеспечения пожарной безопасности, определяют зону ответственности сотрудников, их должностные обязанности и полномочия.

Особенности помещения

Как отмечалось ранее, кабинеты физики относятся к наиболее пожароопасным школьным помещением. Это обусловлено несколькими факторами. В таких комнатах хранятся горючие и легковоспламеняющиеся вещества и материалы, газовые горелки, спиртовки, электроплитки, а также ряд других устройств. Помимо этого, в образовательных учреждениях присутствует большое количество предметов из древесины. Под воздействием высоких температур она быстро нагревается и прогорает, что способствует быстрому распространению огня и усилению пожара.

В химических и физических лабораториях возгорание может произойти без непосредственного участия человека, поскольку многие из содержащихся там реактивов имеют пожаро- и взрывоопасными свойствами. Помимо этого, они часто относятся к окислителям или восстановителям, а также нестабильны при длительном хранении. Именно поэтому в учебном заведении требуется разработать инструкцию по пожарной безопасности.

Нарушения, произошедшие в кабинете физики, могут привести к нежелательными последствиям – взрыву, самовоспламенению, др. В таком случае в помещении запустится цепная реакция между опасными веществами, что существенно затруднит ликвидацию ЧС. Иногда последствия от таких воспламенений не поддаются устранению. Соблюдение действующих требований нормативно-правовых актов обеспечит нормальные с точки зрения пожарной безопасности условия занятий в кабинетах физики, а также в лабораториях.

Регламентация

Обеспечение пожарной безопасности – это первостепенная задача, стоящая перед руководителями и должностными лицами. Требования относительно ПБ в школе описаны в Федеральном законе от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ. Учитывать положения документа необходимо как на этапе проектирования, так и во время строительства, ремонта или реконструкции здания. Отдельные аспекты закона касаются порядка установки и эксплуатации первичных средств пожаротушения, а также другого оборудования.

Одним из самых важных в законодательной базе документов является СНиП 21-01-97, утвержденный 1 января 1998 г. Данный нормативно-правовой акт впервые установил требования по оборудованию безопасных эвакуационных путей, а также аварийных выходов. Помимо этого, здесь указана полноценная классификация строительных материалов, конструкций и иных элементов по классам пожарной опасности. СНиП 21-01-97 актуализировал информацию об установки автоматических систем и размещения ПСП. Общие правила относительно обеспечения пожарной безопасности указаны и в других законодательных актах РФ. Все они обязательны к исполнению.

Нормативная база:

  • Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ;
  • СП 118.13330.2012*;
  • СНиП 21-01-97*;
  • СП 12.13130.2009;
  • СП 7.13130.2013;
  • СП 31.13330.2012, др.

Наказания за нарушения правил пожарной безопасности регламентируются КоАП РФ, ГК РФ, УК РФ.

Какие противопожарные меры должны приниматься

Под пожарной безопасностью подразумевают состояние объекта защиты, при котором практически невозможно возникновение возгорания. Для этого в образовательно организации разрабатывается полноценная система, состоящая из активных и пассивных мер. Все они направляются на профилактику ЧС, а также их быстрое устранение. Комплекс мероприятий составляется с учетом специфики производственной деятельности объекта и ряда других особенностей.

Технические регламенты обязывают руководителей школ и иных учебных заведений устанавливать автоматические системы, размещать первичные средства пожаротушения, проводить инструктажи и тренировочные эвакуации. Помимо этого, требуется разрабатывать инструкции. Данные мероприятия позволяю покрыть все существующие в здании риски и минимизировать возможные последствия.

Проверка выполнения требований

Контролируют соблюдение правил пожарной безопасности сотрудники МЧС и ГПС. Они проверяют как внутренние помещения объекта, так и прилегающую территорию. Во время контроля инспектор сверяет документацию, осматривает автоматические системы и первичные средства пожаротушения, прочее.

Комплексные проверки выполняются по графику, который публикуется на официальном сайте Генеральной прокуратуры. Периодичность определяется классом пожарной опасности, присвоенной объекту защиты.

КатегорияПериодичность
1Каждые 3 года
2Каждые 4 года
3Каждые 7 лет
4Каждые 10 лет
5Не проводятся

При необходимости осуществляются внеплановые проверки. Класс пожарной функциональной опасности школы — Ф4.1 по ФЗ-123. В 2022 году нарушителям грозят штрафы в размере от 6 000 до 150 000 рублей. В некоторых случаях вменяется дисциплинарное или уголовное наказание. Руководитель делит ответственность за обеспечение пожарной безопасности наравне с должностными лицами.

Составление инструкции по ПБ

Инструкция по пожарной безопасности – это документ, в котором указаны требования относительно обеспечения ПБ, должностные обязанности и запреты. Разработка внутреннего регламента относится к обязательным мероприятиям для образовательных организаций. Он позволяет предотвратить новые случаи возгораний, поскольку регулирует все аспекты охраны труда и пожарной безопасности.

Инструкции оформляются к каждому конкретному сооружению или объекту. Например, к столовой, кабинетам физики и химии, лабораториям. Перед утверждением документ дополнительно проверяется   кадровой и правовой службой, а также профсоюзами. Все положения инструкции должны соответствовать законодательной базе РФ. Если в школе были скорректированы какие-либо производственные процессы или появилось новое оборудование, регламент также меняется и повторно утверждается. В таком случае с сотрудниками проводится внеплановый инструктаж.

Необходимость

Наличие противопожарной инструкции – это обязательное условие для образовательных организаций. Требования к ней отображены в Федеральных законах от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ и от 22 июля 2008 N 123-ФЗ. Назначение:

  • предотвращение возгораний;
  • организация экстренной эвакуации людей во время пожара;
  • ликвидация пожара до прибытия спасательной бригады МЧС;
  • установление должностных обязанностей, полномочий.

Инструкция по пожарной безопасности в кабинете физики по новым правилам представляет собой полноценный регламент для руководителя, должностных лиц, педагогического состава и других сотрудников школы. Все ее требования обязательны к исполнению.

Разработка

Разработка инструкции по ПБ – это достаточной сложный и длительный процесс, состоящий из нескольких этапов. Прежде всего руководителю требуется назначить ответственного за пожарную безопасность сотрудника, который инициирует оформление внутреннего регламента и его утверждение. В документе требуется указать набор практических мероприятий, запреты и обязанности.

На заметку! Придерживаться положений инструкции должны все сотрудники школы, поскольку только таким образом можно обеспечить полноценную систему по профилактике и устранению пожаров.

Чтобы ввести инструкцию в действие, ее заверяют с помощью личной подписи руководителя или путем проставления соответствующего грифа. Сотрудники могут приступить к выполнению своих обязанностей только после ознакомления с документом и прохождения инструктажей.

Содержание

Содержание инструкции может несколько меняться в зависимости от специфики деятельности учебного заведения, его планировочных и иных особенностей. Тем не менее существуют типовые формы, которые можно брать за основу при составлении регламента. Стандартная структура выглядит следующим образом:

  • «Общие положения»;
  • «Характеристики кабинета»;
  • «Ответственные за ПБ»;
  • «Допустимое количество людей», др.

В некоторых случаях в документ включаются дополнительные разделы.

Шапка

Инструкция по пожарной безопасности подчиняется действующему делопроизводству. Начинается она с шапки, в которой указываются следующие сведения – адрес и реквизиты школы, номер распоряжения, место оформления, предмет утверждения. Дополнительно здесь можно обозначить срок действия внутреннего регламента.

Общие положения

После шапки в документе разрабатывается глава «Общие положения». В данном разделе прописывается, что положения инструкции устанавливают правила относительно правил пожарной безопасности при работе с оборудованием, поведения сотрудников и обучающихся, а также других работников школы. Далее указывается ответственные за ПБ кабинета физики – ФИО учителя. Перед началом каждого учебного года помещение проверяется специально созданной комиссией с обязательным участием в ней инспектора ГПН.

Необходимость разработки распоряжения обусловлена Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 и Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645, а также некоторыми другими законодательными актами. В конце должна присутствовать информация, что лица, нарушившие требования инструкции, привлекаются к дисциплинарному, административному или иному наказанию.

Характеристики кабинета физики и специфика пожарной опасности

В данном разделе указывается на каком этаже расположен кабинет физики, сколько имеет эвакуационных путей и лабораторий. В соответствии с документом, в таком помещении может одновременно находиться большое количество школьников разного возраста, в частности средней и старшей школы. Кабинет должен быть оборудован столами, стульями, шкафами для хранения учебного оборудования. Электропитание подводится к ученическим партам. В таком случае дети смогут воспользоваться нужным электрооборудованием.

На заметку! В кабинете физики должно присутствовать заземление.

Дополнительно в помещении может устанавливаться компьютер, принтер, проектор и другие устройства.

Ответственные за ПБ, организацию эвакуации, оказанию первой помощи

В качестве ответственного за пожарную безопасность может быть назначен учитель физики. Он будет отвечать за организацию эвакуации в случае ЧС. В инструкции указывается номер приказа, на основании которого произошло назначение на должность.

Допустимое количество людей, которые могут одновременно находиться в кабинете

В данном разделе прописывается, какое количество человек может одновременно находиться в кабинете физики. Все цифры берутся из проектной документации.

Обязанности лиц, ответственных за ПБ в кабинете

Учитель физики обязан обеспечить соблюдение требований ПБ и выполнение инструкций, а также выполнять регулярный контроль за другими работниками и учениками. Также ему требуется проводить противопожарную пропаганду, разместить наглядные материалы, обеспечить помещение первичными средствами пожаротушения.

Другие должностные обязанности:

  1. Осматривать кабинет перед и после рабочего дня.
  2. Содействовать пожарной охране во время тушения пожара.
  3. Предоставлять доступ должностным лицам к кабинету.
  4. Оперативно оповещать пожарную службу о ЧС.
  5. Не допускать курения или использование открытого огня.
  6. Размещать только необходимую для обучения мебель.
  7. Своевременно проходить инструктажи.
  8. Знать номера телефонов ПС.

Помимо этого, учителю физики требуется участвовать в учебных эвакуациях. Во время данного мероприятия сотрудники учебного заведения получают как теоретические, так и практические навыки. При выявлении каких-либо нарушений, информация о них сразу же передается должностным лицам или руководителям.

Общие правила содержания помещений

Планировка кабинета физики должна соответствовать технической документации и другим строительным требованиям. На окнах запрещено устанавливать решетки, жалюзи и другие несъемные приспособления. На путях эвакуации недопустимо размещать зеркала. Уборка помещения выполняется в установленном порядке ежедневно.

Хранение материалов осуществляется с учетом их физических свойств. Совместное содержание веществ, взаимодействие которых может вызвать ЧС, недопустимо. Использовать кабинет физики можно только по прямому назначению. Здесь нельзя устраивать собрания или обустраивать классные помещения. Посещение учениками лабораторий может производиться только под присмотром учителя.

На заметку! Во время опытов запрещено использовать разбитые или треснувшие емкости, а также эксплуатировать устройства, которые не соответствуют требованиям безопасности труда.

Все электроприборы должны иметь исправные указатели напряжения. В качестве топлива нельзя использовать бензин. Также запрещено подключать к партам напряжение свыше 42 В. Эвакуационные пути должны быть свободными для прохода в случае ЧС.

Содержание систем отопления и вентиляции

В инструкции по пожарной безопасности указывается, что эксплуатировать неисправную вентиляцию (отопление) или намеренно повреждать систему строго запрещено. Помимо этого, нельзя:

  • оставлять двери камер открытыми;
  • деактивировать огнезадерживающие приборы;
  • закрывать вытяжные каналы, зонты, отверстия и решетки;
  • поджигать скопившиеся отходы или горючие вещества;

Хранить в камерах посторонние предметы недопустимо.

Общие меры пожарной безопасности при эксплуатации электрооборудования

Руководитель школы должен регулярно проводить техническое обслуживание электрооборудования. В случае необходимости проводится ремонт или замена устройств. Электрические светильники дополнительно защищаются. Неисправные устройства помечаются предупредительными табличками «Не включать» до полного устранения поломки.

Во время эксплуатации оборудования запрещено: использовать поврежденные кабели, оставлять под напряжением провода без изоляции. эксплуатировать неисправные розетки, обертывать лампы бумагой или другими легковоспламеняемыми материалами, устанавливать устройства без сертификатов качества. Оставлять без присмотра включенное электрооборудование недопустимо.

Требования ПБ в кабинете физики перед началом работы

Перед рабочим днем учитель должен проверить работоспособность освещения, осмотреть электропроводку, устройства заземления, розетки и выключатели. Помимо этого, требуется убедиться в исправности первичных средств пожаротушения. Медицинская аптечка должна быть укомплектована должным образом. Учитель должен заблаговременно подготовить все необходимое оборудование.

Порядок осмотра и закрытия кабинета по окончании работы

Перед закрытием кабинета физики его необходимо внимательно осмотреть. Для этого помещение обесточивают, а на рабочих местах наводят порядок. Весь инвентарь расставляют по специально предназначенным для этого местам. Помимо этого, требуется убедиться в отсутствии мусора. В конце рабочего дня дополнительно необходимо осмотреть огнетушители. Все окна и фрамуги закрываются.

В случае нарушений закрывать помещение запрещено. После устранения недочетов соответствующие записи вносятся в «Журнал противопожарного осмотра помещений». Хранится он на посту охраны.

Мероприятия по обеспечению ПБ при осуществлении пожароопасных работ

При осуществлении пожароопасных работ требуется провентилировать кабинет, расставить первичные средства пожаротушения, плотно закрыть все двери. Учитель должен постоянно отлеживать состояние парогазовоздушной среды. В случае их повышения выполнение работ сразу же прекращается. Во время огневых мероприятий нельзя надевать одежду со следами масла, бензина или иных легковоспламеняемых жидкостей.

На заметку! Проводить пожароопасные работы могут только сотрудники, имеющие соответствующее квалификационное удостоверение.

Недопустимо допускать соприкосновение электрических проводов с баллонами, которые наполнены газами.

Порядок хранения, сбора и удаления горючих и пожароопасных веществ и материалов

Горючие вещества и материалы ежедневно выносятся из здания школы и хранятся в металлических герметичных тарах, расположенных на хозяйственном дворе. В кабинете физики нельзя содержать пожароопасные реактивы.

Обязанности и порядок действий работников при пожаре и эвакуации, в том числе при срабатывании АПС

В случае пожара действия сотрудников должны быть организованными и слаженными. Все они направляются на безопасную эвакуацию детей, а также другого персонала. При ЧС работа в кабинете физики останавливается, а электрооборудование обесточивается. Далее требуется организовать вывод людей из здания и попытаться самостоятельно устранить очаг возгорания. В безопасном месте выполняется перекличка детей.

Пожарная автоматика

Во время эксплуатации запрещено намеренно повреждать пожарную автоматику или наносится на датчики (извещатели) краску во время ремонта, а также других процедур.

Первичные средства пожаротушения

Кабинет физики в обязательно порядке оборудуется первичными средствами пожаротушения, в том числе ручными огнетушителями. Данные устройства позволяют устранить огонь на ранних этапах. Места их расположения выбираются с учетом требований ГОСТ и отмечаются на эвакуационных планах.

На заметку! От первичных средств пожаротушения зависит процесс ликвидации очага возгораний, а также возможные последствия.

Воспользоваться ПСП могут учителя, должностные лица, личный состав спецслужбы или очевидцы. Все средства дополнительно защищают от различного воздействия, например, механического или теплового. Не допускается применение огнетушителей для бытовых или хозяйственных нужд. Дополнительно в инструкции можно указать памятку о правильном использовании огнетушителей и иных первичных средств пожаротушения.

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим на пожаре

Во время пожара человек может столкнуться с ожогами, ушибами, переломами, термическим шоком и иными увечьями. Во время возгорания первым делом учитель физики должен вызвать бригаду «Скорой помощи». При этом важно назвать точное место ЧС и информацию о пострадавших. До приезда спасательной службы требуется самостоятельно найти медицинского работника, который сможет правильно оказать первую помощь.

При самостоятельной оказании медицинской помощи запрещено:

  • перетаскивать пострадавшего;
  • давать воду или лекарства человеку, находящемуся без сознания;
  • удалять инородные тела, выступающие из грудной, брюшной полости или черепной коробки;
  • оставлять людей без сознания в положении лежа на спине.

Приступая к оказанию первой медицинской помощи, человек должен четко представлять пошаговую последовательность собственных действий.

Окончание

В конце инструкции ставятся личные подписи руководителя, должностных лиц и старших специалистов, а также печати. Скачать образец регламента бесплатно можно из интернета.

Хранение

Инструкция о мерах пожарной безопасности в кабинете физики может храниться бессрочно. При необходимости ее заменяют новым регламентом. Проверить наличие документа могут контролирующие органы – сотрудники МЧС или ГПН. Данное мероприятие осуществляется как при плановых, так и внеплановых инспекциях.

Заключение

В кабинетах физики должны строго соблюдаться все требования нормативно-правовых актов и технических регламентов. Для этого в учебном заведении разрабатывается инструкция о мерах ПБ, которая утверждается руководителем. Оформление внутренних правил состоит из несколько этапов. В случае изменения технологических процессов или установки нового оборудования со всеми сотрудниками проводятся внеплановые инструктажи. Данные мероприятия направлены на профилактику возгораний, а также их быструю ликвидацию.

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector