Инструкция по пожарной безопасности в школьной столовой по новым правилам

Пожары, возникающие в учебных заведениях, несут угрозу не только для имущества и материальных ценностей, но и для жизней детей, а также всего педагогического состава и другого персонала. Обеспечение ПБ в школе – это одна из самых важных задач, стоящих перед руководителем и должностными лицами. Для этого уполномоченным сотрудникам требуется разработать действенную систему мер, в том числе инструкции. Халатное отношение к правилам пожарной безопасности часто приводит к опасным ситуациям, которые впоследствии провоцируют пожары.

В 2021-2022 году область обеспечения ПБ существенно скорректировалась, что отразилось и на ответственности за те или иные правонарушения. Оформление инструкции по пожарной безопасности в школьной столовой позволяет предотвратить новые случаи возгораний и предоставляет подробную регламентацию действий для всех сотрудников в случае ЧС. При этом она не отменяет необходимости соблюдения требований других действующих нормативно-правовых актов. Наличие инструкций – это обязательное требование для всех образовательных организаций.

Содержание
  1. Общие сведения
  2. Причины и опасности возгораний
  3. Принимаемые меры
  4. Документация
  5. Ответственность
  6. Написание инструкции
  7. Назначение
  8. Разработка, утверждение, ознакомление
  9. Форма
  10. Шапка
  11. Общие положения
  12. Характеристики школьной столовой общеобразовательной организации и специфика пожарной опасности
  13. Ответственные за пожарную безопасность, организацию мер по эвакуации, оказанию первой помощи
  14. Допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться в помещении
  15. Обязанности работников школьной столовой по соблюдению правил противопожарного режима
  16. Содержание помещений школьной столовой и путей эвакуации
  17. Содержание систем отопления и вентиляции воздуха
  18. Пожарная безопасность при эксплуатации электрооборудования
  19. Порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы
  20. Порядок хранения, сбора и удаления горючих и пожароопасных веществ и материалов
  21. Обязанности и порядок действий работников школьной столовой при пожаре и эвакуации, в том числе при срабатывании АПС
  22. Первичные средства пожаротушения
  23. Оказание первой помощи пострадавшим на пожаре
  24. Окончание
  25. Хранение
  26. Заключение

Общие сведения

Пожары в стенах школы относятся к ряду самых опасных бедствий, поскольку несут угрозу как для взрослых, так и для детей. Учебные заведения характеризуются массовым скоплением людей в определенные часы, наличием оборудования и рядом других особенностей. Нормативно-правовые акты обязывают организовывать деятельность образовательных организаций в соответствии с действующими требованиями. Для этого на объекте устанавливают автоматические системы, размещают первичные средства пожаротушения и другое оборудование.

Поскольку поведением детей руководит интерес, они часто не осознают всю опасность, из-за чего подвергают угрозе других присутствующих. Неаккуратное обращение с огнем, игры со спичками и другими легковоспламеняемыми предметами – это наиболее частые причины ЧС в школе. Тем не менее в некоторых случаях возгорания появляются из-за неправильных действий со стороны взрослых, например, учителей или сотрудников столовой.

На заметку! В школьной столовой всегда присутствуют опасные факторы, способные спровоцировать воспламенение.

Во время пожара в образовательной организации часто создается давка и всеобщая паника, что существенно затрудняет эвакуацию и выполнение аварийно-спасательных работ. Иногда даже педагогам затруднительно сориентироваться на месте ЧС и принять решения относительно спасения жизней учеников. Из-за этого важно разработать набор мероприятий, направленных на профилактику новых случаев возгораний, а также их оперативное устранение.

Причины и опасности возгораний

Огонь обладает огромной разрушительной силой. Пламя вне специально оборудованного очага быстро перемещается по внутренним помещениям, затрагивая несущие и иные конструкции. Для строительства многих объектов, в том числе школ, используется большое количество синтетических материалов. Под воздействием высоких температур они быстро воспламеняются, теряют свою целостность и способствуют дальнейшему усилению пожара.

Наибольшую угрозу для детей и взрослых несет дымовая завеса, которая ухудшает видимость и тем самым препятствует эвакуации. Вдыхание токсичных продуктов горения – окиси углерода, цианистого водорода и альдегидов могут привести к затуманенности сознания или отравлению. При наличии отягощающих обстоятельств они могут стать причиной обморока. В таком случае пострадавшему требуется как можно быстрее оказать медицинскую помощь. В противном случае не избежать летальных исходов. Именно поэтому обеспечение пожарной безопасности в учебном заведении должно производиться на всех уровнях.

Факторы, провоцирующие пожары в школьных столовых и других помещениях:

  • неаккуратное обращение с открытым огнем;
  • нарушение правил эксплуатации электрооборудования, технологических процессов;
  • шалости детей;
  • самовозгорание веществ и материалов;
  • взрывы;
  • поджоги.

В некоторых случаях установить причину ЧС не представляется возможным. Недостаточный контроль со стороны руководства, а также намеренное игнорирование требований также часто приводят к возгоранию. Здания учебных заведений имеют разную планировку, этажность и профильную направленность. Еще на этапе проектирования специалисты должны определить класс пожарной опасности объекта, на основании которого впоследствии будет утвержден график инспекций и список обязательных для исполнения мероприятий.

Регулярно контролирующие органы проверяют школы на предмет соответствия действующим техническим регламентов, что обусловлено несколькими факторами: большим скоплением людей, наличием детей, оборудования, др.

Принимаемые меры

В 2021-2022 годах произошел ряд поправок, которые коснулись обеспечения пожарной безопасности в школах. Среда, в которой исключается шанс возгораний, формируется с помощью активных и пассивных мер. Все они направлены на профилактику новых случаев ЧС, а также уменьшение возможных последствий, включая человеческие жертвы. Все разработанные мероприятия должны быть системными.

Список процедур, требуемых для эффективной защиты объекта от пожаров, определяется его спецификой и производственными особенностями. Тем не менее существуют стандартные меры, обязательные для всех образовательных учреждений. Они состоят из обучения персонала, составления инструкций, проведения тренировочных эвакуаций, др.

Мероприятия, выполняемые в школах:

  1. Определение класса пожарной опасности.
  2. Установка автоматических систем оповещения, датчиков, извещателей.
  3. Размещение первичных средств пожаротушения.
  4. Оформление наглядных материалов, например, уголков ПБ.
  5. Разработка внутренних правил.
  6. Контроль за соблюдением требований, др.

Главная задача мер по пожарной безопасности заключается в формировании полноценной системы, затрагивающей все аспекты ПБ в образовательном учреждении. Утвержденные мероприятия должны дополнять друг друга и покрывать существующие опасные факторы.

Документация

Обеспечение пожарной безопасности относится к обязательным мероприятиям. Утвержденные на объекте процедуры отмечаются во внутренней документации, проверить которую могут контролирующие органы во время плановых и внеплановых проверок. Ее состав определяется спецификой деятельности заведения, его техническими характеристиками и другими особенностями. В случае нарушений будут вменены меры воздействия в соответствии с законодательной базой РФ.

ДокументыОписание
О назначении ответственных лицВ любом учебном заведении требуется назначить ответственного за пожарную безопасность сотрудника. Делается это посредством оформления соответствующего приказа, который утверждается руководителем. В некоторых случаях данную должность занимает директор школы
Об установлении противопожарного режимаС 25 апреля 2012 г. для предприятий всех форм собственности и видов деятельности действуют Правила противопожарного режима, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 390
Об утверждении добровольной пожарной дружиныПриказ об утверждении добровольной дружины оформляется по инициативе руководителя на добровольной основе. Создание подобного объединения в учебном заведении – это достаточно сложная и при этом ответственная процедура
Об усилении мерПриказ об усилении мер в школе разрабатывается к определенному периоду году. Чаще всего перед отопительным сезоном или весенне-летними днями
О создании пожарно-технической комиссииВ документе указывается состав комиссии, ее председатель и члены. Помимо этого, в нормативно-правовом акте прописывается период, когда было проведено противопожарное обследование объекта, выявленные нарушения и рекомендации по их устранению

Помимо этого, в учебном заведении может присутствовать и ряд других документов, например, приказ о создании комиссии по проверке знаний по пожарной безопасности, др. Всего в школе требуется оформление более 80 видов документов. Все они должны соответствовать нормам технических регламентов.

Ответственность

В любом образовательной организации требуется назначить ответственного за ПБ сотрудника, который должен контролировать соблюдение противопожарного режима, осуществлять организационно-технические мероприятия, др. Дополнительно ему необходимо пройти обучение в соответствии с Приказом МЧС от 18.11.2021 N 806.

В законодательстве РФ отсутствуют строгие требования относительно образования, навыков или знаний специалиста. Как правило, данную должность занимают работники из руководящего звена или кандидаты со стажем работы в отрасли от нескольких лет. Количество сотрудников определяется масштабами учебного заведения. Помимо этого, руководителю требуется назначить ответственных за ПБ отдельных помещений – кабинетов, мастерских, лабораторий. Должностные обязанности лиц указываются в инструкциях и других документах.

В 2022 году за нарушения грозят следующие штрафные санкции:

  1. Руководители, должностные лица – от 6 000 рублей.
  2. ИП – от 20 000 рублей.
  3. Школы – от 150 000 рублей.

Если из-за действий лица возник пожар, нанесший легкий вред здоровью, штраф увеличивается. При этом контролирующие органы могут приостановить деятельность учебного заведения на установленный законодательством срок. Уголовное наказание грозит, если нарушения привели к летальным исходам или тяжкому вреду здоровья. Дисциплинарное наказание вменяется при небольших нарушениях. Все наказания регламентируются КоАП РФ, ГК РФ, УК РФ.

Написание инструкции

В учебных заведениях должна присутствовать инструкция по пожарной безопасности в столовой школы или в других помещениях. Ее оформление позволяет предотвратить новые случаи ЧС, определяет зону ответственности руководителей, должностных лиц, других сотрудников. Распоряжение разрабатывается к каждому отдельному сооружению с учетом его специфики деятельности. Все мероприятия проверяются на соответствие действующим требованиям нормативно-правовых актов кадровой и правовой службой, а также профсоюзами.

Если в школе изменились какие-либо процессы или было установлено новое оборудование, для персонала проводят внеплановый инструктаж. В таком случае инструкция редактируется и повторно утверждается директором.

Назначение

Наличие противопожарной инструкции – это обязательное условие. Требования к данному распоряжению указаны в нескольких нормативно-правовых актах, в том числе в Федеральных законах от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ и от 22 июля 2008 N 123-ФЗ. Инструкция по пожарной безопасности в школьной столовой по новым правилам назначение:

  • профилактика новых случаев ЧС;
  • организация экстренной эвакуации людей во время пожара;
  • ликвидация очага возгорания до прибытия спасательной бригады МЧС.

Инструкция по ПБ – это подробная регламентация о действиях сотрудников, их зоны ответственности и обязанностях.

Разработка, утверждение, ознакомление

Инструкция о мерах пожарной безопасности в столовой школы разрабатывается в несколько этапов. Прежде всего руководитель должен назначить ответственного за ПБ сотрудника или сформировать соответствующий отдел. Именно от них будет исходит инициатива относительно составления регламента. Инструкция представляет собой набор практических мер и правил, направленных на предотвращение ЧС и их быстрое устранение.

На заметку! Сотрудники образовательной организации должны придерживаться инструкции, обеспечивая тем самым пожарную безопасность на объекте. Это позволяет оперативно реагировать на аварийные ситуации.

Чтобы ввести инструкцию в действие, ее утверждают. Для этого документ подписывается или на нем проставляется гриф утверждения. Сотрудники допускаются к работам только после прохождения первичного, целевого, иного инструктажа.

Форма

Содержание инструкции зависит от специфики каждого конкретного учебного заведения. Как правило, она состоит из нескольких глав. Стандартная структура инструкции выглядит следующим образом;

  • «Общие положения»;
  • «Характеристики школьной столовой»;
  • «Ответственный за пожарную безопасность»;
  • «Допустимое (предельное) количество людей»;
  • «Обязанности работников»;
  • «Содержание помещение»;
  • «Содержание автоматических систем», др.

При необходимости в документ включают дополнительные, узкоспециализированные разделы.

Шапка

Начинается документ с шапки. Здесь указывается адрес и реквизиты школы, номер распоряжения, место оформления, предмет утверждения. В некоторых случаях к инструкции оформляют приложения. Срок его действия можно обозначить в текстовой части или оставить бессрочным.

Общие положения

После шапки в документе разрабатывается глава «Общие положения». В данном разделе прописывается, что положения инструкции устанавливают правила относительно правил пожарной безопасности при работе с оборудованием, поведения сотрудников и обучающихся, а также работников столовой.

Необходимость разработки распоряжения обусловлена Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 и Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645. В конце должна присутствовать информация, что лица, нарушившие требования инструкции, привлекаются к дисциплинарному, административному или иному наказанию.

Характеристики школьной столовой общеобразовательной организации и специфика пожарной опасности

В соответствии с постановлением, в школьной столовой всегда присутствуют опасные факторы, например, выполнение технологических процессов или эксплуатация теплового электрооборудования. В определенные часы в зале находится большое количество детей разного возраста. В помещении для приема пищи расстановка столов и стульев производится по разработанному и утвержденному проекту. В пищеблоке требуется наличие минимум 1 эвакуационного выхода, а в зале – минимум 2.

Ответственные за пожарную безопасность, организацию мер по эвакуации, оказанию первой помощи

В 3 главе указывается, что ответственными за пожарную безопасность назначаются коменданты зданий. Именно они отвечают за организацию эвакуации в случае ЧС отключение электропитания технологического оборудования, системы вентиляции и других устройств. Помимо этого, во время пожара они должны обеспечить вывод других работников из столовой.

Допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться в помещении

В данном разделе прописывается, какое количество человек может одновременно находиться в помещениях столовой и обеденного зала. Все цифры берутся из проектной документации.

Обязанности работников школьной столовой по соблюдению правил противопожарного режима

Работники школьной столовой обязаны соблюдать правила пожарной безопасности и иные законные требования, участвовать в тренировочных эвакуациях. Также им нужно знать места расположения первичных средств пожаротушения и уметь их правильно эксплуатировать. В случае ЧС сотруднику должны сообщить о нем в спасательную бригаду по номеру 101 (112). В обязанности персонала столовой входит и помощью пожарной охране по тушению огня и организации эвакуации.

Другие требования:

  • своевременно проходить инструктажи;
  • выполнять поручения коменданта;
  • знать расположение пожарной кнопки;
  • не допускать скоплений сгораемого мусора, веществ и материалов;
  • следить за состоянием эвакуационных путей;
  • оповещать должностных лиц о существующих нарушениях.

Коменданты школьной столовой должны проходить обучение минимум 1 раз в 3 года. Они следят за наличием табличек и других наглядных материалов. Все системы, а также первичные средства пожаротушения должны быть исправными. Перед началом рабочего дня помещения пищеблока осматриваются. Эта процедура выполняется и перед закрытием школы.

Содержание помещений школьной столовой и путей эвакуации

Планировка помещения столовой должна соответствовать технической документации и другим строительным требованиям. Хранить продукты можно только в специально предназначенных для этого местах, тарах. На окнах запрещено устанавливать решетки, жалюзи и другие несъемные приспособления. На путях эвакуации недопустимо размещать зеркала. Уборка помещения выполняется в установленном порядке ежедневно. Курить в пищеблоке или обеденном зале недопустимо.

На заметку! Включать электрические обогреватели можно только при наличии специального разрешения от руководителя образовательной организации.

Вместимость столовой должна отвечать нормам проектной документации. Во всех комнатах расставляются огнетушители и аптечки.

Содержание систем отопления и вентиляции воздуха

В инструкции по пожарной безопасности указывается, что эксплуатировать неисправные устройства или намеренно повреждать систему строго запрещено. Помимо этого, нельзя:

  • оставлять двери камер в открытом состоянии;
  • деактивировать огнезадерживающие приборы;
  • закрывать вытяжные каналы, зонты, отверстия и решетки;
  • поджигать скопившиеся отходы или горючие вещества;
  • хранить в камерах посторонние предметы.

Все требования обязательны к исполнению.

Пожарная безопасность при эксплуатации электрооборудования

Руководитель школы должен регулярно проводить техническое обслуживание электрооборудования. В случае необходимости требуется провести ремонт или замену аппаратуры. Электрические светильники дополнительно защищаются стеклянными колпаками. Неисправные устройства помечаются предупредительными табличками «Не включать» до полного устранения поломки.

Во время эксплуатации оборудования запрещено:

  1. Использовать поврежденные кабели.
  2. Оставлять под напряжением провода без изоляции.
  3. Эксплуатировать неисправные розетки.
  4. Обертывать лампы бумагой или другими легковоспламеняемыми материалами.
  5. Устанавливать устройства без сертификатов качества.

Новые подключения оборудования выполняются только после предварительных расчетов рисков.

Порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы

Перед закрытием столовой ее осматривают. Для этого помещение обесточивают, а на рабочих местах наводят порядок. Кухонный убирают по специально предназначенным для этого местам. Помимо этого, требуется убедиться в отсутствии мусора. В конце рабочего дня дополнительно необходимо осмотреть огнетушители. Все окна и фрамуги закрываются. В случае нарушений закрывать столовую запрещено.

Порядок хранения, сбора и удаления горючих и пожароопасных веществ и материалов

Рабочие места регулярно очищают от мусора, отработанной бумаги, пустой картонной тары, пыли. Горючие вещества хранятся в закрытых металлических контейнерах. Располагаются они на хозяйственном дворе. Тары с мусором вывозятся спецслужбами по мере заполнения. Дистанция от светильников до легковоспламеняемых материалов должна составлять минимум 0,5 метров.

Обязанности и порядок действий работников школьной столовой при пожаре и эвакуации, в том числе при срабатывании АПС

В случае пожара действия сотрудников должны быть организованными и слаженными. Все они направляются на безопасную эвакуацию детей, а также другого персонала. При ЧС работа в столовой останавливается, а электрооборудование обесточивается. Далее требуется организовать вывод людей из здания и попытаться самостоятельно устранить очаг возгорания.

Первичные средства пожаротушения

Школьная столовая в обязательно порядке оборудуется первичными средствами пожаротушения. Данные приборы позволяют устранить огонь на ранних этапах. Места их расположения выбираются с учетом требований ГОСТ и отмечаются на эвакуационных планах. Ручные огнетушители навешивают.

На заметку! От укомплектованности и исправности первичных средств пожаротушения зависит процесс тушения пожара, а также возможные последствия.

Воспользоваться ПСП могут сотрудники столовой, должностные лица, личный состав спецслужбы или очевидцы. Все средства дополнительно защищают от различного воздействия, например, механического или теплового. Не допускается применение огнетушителей для бытовых или хозяйственных нужд.

Оказание первой помощи пострадавшим на пожаре

Чаще всего во время пожаров пострадавшие сталкиваются с ожогами, ушибами, переломами, термическим шоком и иными увечьями. Во время ЧС следует вызвать «Скорую помощь». При этом важно назвать точное место возгорания, а также ряд других сведений. До приезда спасательной бригады требуется попытаться найти медицинского работника, который сможет правильно оказать первую помощь.

При самостоятельном оказании медицинской помощи запрещено:

  • перетаскивать пострадавшего;
  • давать воду или лекарства человеку, находящемуся без сознания;
  • удалять инородные тела, выступающие из грудной, брюшной полости или черепной коробки;
  • оставлять людей без сознания в положении лежа на спине.

При оказании первой помощи требуется помнить главное правило – «Не навреди».

Окончание

В конце документа ставятся подписи руководителя, должностных лиц и ведущего специалиста, а также печати. Скачать образец инструкции можно из интернета. Доступ к распоряжениям предоставляется бесплатно на круглосуточной основе.

Хранение

Инструкции по пожарной безопасности хранятся на объекте постоянно до момента их замены. Проверить их наличие могут контролирующие органы, например, МЧС или ГПС. Документация сверяется как во время плановых, так и внеплановых инспекций.

Заключение

Пожары в стенах школы относятся к ряду самых опасных бедствий, поскольку несут угрозу как для взрослых, так и для детей. Учебные заведения характеризуются массовым скоплением людей в определенные часы, наличием оборудования и рядом других особенностей. Нормативно-правовые акты обязывают организовывать деятельность образовательных организаций в соответствии с действующими требованиями. Для этого на объекте устанавливают автоматические системы, размещают первичные средства пожаротушения и другое оборудование.

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector