Огнетушители в пассажирских вагонах

Отправляясь в поездку или путешествие по железной дороге, мало кто из пассажиров задумывается над тем, что может случиться возгорание подвижного состава. А ведь это очень опасно, так как здесь большое количество людей находится в помещении с узкими проходами, неудобными аварийными выходами, что делает эвакуацию затрудненной.

Есть ли огнетушители в вагоне пассажирского поезда? Что делать в такой ситуации?

Требования к ППБ в пассажирском поезде

Безопасность в железнодорожном составе регламентируется нормативными документами:

  1. ППР РФ – основные правила, действующие на РЖД, где перечислен ряд требований относительно противопожарного режима для вида транспорта.
  2. ППБО-109-90 – расписаны нормы безопасности на жд транспорте.
  3. ЦЛ-ЦУО-448 – инструкция для пассажиров, пользующихся железной дорогой.

Согласно документам, в подвижном составе обязательно должны находиться средства индивидуальной защиты из расчета 1 комплект на каждого работника бригады.

Кроме этого, указан перечень ограничений. Так, в пассажирском поезде запрещается:

  1. Использовать любые приборы, не предусмотренные схемой вагона.
  2. Размещать в нише, где находится электроустановка, посторонние предметы. Горючие материалы не должны складываться рядом с газовыми горелками, светильниками, отопительными приборами.
  3. Использовать вагон, в котором наблюдается утечка тока.
  4. Применять электрокалориферы, если имеется поломка вентиляции. Не допускается нагрев оборудования свыше 28 градусов.
  5. Использовать электрические печи, дизель-генераторы, помещение котельной для сушки одежды.
  6. Применять, заряжать неисправные аккумуляторы.
  7. Самостоятельно ремонтировать электрооборудование.
  8. Использовать горючие, воспламеняющие жидкости для растопки котлов.
  9. Нагревать бойлер, кипятильник, котел без достаточного уровня воды, а так же при неисправности системы вентиляции.
  10. Оставлять без присмотра включенные приборы отопления.
  11. Использовать примусы, керосиновые лампы, другие приспособления, не предусмотренные в вагоне пассажирского поезда.
  12. Курить в не предназначенных для этого местах.
  13. Загромождать вещами или другими предметами коридоры, тамбур.
  14. Провозить взрывоопасные, воспламеняющиеся предметы, материалы.

Обнаружив в пути возгорание или неисправность оборудования, проводник должен отключить все от сети. Исключением является цепь сигнализации, дежурное освещение. Далее следует оповестить о происшествии начальника подвижного состава.

Первичные средства пожаротушения

Не допускается отправление поезда без специального оборудования. Также с недостаточным количеством средств тушения огня. За это предусмотрены штраф, уголовная ответственность.

Самосрабатывающие огнетушители

Особенностью такой модели стала возможность использовать прибор в качестве теплового оповестителя. Также способность создавать давление, достаточное для подачи вещества к очагу возгорания.

Самосрабатывающие огнетушители в пассажирских вагонах представляют стеклянный сосуд, как на фото. Обычно их местом расположения является потолок или стена над потенциальным источником возгорания. Внутри находится газ, порошок.

Огнетушитель самосрабатывающий порошковый (ОСП)

Во время пожара вещество внутри расширяется. Из-за возникшего давления колба взрывается, очаг засыпается порошком.

Углекислотные огнетушители

Устройство представляет баллон, внутри которого находится двуокись углерода. При выходе из сопла он превращается в газообразную смесь, содержащую кристаллические частицы.

Особенность огнетушителя в том, что наполнитель при освобождении снижает температуру трубки и корпуса до -60 градусов. При его применении нужно избегать контакта вещества с кожей, так как можно получить обморожение. Не стоит устройство подносить на минимальное расстояние к поверхности горящих предметов.

Углекислотные огнетушители

Порошковые огнетушители

В качестве наполнителя использована пыль. Устройство привлекает универсальностью, так как имеет различные форму, объем, назначение. Применяется в закрытом помещении, подходит для тушения пламени на электрооборудовании.

Приборы делятся на: стационарные, ручные, переносные.

Работа порошкового огнетушителя основана на том, что мелкодисперсная пыль, находящаяся внутри, обволакивает горящее вещество, препятствуя проникновению кислорода. Это приводит к остановке процесса горения.

Порошковые огнетушители

Воздушно-пенные огнетушители

Самый распространенный вид. Внутри находится смесь из воды и пенообразующих веществ. Устройство бывает стационарным, переносным, передвижным. Принцип действия ОВП заключается в том, что содержимое подается под давлением, из-за чего получается пена.

Так как заряд прибора отличается коррозионной активностью, воздушно-пенные огнетушители в поезде нельзя применять при тушении электрооборудования, если они предварительно не обесточены, или щелочных материалов, способных гореть без кислорода.

Воздушно-пенные огнетушители

Пожарное оборудование

Помимо огнетушителей, в пассажирском поезде должны размещаться стационарные системы тушения огня.

Пожарный кран и схема водоснабжения в вагоне

Установка водяного пожаротушения

Система охраны предназначена для ликвидации очага возгорания в вагоне. Ее используют только после применения огнетушителей, если они оказались не эффективными.

Установка состоит из:

  • расходного бака, куда заливается вода;
  • электрического насоса;
  • автоматического выключателя;
  • нескольких кранов.

Установка газового пожаротушения

Система предназначена для ликвидации объемного возгорания на пульте управления вагонов. Способна автоматически запускать работу при команде от УПС. Состоит из четырех генераторов, которые находятся под приборами. Система заполнена аэрозольной смесью. Одна установка способная покрыть весь вагон.

Генератор огнетушащего аэрозоля

Работа устройства основана на формировании, активном выделении мелких частиц с помощью давления дымовых газов. Облако резко тормозит процесс горения, благодаря способности обволакивать воспламенившиеся предметы, блокируя доступ воздуха к очагу пожара.

Нормы оснащения огнетушащими средствами

Есть правила. Сколько огнетушителей должно быть в пассажирском вагоне? Согласно, нормативных документов, в подвижном составе их требуется не менее 5 штук:

  • как минимум 2 СПИ-20;
  • ОСП-1, размещенный на щите;
  • 2 ручных огнетушителя (ОП + ОПВ или ОУ + ОВП).

Не менее 2 раз в год их нужно проверять, минимум 1 раз перезаряжать.

Пожарная сигнализация

Исходя из техники безопасности, каждый вагон подвижного состава должен оборудоваться автоматической установкой оповещения. Задача системы – выявить возгорание, подать сигнал. При этом она реагирует, как на дымовые, так и на тепловые признаки. Чтобы ограничить доступ к устройствам посторонних, их устанавливают скрыто.

Не менее чем через 2 секунды с момента обнаружения пожара сигнализация начинает подавать определенный сигнал. Это дает возможность бригаде быстро начать ликвидацию огня.

Шкаф и пульт управления пожарной сигнализацией

Выводы

Железнодорожный пассажирский транспорт относится к одному из самых безопасных способов передвижения на большие расстояния. Для защиты от огня здесь используют целый комплекс мер. От установки противопожарной сигнализации, заканчивая комплектацией вагонов различными средствами тушения. Не все подвижные составы должны укомплектовываться средствами борьбы с возгоранием. Тушение каких вагонов запрещается огнетушителями?

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector