Пожарная безопасность на ж/д транспорте

РЖД играет важную роль в жизни страны, так как именно на нее приходится порядка 70% перевозок в Российской Федерации. Поэтому пожарная безопасность на железнодорожном транспорте должна неукоснительно соблюдаться всеми гражданами России. В противном случае, несоблюдение мер безопасности может привести не только к значительным материальным убыткам, но и человеческим жертвам.

Нормы пожарной безопасности на железной дороге

Сотрудники РЖД для разработки и внедрения противопожарных мероприятий обязаны руководствоваться следующими государственными нормативными актами, регламентирующими требования пожарной безопасности:

  1. ППБО-109-92 – свод правил, которые обязательно соблюдаются в сфере ж/д.
  2. ЦУО-92/112- регламент пожарной безопасности на ж/д.
  3. ЦЛ-ЦУО-448 – инструкция, разработанная для пассажирских поездов.

Их можно бесплатно скачать в интернете.

Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте

На страницах перечисленных документов описываются правила безопасности, которым обязаны следовать все, кто относится к железнодорожной деятельности (рабочие, граждане, организации и.т.д.). Для тех, кто занимается перевозкой опасных объектов, есть дополнительные нормативные акты.

Общие правила безопасности

Их пару. Некоторые правила пожарной безопасности на ж/д транспорте являются общими. В них обозначены ситуации, которые недопустимы на подвижных составах. Согласно им, здесь запрещается:

  1. Использование освещения или силовой сети, если имеется повреждение контактов или самого электрооборудования, происходит нагрев пульта управления.
  2. Замена ламп лицами, которые не уполномочены на работу с приборами.
  3. Эксплуатация вагона, если известно об утечке тока.
  4. Самостоятельная замена предохранителей или ремонт электрооборудования.
  5. Использование любых устройств, которые содержат нагревательные элементы, если они не предусмотрены схемой вагона.
  6. Размещение предметов в нишах для хранения электроаппаратуры. Кроме этого нельзя держать горючие и легковоспламеняющиеся материалы рядом с приборами отопления, освещения, даже, если они предусмотрены проектом вагона.
  7. Пользование аккумуляторами, если есть сомнения относительно их исправности.
  8. Включать кипятильник, бойлер, без предварительной проверки уровня воды.
  9. Эксплуатировать электроприборы без контроля показаний.
  10. Применять электрокалорифер при выключенной или сломанной вентиляции.
  11. Оставлять в несобранном виде соединения между вагонами.
  12. Использовать печи, генераторы (в том числе дизельные), приспособления для сушки одежды и других вещей.
  13. Применять легковоспламеняющиеся вещества для растопки печей. Также нельзя сжигать топливо, если оно не указано в документации по эксплуатации вагона.
  14. Оставлять состав или включенные электроприборы без присмотра.
  15. Использовать вагон, если имеется нарушение термоизоляции стен.
  16. Выбрасывать золу, шлак в неотведенных местах.
  17. Применять во время приготовления пищи неподходящие для этого приборы (керосинки, примусы).
  18. Разводить открытый огонь для разогрева замерзших труб.
  19. Курить в неотведенных зонах.
  20. Загромождать аварийные пути эвакуации.
Аварийные выходы при эвакуации из вагона поезда

Для пассажирского поезда

Их большое количество и необходимо знать все. Как нужно действовать при условии, если находясь в пассажирском вагоне, обнаружили огонь или задымление:

  1. Важно не поддаваться панике, помочь аварийной эвакуации детей, пожилых людей. Двигаться нужно к соседнему вагону через тамбур в противоположном от источника возгорания направлении.
  2. Если поезд остановился на станции или вокзале, следует проводить аварийную эвакуацию из вагона через боковые двери.
  3. Когда нет возможности воспользоваться основным выходом, стоит разбить стекло в купе №3 или 6. Они предназначены для спасательных целей и обозначены соответствующей надписью.

Ответственными за противопожарную безопасность вагонов, а так же за эвакуацию пассажиров, являются:

  • начальник и механики вагонов;
  • машинист локомотива;
  • проводники, экспедиторы, директора вагона-ресторана.

Перед отправлением проводится обучение мерам безопасности персонала. Об этом оставляется запись в журнале. Ответственные обязаны выполнять прописанные инструкции:

  1. Знать и соблюдать технику пожарной безопасности.
  2. Следить за недопущением действий, способных спровоцировать возгорание.
  3. Проводить необходимые перед отправлением вагонов мероприятия для обеспечения защиты и безопасности пассажиров или груза.
  4. Не включать устройства при их неисправности.
  5. Избегать загромождения выходов и проходов.
  6. Уметь обращаться со средствами пожаротушения, которыми укомплектованы вагоны.
  7. Не допускать провоз опасных объектов.

Если пожарная безопасность на ж/д транспорте не соблюдается, должностное лицо несет дисциплинарную или уголовную ответственность, предусмотренную действующим законодательством РФ.

Для грузового состава

К основам пожарной безопасности при железнодорожной перевозке товаров, сырья относят следующее:

  1. Главная задача перед погрузкой вагонов — проверка на техническую исправность. Кроме этого вагон должен быть полностью очищен от мусора, следов веществ и прочих ненужных объектов, которые перевозились ранее.
  2. Не допускается загружать опасные вещества, если упаковка повреждена или отсутствуют крышки.
  3. Выявив во время движения повреждение тары или розлив горючего вещества, нужно убрать, очистить поверхности от остатков.
  4. На открытых платформах нельзя перевозить легковоспламеняющиеся объекты или бумажную продукцию.
  5. При транспортировке объектов и товаров разного назначения, их нужно разделить, установить в отдельных секциях.
  6. При заполнении цистерн горючими веществами, необходимо следить за их уровнем. Допустимые показатели прописаны в документах.
  7. Любые опасные объекты должны быть зафиксированы. Это предотвратит движение внутри вагона или по платформе.
  8. При обнаружении возгорания или разгерметизации цистерны, необходимо сообщить об этом начальнику вагонов или другому несущему ответственность рабочему с помощью доступных средств связи и вызвать специальное противопожарное подразделение.

Требования безопасности к энергетическому оборудованию

Нормативные документы, которыми обеспечивается пожарная безопасность на железнодорожном транспорте – комплекс мер, направленных на недопущение и защиту от возгорания, описывающих порядок действий при ЧП. Отдельно ППБ прописаны при эксплуатации оборудования вагона. А какое требование не предъявляется к транспортировке легковоспламеняющихся жидкостей?

Электроустановки

Что касается применения:

  1. Запрещено их использование, если объекты не отвечают ПУЭ, другим документам, разработанным для ж/д транспорта.
  2. Энергетики и другие несущие ответственность за безопасность обязаны:
    1. проводить осмотр, если нужно – ремонт локомотивной аппаратуры, сетей;
    2. контролировать использование двигателей, кабелей, контактов, приспособлений;
    3. следить за работоспособностью средств ПБ, установок для устранения возгораний;
    4. регулярно проводить инструктаж персонала по правилам пожарной безопасности и охраны труда;
    5. при пожаре принимать непосредственное участие для ликвидации.
  3. В обязанности дежурного электрика входит плановый осмотр приборов на предмет исправности. При выявлении поломки обязательно проводиться фиксация в журнале с последующим устранением.
  4. Контроль контактов кабелей следует проводить в сроки, прописанные в документах по технической эксплуатации, которые выдает организация-изготовитель.
  5. Для защиты от пожара, обязательно нужно проверять состояние жил проводов, аппаратуру для защиты, вставки в предохранителях.
  6. Временные электросети использовать запрещается. Исключением могут стать места, где проводятся кратковременные ремонтные работы, если это не противоречит ПУЭ.
  7. Нельзя делать воздушные или временные наружные сети над складом, где хранится древесина, волокнистые, горючие материалы.
  8. Для инсталляции осветительных приборов допускается применение только специальных опор, отвечающие нормам пожарной безопасности.
  9. Минимум 2 раза в месяц необходимо очищать светильники, проводку, двигатели от горючей пыли.
  10. Защита маслонаполненного оборудования осуществляется в соответствии с ПУЭ.
  11. При работе с электроустановками нельзя:
    1. применять провода, если нарушен контакт и повреждена изоляция;
    2. эксплуатировать для обогрева устройства, где нагревательный элемент находится в открытом состоянии;
    3. оставлять включенную аппаратуру без присмотра;
    4. применять нагревательные объекты для сушки вещей;
    5. пользоваться, если есть подозрение на их неисправность;
    6. включать нагревательные объекты без специальных подставок;
    7. нарушать эксплуатацию электроаппаратуры.

Отопление

Ответственность за состояние, использование и безопасность обогревательных приборов возлагается на механика или электрика. Прежде чем лицо будет допущено к работе на котельных, оно должно в обязательном порядке пройти обучение. Также получить удостоверение.

В котельной запрещено:

  • подавать топливо, если газовая горелка погасла;
  • использовать котлы или паропроводы для сушки горючих материалов;
  • эксплуатировать расходные баки, у которых отсутствует устройство для ликвидации топлива при возгорании;
  • использование, если известно об утечке газа, другого материала;
  • хранение в котельном помещении жидкого топлива или использование любых ЛВЖ, не предусмотренных ТУ.

Для хранения материалов создаются специальные площадки, обустроенные согласно утвержденным нормам.

Вентиляция

Проверять состояние воздухоотводных систем должен человек, о назначении которого говорится в соответствующем приказе. Обычно – энергетик или механик. Так же инструкцией оговаривается режим работы установок, где указывают меры безопасности, сроки проведения чистки, порядок действия бригады при возгорании или другом бедствии.

При выявлении огня в воздуховоде, вентиляционном отсеке или другой части системы, следует включить установку, сообщить тому, кто несет ответственность за безопасность, о случившемся. Так же нужно оповестить подразделение пожарной охраны и до ее приезда приступить к ликвидации возгорания доступными способами.

Средства огнетушения

Каждый вагон укомплектовывается устройствами автоматики и системами оповещения и защиты от пожара. К ним относят:

  1. Огнетушители. В шкафу с электрооборудованием в обязательном порядке помещается ОСП. ОП, ОВП и ОУ устанавливают в коридорах.
  2. Вместо ОСП применяют АУГП (систему газового пожаротушения).
  3. Водяная система. Она представляет собой кран с рукавом и кнопкой для запуска. Располагается во втором, седьмом купе.
  4. Пожарная сигнализация есть у каждого проводника.
  5. Краны, которые располагаются в разных местах вагона, в зависимости от типа.
  6. Топор, лом, другие приспособления.
  7. Песок.
Огнетушители в вагоне поезда

Где брать воду при пожаре

Своевременно ликвидировать возгорание помогает пожарный кран. Туда под давлением подается вода, находящаяся в системе защиты. Он есть в каждом вагоне, применяется для бытовых нужд.

Во время стоянки, чтобы потушить огонь, доступен фановый кран. Чтобы наполнить систему водой, один человек нажимает на спусковую педаль в туалете, второй производит набор под вагоном.

Некоторые составы оборудованы установкой. Если по причине ЧП из строя выходит насос, вода поступает в систему самотеком после открытия крана.

Для быстрого набора жидкости применяется комбинированный кипятильник, который отключается и переводится в режим «Закрыто». После этого снимается скоба, фильтр и стеклянный колпак. Емкость подставляется под краном, а его ручка устанавливается в положение «Сырая вода».

Пожарный кран и схема водоснабжения в вагоне

Ответственный за пожарную безопасность поезда

Людей пару. За пожарную безопасность, ликвидацию огня отвечают следующие лица:

  • руководство состава;
  • проводники;
  • электромеханик;
  • директор вагона, в котором расположен бар или ресторан;
  • приемосдатчики грузов;
  • механики и инженерно-технические работники, которые специальным распоряжением привлечены к обслуживанию вагонов.

Выводы

Пожарная безопасность РЖД регламентирована специальными актами, нормативными документами. В них прописаны основные определения, лица, отвечающие за соблюдение пожарной безопасности. Также за ликвидацию возгорания, правила использования спецоборудования, которым укомплектован состав, порядок действия при выявлении нештатной ситуации.

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector