Пожарная безопасность на ж/д транспорте

РЖД играет важную роль в жизни страны, так как именно на нее приходится порядка 70% перевозок. Поэтому правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте должны неукоснительно соблюдаться. В противном случае, это может привести не только к значительным материальным убыткам, но и человеческим жертвам.

Нормы пожарной безопасности на железной дороге

Сотрудники РЖД должны руководствоваться следующими нормативными актами, регламентирующими ППБ:

  1. ППБО-109-92 – свод правил, которые обязательно соблюдаются на железной дороге.
  2. ЦУО-92/112- регламент ППБ на ж/д дороге.
  3. ЦЛ-ЦУО-448 – инструкция, разработанная для пассажирских поездов.

Их можно бесплатно скачать в интернете.

Требования ППБ на ж/д транспорте

На страницах перечисленных документов описываются правила, которым обязаны следовать все, кто работает или пользуется железной дорогой. Для тех, кто занимается перевозкой опасных грузов, есть дополнительные нормативные акты.

Общие правила

Их пару. Некоторые правила пожарной безопасности на ж/д транспорте являются общими. В них обозначены ситуации, которые недопустимы на подвижных составах. Согласно им, здесь запрещено:

  1. Использование освещения или силовой сети, если имеется повреждение электрооборудования, происходит нагрев пульта управления.
  2. Замена ламп лицами, которые не уполномочены на работу с приборами.
  3. Эксплуатация вагона, если известно об утечке тока.
  4. Самостоятельная замена предохранителей или ремонт электрооборудования.
  5. Использование любых приборов, которые содержат нагревательные элементы, если они не предусмотрены схемой вагона.
  6. Размещение предметов в нишах, предназначенных для хранения электроаппаратуры. Кроме этого нельзя держать горючие и легковоспламеняющиеся материалы рядом с приборами отопления, освещения, даже, если они предусмотрены схемой вагона.
  7. Пользоваться аккумуляторами, если есть сомнения относительно их исправности.
  8. Включать кипятильник, бойлер, без предварительной проверки уровня воды.
  9. Пользоваться электрическими приборами без контроля показаний на приборах.
  10. Применять электрокалорифер при выключенной или сломанной вентиляции.
  11. Оставлять в несобранном виде соединения между вагонами.
  12. Использовать печи, генераторы, дизельные установки, приборы для сушки одежды и других вещей.
  13. Применять легковоспламеняющиеся вещества для растопки печей. Также запрещено сжигать топливо, если оно не указано в документации по эксплуатации вагона.
  14. Оставлять состав или включенные электроприборы без присмотра.
  15. Использовать вагон, если имеется нарушение термоизоляции стен.
  16. Выбрасывать золу, шлак в неотведенных местах.
  17. Использовать во время приготовления пищи не предназначенные для этого приборы (керосинки, примусы).
  18. Разводить открытый огонь для разогрева замерзших труб.
  19. Курить в неотведенных зонах.
  20. Загромождать эвакуационные пути.
Эвакуационные выходы из вагона поезда

Для пассажирского поезда

Правил много. Их необходимо знать. Как нужно действовать, если находясь в пассажирском составе, обнаружили огонь или задымление:

  1. Важно не поддаваться панике, помочь покинуть места детям, пожилым людям. Двигаться нужно к соседнему вагону через тамбур в противоположном от возгорания направлении.
  2. Если поезд остановился на станции или вокзале, следует покинуть его через боковые двери.
  3. Когда нет возможности воспользоваться основным выходом, стоит разбить стекло в купе №3 или 6. Они обозначены соответствующей надписью.

Ответственными за противопожарное состояние вагонов, а так же за эвакуацию пассажиров, являются:

  • начальник состава и механики смены;
  • машинист;
  • проводники, экспедиторы, директора вагона-ресторана.

Перед отправлением состава проводится обучение сотрудников. Об этом оставляется запись в журнале. Ответственные лица должны выполнять правила, прописанные соответствующими инструкциями:

  1. Знать и соблюдать требования ППБ.
  2. Следить за недопущением действий, способных спровоцировать возгорание.
  3. Проводить необходимые перед отправлением состава мероприятия для обеспечения безопасности пассажиров или груза.
  4. Не пользоваться приборами при их неисправности.
  5. Избегать загромождения выходов и проходов.
  6. Уметь использовать средства пожаротушения, которыми укомплектованы вагоны.
  7. Не допускать провоз опасных грузов.

Если пожарная безопасность на ж/д транспорте не соблюдается, должностное лицо несет дисциплинарную или уголовную ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Для грузового состава

К основным требованиям пожарной безопасности при перевозке товаров, сырья на железной дороге относят следующее:

  1. Прежде чем подавать состав на погрузку, ответственное лицо проверяет техническую исправность. Кроме этого вагон должен быть полностью очищен от мусора, следов веществ, которые перевозились ранее.
  2. Не допускается загружать опасные вещества, если упаковка повреждена или отсутствуют крышки.
  3. Выявив во время движения повреждение тары или розлив горючего вещества, ответственное лицо должно убрать, очистить поверхности от остатков.
  4. На открытых платформах запрещено перевозить легковоспламеняющиеся товары или бумажную продукцию.
  5. При транспортировке товаров разного назначения, они должны быть разделены, установлены в отдельных секциях.
  6. При заполнении цистерн горючими веществами, необходимо следить за их уровнем. Допустимые показатели прописаны в документах.
  7. Любой опасный груз должен быть зафиксирован. Это предотвратит движение внутри вагона или по платформе.
  8. Обнаружив возгорание или разгерметизацию цистерны, необходимо сообщить об этом начальнику состава или другому ответственному лицу, используя доступное средство связи.

Требования к энергетическому оборудованию

Нормативные документы, которыми обеспечивается ППБ на ж/д – комплекс мер, направленных на недопущение возгорания, описывающих порядок действия при ЧП. Отдельные правила прописаны для обеспечения ПБ при эксплуатации оборудования подвижного состава.

Электроустановки

Что касается применения оборудования на железной дороге, требования к ним следующие:

  1. Запрещено их использование, если объекты не соответствуют ПУЭ, другим документам, разработанным для ж/д транспорта.
  2. Энергетики и другие ответственные лица обязаны:
    1. проводить осмотр, если нужно – ремонт локомотивной аппаратуры, сетей;
    2. контролировать использование двигателей, кабелей, приборов;
    3. следить за работоспособностью средств ПБ, установок, предназначенных для устранения возгораний;
    4. регулярно проводить инструктаж сотрудников относительно правил пожарной безопасности;
    5. при пожаре принимать непосредственное участие для ликвидации.
  3. В обязанности дежурного электрика входит плановый осмотр оборудования на предмет исправности. При выявлении поломки должна проводиться фиксация в журнале с последующим устранением.
  4. Контроль кабелей следует проводить в сроки, прописанные в документах по технической эксплуатации, которые выдает предприятие-изготовитель.
  5. Для недопущения пожара, ответственные лица обязаны проверять состояние жил проводов, защитную аппаратуру, вставки в предохранителях.
  6. Временные электросети использовать запрещено. Исключением могут стать места, где проводятся кратковременные ремонтные работы, если это не противоречит ПУЭ.
  7. Запрещено делать воздушные или временные наружные сети над складом, где хранится древесина, волокнистые, горючие материалы.
  8. Для установки осветительных приборов допускается использовать только специальные опоры, отвечающие нормам ППБ.
  9. Минимум 2 раза в месяц необходимо очищать светильники, проводку, двигатели от горючей пыли.
  10. Маслонаполненное оборудование должно защищаться в соответствии с требованиями ПУЭ.
  11. При работе с электроустановками нельзя:
    1. применять провода, если повреждена изоляция;
    2. использовать для обогрева приборы, где нагревательный элемент находится в открытом состоянии;
    3. оставлять включенную аппаратуру без присмотра;
    4. использовать нагревательные приборы для сушки вещей;
    5. пользоваться приборами, если есть подозрение на их неисправность;
    6. включать нагревательные устройства, не используя специальных подставок;
    7. нарушать общие правила эксплуатации электроаппаратуры.

Отопление

Ответственность за состояние, использование обогревательных приборов возлагается на механика или электрика. Прежде чем лицо будет допущено к работе на котельных, оно должно в обязательном порядке пройти обучение. Также получить соответствующее удостоверение.

В котельной запрещено:

  • подавать топливо, если газовая горелка погасла;
  • использовать котлы или паропроводы для сушки горючих материалов;
  • эксплуатировать расходные баки, у которых отсутствует устройство, предназначенное для ликвидации топлива при возгорании;
  • пользоваться установкой, если известно об утечке газа, другого материала;
  • хранить на территории котельной жидкое топливо или использовать любые ЛВЖ, не предусмотренные ТУ оборудования.

Для хранения материалов создаются специальные площадки, обустроенные согласно нормативным требованиям.

Вентиляция

Проверять состояние воздухоотводных систем должен человек, о назначении которого говорится в соответствующем приказе. Обычно – энергетик или механик. Так же инструкцией оговаривается режим работы установок, где указывают меры ПБ, сроки проведения чистки оборудования, порядок действия бригады при возгорании или другом бедствии.

При выявлении огня в воздуховоде, вентиляционном отсеке или другой части системы, следует включить установку, сообщить ответственному лицу о случившемся. Так же нужно оповестить пожарную охрану и до их приезда приступить к ликвидации возгорания доступными способами.

Средства огнетушения

Каждый подвижной состав укомплектовывается механизмами, предназначенными для тушения пожара. К ним относят:

  1. Огнетушители. В шкафу с электрооборудованием в обязательном порядке помещается ОСП. ОП, ОВП и ОУ устанавливают в коридорах.
  2. Вместо ОСП используют установку газового пожаротушения.
  3. Водяная система. Она представляет собой кран с рукавом и кнопкой для запуска. Располагается во втором, седьмом купе.
  4. Пожарная сигнализация есть у каждого проводника.
  5. Краны, которые располагаются в разных местах вагона, в зависимости от типа.
  6. Топор, лом, другие приспособления.
  7. Песок.
Огнетушители в вагоне поезда

Где брать воду при пожаре

Своевременно ликвидировать возгорание помогает пожарный кран. Туда под давлением подается вода, находящаяся в системе тушения. Он есть в каждом вагоне, применяется для бытовых нужд.

Во время стоянки для тушения доступен фановый кран. Чтобы наполнить систему водой, один человек нажимает на спусковую педаль в туалете, второй производит набор под вагоном.

Некоторые составы оборудованы установкой. Если из-за ЧП из строя выходит насос, вода поступает в систему самотеком после открытия крана.

Для быстрого набора жидкости применяется комбинированный кипятильник, который отключается и переводится в режим «Закрыто». После этого снимается скоба, фильтр и стеклянный колпак. Емкость, используемая для тушения, подставляется под краном, а его ручка устанавливается в положение «Сырая вода».

Пожарный кран и схема водоснабжения в вагоне

Ответственный за ППБ поезда

Людей пару. За пожарную безопасность, ликвидацию огня отвечают следующие лица:

  • начальник состава;
  • проводники;
  • электромеханик;
  • директор вагона, в котором расположен бар или ресторан;
  • приемосдатчики грузов;
  • механики и работники, которые соответствующим распоряжением привлечены к обслуживанию вагонов.

Выводы

Пожарная безопасность РЖД регламентирована специальными актами, нормативными документами. В них прописаны основные определения, лица, отвечающие за соблюдение ППБ. Также за ликвидацию возгорания, требования к оборудованию, которым укомплектован состав, порядок действия при выявлении нештатной ситуации.

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector