РЖД играет важную роль в жизни страны, так как именно на нее приходится порядка 70% перевозок в Российской Федерации. Поэтому пожарная безопасность на железнодорожном транспорте должна неукоснительно соблюдаться всеми гражданами России. В противном случае, несоблюдение мер безопасности может привести не только к значительным материальным убыткам, но и человеческим жертвам.
- Нормы пожарной безопасности на железной дороге
- Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте
- Общие правила безопасности
- Для пассажирского поезда
- Для грузового состава
- Требования безопасности к энергетическому оборудованию
- Электроустановки
- Отопление
- Вентиляция
- Средства огнетушения
- Где брать воду при пожаре
- Ответственный за пожарную безопасность поезда
- Выводы
Нормы пожарной безопасности на железной дороге
Сотрудники РЖД для разработки и внедрения противопожарных мероприятий обязаны руководствоваться следующими государственными нормативными актами, регламентирующими требования пожарной безопасности:
- ППБО-109-92 – свод правил, которые обязательно соблюдаются в сфере ж/д.
- ЦУО-92/112- регламент пожарной безопасности на ж/д.
- ЦЛ-ЦУО-448 – инструкция, разработанная для пассажирских поездов.
Их можно бесплатно скачать в интернете.
Пожарная безопасность на железнодорожном транспорте
На страницах перечисленных документов описываются правила безопасности, которым обязаны следовать все, кто относится к железнодорожной деятельности (рабочие, граждане, организации и.т.д.). Для тех, кто занимается перевозкой опасных объектов, есть дополнительные нормативные акты.
Общие правила безопасности
Их пару. Некоторые правила пожарной безопасности на ж/д транспорте являются общими. В них обозначены ситуации, которые недопустимы на подвижных составах. Согласно им, здесь запрещается:
- Использование освещения или силовой сети, если имеется повреждение контактов или самого электрооборудования, происходит нагрев пульта управления.
- Замена ламп лицами, которые не уполномочены на работу с приборами.
- Эксплуатация вагона, если известно об утечке тока.
- Самостоятельная замена предохранителей или ремонт электрооборудования.
- Использование любых устройств, которые содержат нагревательные элементы, если они не предусмотрены схемой вагона.
- Размещение предметов в нишах для хранения электроаппаратуры. Кроме этого нельзя держать горючие и легковоспламеняющиеся материалы рядом с приборами отопления, освещения, даже, если они предусмотрены проектом вагона.
- Пользование аккумуляторами, если есть сомнения относительно их исправности.
- Включать кипятильник, бойлер, без предварительной проверки уровня воды.
- Эксплуатировать электроприборы без контроля показаний.
- Применять электрокалорифер при выключенной или сломанной вентиляции.
- Оставлять в несобранном виде соединения между вагонами.
- Использовать печи, генераторы (в том числе дизельные), приспособления для сушки одежды и других вещей.
- Применять легковоспламеняющиеся вещества для растопки печей. Также нельзя сжигать топливо, если оно не указано в документации по эксплуатации вагона.
- Оставлять состав или включенные электроприборы без присмотра.
- Использовать вагон, если имеется нарушение термоизоляции стен.
- Выбрасывать золу, шлак в неотведенных местах.
- Применять во время приготовления пищи неподходящие для этого приборы (керосинки, примусы).
- Разводить открытый огонь для разогрева замерзших труб.
- Курить в неотведенных зонах.
- Загромождать аварийные пути эвакуации.
Для пассажирского поезда
Их большое количество и необходимо знать все. Как нужно действовать при условии, если находясь в пассажирском вагоне, обнаружили огонь или задымление:
- Важно не поддаваться панике, помочь аварийной эвакуации детей, пожилых людей. Двигаться нужно к соседнему вагону через тамбур в противоположном от источника возгорания направлении.
- Если поезд остановился на станции или вокзале, следует проводить аварийную эвакуацию из вагона через боковые двери.
- Когда нет возможности воспользоваться основным выходом, стоит разбить стекло в купе №3 или 6. Они предназначены для спасательных целей и обозначены соответствующей надписью.
Ответственными за противопожарную безопасность вагонов, а так же за эвакуацию пассажиров, являются:
- начальник и механики вагонов;
- машинист локомотива;
- проводники, экспедиторы, директора вагона-ресторана.
Перед отправлением проводится обучение мерам безопасности персонала. Об этом оставляется запись в журнале. Ответственные обязаны выполнять прописанные инструкции:
- Знать и соблюдать технику пожарной безопасности.
- Следить за недопущением действий, способных спровоцировать возгорание.
- Проводить необходимые перед отправлением вагонов мероприятия для обеспечения защиты и безопасности пассажиров или груза.
- Не включать устройства при их неисправности.
- Избегать загромождения выходов и проходов.
- Уметь обращаться со средствами пожаротушения, которыми укомплектованы вагоны.
- Не допускать провоз опасных объектов.
Если пожарная безопасность на ж/д транспорте не соблюдается, должностное лицо несет дисциплинарную или уголовную ответственность, предусмотренную действующим законодательством РФ.
Для грузового состава
К основам пожарной безопасности при железнодорожной перевозке товаров, сырья относят следующее:
- Главная задача перед погрузкой вагонов – проверка на техническую исправность. Кроме этого вагон должен быть полностью очищен от мусора, следов веществ и прочих ненужных объектов, которые перевозились ранее.
- Не допускается загружать опасные вещества, если упаковка повреждена или отсутствуют крышки.
- Выявив во время движения повреждение тары или розлив горючего вещества, нужно убрать, очистить поверхности от остатков.
- На открытых платформах нельзя перевозить легковоспламеняющиеся объекты или бумажную продукцию.
- При транспортировке объектов и товаров разного назначения, их нужно разделить, установить в отдельных секциях.
- При заполнении цистерн горючими веществами, необходимо следить за их уровнем. Допустимые показатели прописаны в документах.
- Любые опасные объекты должны быть зафиксированы. Это предотвратит движение внутри вагона или по платформе.
- При обнаружении возгорания или разгерметизации цистерны, необходимо сообщить об этом начальнику вагонов или другому несущему ответственность рабочему с помощью доступных средств связи и вызвать специальное противопожарное подразделение.
Требования безопасности к энергетическому оборудованию
Нормативные документы, которыми обеспечивается пожарная безопасность на железнодорожном транспорте – комплекс мер, направленных на недопущение и защиту от возгорания, описывающих порядок действий при ЧП. Отдельно ППБ прописаны при эксплуатации оборудования вагона. А какое требование не предъявляется к транспортировке легковоспламеняющихся жидкостей?
Электроустановки
Что касается применения:
- Запрещено их использование, если объекты не отвечают ПУЭ, другим документам, разработанным для ж/д транспорта.
- Энергетики и другие несущие ответственность за безопасность обязаны:
- проводить осмотр, если нужно – ремонт локомотивной аппаратуры, сетей;
- контролировать использование двигателей, кабелей, контактов, приспособлений;
- следить за работоспособностью средств ПБ, установок для устранения возгораний;
- регулярно проводить инструктаж персонала по правилам пожарной безопасности и охраны труда;
- при пожаре принимать непосредственное участие для ликвидации.
- В обязанности дежурного электрика входит плановый осмотр приборов на предмет исправности. При выявлении поломки обязательно проводиться фиксация в журнале с последующим устранением.
- Контроль контактов кабелей следует проводить в сроки, прописанные в документах по технической эксплуатации, которые выдает организация-изготовитель.
- Для защиты от пожара, обязательно нужно проверять состояние жил проводов, аппаратуру для защиты, вставки в предохранителях.
- Временные электросети использовать запрещается. Исключением могут стать места, где проводятся кратковременные ремонтные работы, если это не противоречит ПУЭ.
- Нельзя делать воздушные или временные наружные сети над складом, где хранится древесина, волокнистые, горючие материалы.
- Для инсталляции осветительных приборов допускается применение только специальных опор, отвечающие нормам пожарной безопасности.
- Минимум 2 раза в месяц необходимо очищать светильники, проводку, двигатели от горючей пыли.
- Защита маслонаполненного оборудования осуществляется в соответствии с ПУЭ.
- При работе с электроустановками нельзя:
- применять провода, если нарушен контакт и повреждена изоляция;
- эксплуатировать для обогрева устройства, где нагревательный элемент находится в открытом состоянии;
- оставлять включенную аппаратуру без присмотра;
- применять нагревательные объекты для сушки вещей;
- пользоваться, если есть подозрение на их неисправность;
- включать нагревательные объекты без специальных подставок;
- нарушать эксплуатацию электроаппаратуры.
Отопление
Ответственность за состояние, использование и безопасность обогревательных приборов возлагается на механика или электрика. Прежде чем лицо будет допущено к работе на котельных, оно должно в обязательном порядке пройти обучение. Также получить удостоверение.
В котельной запрещено:
- подавать топливо, если газовая горелка погасла;
- использовать котлы или паропроводы для сушки горючих материалов;
- эксплуатировать расходные баки, у которых отсутствует устройство для ликвидации топлива при возгорании;
- использование, если известно об утечке газа, другого материала;
- хранение в котельном помещении жидкого топлива или использование любых ЛВЖ, не предусмотренных ТУ.
Для хранения материалов создаются специальные площадки, обустроенные согласно утвержденным нормам.
Вентиляция
Проверять состояние воздухоотводных систем должен человек, о назначении которого говорится в соответствующем приказе. Обычно – энергетик или механик. Так же инструкцией оговаривается режим работы установок, где указывают меры безопасности, сроки проведения чистки, порядок действия бригады при возгорании или другом бедствии.
При выявлении огня в воздуховоде, вентиляционном отсеке или другой части системы, следует включить установку, сообщить тому, кто несет ответственность за безопасность, о случившемся. Так же нужно оповестить подразделение пожарной охраны и до ее приезда приступить к ликвидации возгорания доступными способами.
Средства огнетушения
Каждый вагон укомплектовывается устройствами автоматики и системами оповещения и защиты от пожара. К ним относят:
- Огнетушители. В шкафу с электрооборудованием в обязательном порядке помещается ОСП. ОП, ОВП и ОУ устанавливают в коридорах.
- Вместо ОСП применяют АУГП (систему газового пожаротушения).
- Водяная система. Она представляет собой кран с рукавом и кнопкой для запуска. Располагается во втором, седьмом купе.
- Пожарная сигнализация есть у каждого проводника.
- Краны, которые располагаются в разных местах вагона, в зависимости от типа.
- Топор, лом, другие приспособления.
- Песок.
Где брать воду при пожаре
Своевременно ликвидировать возгорание помогает пожарный кран. Туда под давлением подается вода, находящаяся в системе защиты. Он есть в каждом вагоне, применяется для бытовых нужд.
Во время стоянки, чтобы потушить огонь, доступен фановый кран. Чтобы наполнить систему водой, один человек нажимает на спусковую педаль в туалете, второй производит набор под вагоном.
Некоторые составы оборудованы установкой. Если по причине ЧП из строя выходит насос, вода поступает в систему самотеком после открытия крана.
Для быстрого набора жидкости применяется комбинированный кипятильник, который отключается и переводится в режим «Закрыто». После этого снимается скоба, фильтр и стеклянный колпак. Емкость подставляется под краном, а его ручка устанавливается в положение «Сырая вода».
Ответственный за пожарную безопасность поезда
Людей пару. За пожарную безопасность, ликвидацию огня отвечают следующие лица:
- руководство состава;
- проводники;
- электромеханик;
- директор вагона, в котором расположен бар или ресторан;
- приемосдатчики грузов;
- механики и инженерно-технические работники, которые специальным распоряжением привлечены к обслуживанию вагонов.
Выводы
Пожарная безопасность РЖД регламентирована специальными актами, нормативными документами. В них прописаны основные определения, лица, отвечающие за соблюдение пожарной безопасности. Также за ликвидацию возгорания, правила использования спецоборудования, которым укомплектован состав, порядок действия при выявлении нештатной ситуации.