Уголок противопожарной безопасности в школе: требования к стенду

Ежегодно в России регистрируется порядка 140.000-150.000 возгораний. Неконтролируемый огонь несет огромный ущерб как обычным гражданам, так и для бюджета страны. Возникают пожары по объективным и субъективным причинам. В частности, из-за нарушения условий эксплуатации электроприборов, неосторожного обращения с огнем, шалостей. Часто дети не осознают опасность при играх со спичками или любыми другими легковоспламеняющимися предметами, что впоследствии приводит к ЧС.

Поведением ребенка движет любопытство и желание попробовать что-то новое, поэтому перед взрослыми стоит важная задача: проинформировать его о вероятных последствиях огнеопасных развлечений. Не всегда родители или учителя присутствуют рядом с детьми. В таком случае развитие ситуации зависит от осознанности ребенка, его чувства долга и ответственности. Сформировать правильную гражданскую позицию у школьников можно с помощью уголков противопожарной безопасности. Устанавливаются они в каждом учебном заведении в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

Понятие

Пожары относят к категории самых опасных и неконтролируемых бедствий. Как правило, начинаются они с небольшого очага возгорания, который быстро распространяется по всему помещению, охватывая практически всю свободную площадь. Впоследствии к огню добавляется дымовая завеса, которая несет главную угрозу. Токсичные вещества горения способны вызвать отравление, головокружение и потерю сознания. Находясь в дыму, человек не может найти безопасные пути эвакуации, а также теряется в пространстве.

Находясь в центре чрезвычайной ситуации, взрослые и дети часто поддаются всеобщей паники. Неправильное поведение во время пожара оборачиваются потерей имущества, наносит вред здоровью и забирает человеческие жизни. Именно поэтому ключевая роль в обеспечении пожарной безопасности отводится пропаганде. Она формирует необходимые навыки и умения.

На заметку! Уголок противопожарной безопасности в школе – это наглядное пособие, которое проектируется с учетом детской психологии, умения воспринимать информацию, анализировать ее и усваивать.

Стенд, устанавливаемый в учебных заведениях, должен состоять из текстовых блоков, графических и мультимедийных материалов. В соответствии с законодательными актами РФ, размещать подобные уголки необходимо во всех местах с большим скоплением людей: детские сады, университеты, торговые центры, больницы, пр.

Дополнительно учителя в школе должны раздавать детям специальную литературу, методические материалы, полезные статьи из авторитетных СМИ. Данные методы улучшают эффект и приводят к более видимым результатам. Размещать их рекомендуется на партах.

Цели и задачи

Уголок безопасности разъясняет порядок применения средств первичного пожаротушения, поиска безопасного выхода для эвакуации и оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Дополнительно на стендах могут быть представлены сведения относительно правильного использования электронагревательных приборов, спичек, а также любых других легковоспламеняющихся предметов.

Главная цель уголков – проинформировать взрослых и детей о правильной последовательности действий в случае возгорания (не только в учебном заведении, но и дома, в магазине, спортивном комплексе, др.). Для этого на конструкции размещаются выдержки из публикаций, плакаты, инфографики. При проектировании важно учитывать возраст, на который рассчитаны материалы, а также место установки. Так, стенд для школьников будет существенно отличаться от пособия для офисных работников.

Как показывает практика, уголки пожарной безопасности способны сформировать у детей дошкольного (школьного) возраста готовность к чрезвычайным ситуациям. Благодаря этому во время пожара дети буду знать безопасные пути эвакуации, смогут оказать первую медицинскую помощь пострадавшим, не растеряются и не начнут испытывать чувство страха или паники.

На заметку! Стенды позволяют уменьшит время на вывод людей из горящего здания. Помимо этого, они уменьшают статистику по травматизму и летальным исходам.

Как известно, чувство ответственности и долга перед окружающими закладывается у человека с самого раннего возраста. На формирование гражданской позиции малыша влияют родители, воспитатели, сверстники. Чтобы направить мышление и поведение ребенка в правильное русло, в учебных заведениях регулярно организуют обучающие лекции. Действенным способом информирования являются и стенды пожарной безопасности. Они научат ребенка правильно обращаться с огнем и предупредят об опасности игр с легковоспламеняющимися предметами.

Регламентация

В Российской Федерации разработаны достаточно жесткие правила обеспечения пожарной безопасности. Данную область регулирует ряд нормативно-правовых и законодательных актов, в том числе Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ.

Документ устанавливает, что главными элементами системы формирования пожарной безопасности являются органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, а также должностные лица. На них возложены обязанности по проведению пропаганды и обучению населения. В случае нарушений к уполномоченным сотрудникам применяется соответствующее наказание.

Другие документы, регламентирующие обеспечение пожарной безопасности в России:

  1. Информационное письмо МЧС России по вопросам обучения мерам пожарной безопасности.
  2. Приказ МЧС России от 18.11.2021 г. № 806.
  3. Правила противопожарного режима в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. N 1479.
  4. Федеральный закон № 123-ФЗ от 02.07.2013.
  5. ГОСТ Р 58202-2018, др.

В целях реализации положений Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ учебные заведения и другие организации должны проектировать, устанавливать уголки противопожарной безопасности. Эта процедура направлена на профилактику возникновения возгораний, травматизма, летальных исходов. При этом должностные лица обязаны вести соответствующую документацию по планированию и учету работ.

Ответственность

Руководители учебных заведений, независимо от формы собственности (государственная или частная), должны обеспечить пожарную безопасность. Чтобы система ПБ функционировала эффективно бесперебойно, используется совокупность мероприятий, выполнение которых отмечается во внутренней сопроводительной, а также технической документации.

За соблюдение правил пожарной безопасности отвечает назначенный руководителем сотрудник. Помимо этого, он проектирует стенды, занимается закупкой первичных средств пожаротушения, проводит проверки зданий.

На заметку! Формальное отношение к требованиям часто приводит к возникновению ЧС, а также летальным исходам и материальным убыткам. Правильно оформленные меры безопасности способны уберечь руководителя и должностных лиц от административной, уголовной или иной ответственности.

В 2021 году законодатели ужесточили наказание за нарушение правил пожарной безопасности. Если в учебном заведении были обнаружены несоответствия требованиям нормативно-правовых актов, которые не привели к опасным последствиям, будут выписаны штрафные санкции:

  • руководителю от 6 000 рублей;
  • должностному лицу от 6 000 рублей;
  • ИП от 20 000 рублей;
  • школе от 150 000 рублей.

Если вследствие неправомерных действий возник пожар и был причинен вред здоровью человека, размер наказания увеличивается в несколько раз. При этом контролирующие органы могут приостановить деятельность учебной организации отстранить директора, а также лишить его права занимать определенные должности.

Уголовная ответственность грозит руководителю или должностному лицу, если из-за допущенных нарушений погиб человек или его здоровью был причинен тяжкий вред. Ответственный сотрудник должен обеспечивать пожарную безопасность на всех уровнях. Помимо проектирования стендов ПБ, он контролирует работоспособность всей системы пожаротушения, взаимодействует с государственными органами надзора, предоставляет отчеты, расследует причины возникновения ЧС.

Действующие в РФ законы не предусматривают конкретных требований к лицу, которое может быть назначено на должность ответственного за пожарную безопасность. Чаще всего на данную позицию претендуют соискатели из руководящего звена или специалисты, которые имеют высшее техническое образования, а также стаж работы в отрасли от 3 лет. При этом сотрудник должен пройти обучение в соответствии с приказом МЧС от 05.09.2021 № 596 и от 18.11.2021 № 806.

Удобнее всего назначать ответственным за ПБ начальника службы безопасности. Он имеет нужный административный ресурс, умеет распределять задачи между подчиненными, знает порядок формирования бюджета, способен возглавить эвакуацию людей и материальных ценностей. Уполномоченный сотрудник наравне с руководителем учебного заведения несет ответственность, предусмотренную действующими нормативно-правовыми актами.

Правила оформления

Законодательство РФ не предусматривает строгих требований к внешнему виду и содержанию уголков противопожарной безопасности. Тем не менее, при его проектировании следует придерживаться рекомендаций, указанных в Постановлениях МЧС, ФЗ, инструкциях.

На заметку! В должностные обязанности директора входит контроль соответствия стенда существующим нормативным актам.

Разработка уголка противопожарной безопасности – это достаточно трудоемкое и при этом ответственное мероприятие. На стенде для школы не должно присутствовать острых или сильно выпирающих углов, способных нанести травму школьника.

Для выделения важной информации необходимо использовать более яркие цвета, рамки, др. Размер и шрифт текста подбирается таким образом, чтобы его смог прочитать любой школьник или взрослый (даже со сниженной остротой зрения). Информация должна быть изложена максимально лаконично. При проектировании стенда не рекомендуется злоупотреблять узкой терминологией или сложными конструкциями.

Расположение

Уголок противопожарной безопасности должен быть установлен в доступном и удобном месте. Сотрудники МЧС рекомендуют выделять для стендов помещения с максимальной посещаемостью школьников за день. Например, недалеко от столовой, спортивного или актового зала, гардеробной.

Конструкция не должна перекрывать проходы (в том числе эвакуационные) или препятствовать свободному передвижению людей. При этом помещение нужно оборудовать достаточным количеством осветительных устройств. Под уголком не должно стоять посторонних, отвлекающих предметов.

На заметку! Отсутствие противопожарного уголка может стать дополнением к общим претензиям контролирующей комиссии.

В начальных школах или в других учебных заведениях целесообразно разместить стенды пожарной безопасности на каждом этаже. Важно следить за состоянием уголка и регулярно обновлять указанную в нем информацию. Это привлечет внимание детей, а также взрослых.

Содержание

Любой уголок противопожарной безопасности включает в себя несколько блоков, каждый из которых обрамлен в рамку (желательно красного цвета). Здесь должны присутствовать разные по содержанию материалы. Например, выписки из газет, наставления МЧС, плакаты, фотографии с места событий, др.

Самые жесткие требования существуют по отношению к стендам, которые устанавливаются в детских садах и школах, поскольку они должны сформировать правильную гражданскую позицию.

Что можно разместить:

  • список главных причин возникновения возгораний;
  • телефоны спасательных бригад;
  • правила поведения при пожаре;
  • факторы, которые приводят к гибели людей (например, всеобщая паника, дезориентация в пространстве, отравление дымом);
  • меры безопасности;
  • схема эвакуационных выходов, др.

Стандартный стенд состоит из картинок, тестовых блоков и схем. При проектировании композиции необходимо проявить как творческий подход, так и логический метод исследования, предоставления информации. Все материалы должны раскрывать общую идею.

Игровой уголок

Через игру ребенок осваивает новые навыки, развивает речь, мышление, логику, память, внимание и другие психические функции. Именно поэтому в противопожарном уголке должны присутствовать различные игры. Материал должен быть подобран таким образом, чтобы он был интересен как активным, так и спокойным детям.

Примеры:

  1. Тематические игрушки – фигурки спасателей, пожарные машины, огнетушители, макеты.
  2. Дидактические материалы – наборы картинок, книги, раскраски.
  3. Сюжетно-ролевые игры – костюмы пожарных или медработников, атрибуты сотрудников службы МЧС.

Через игру дети исследуют окружающий мир, знакомятся с различными явлениями, совершают маленькие и большие открытия. Именно этот процесс позволяет ребенку научиться соблюдать правила, контролировать собственное поведение, а также закрепить полученную информацию.

На заметку! Игры способствует усвоению детьми моральных и нравственных норм «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло», «можно» и «опасно».

Информационный стенд

Уголок пожарной безопасности для школьников должен содержать полезную, но при этом интересную информацию. В него можно включить факты, статистические данные, сравнения, инфографики. Мультимедийные блоки лучше воспринимаются и надолго остаются в памяти. На стендах в школах размещают:

  • номера спецслужб;
  • распространенные причины возгорания;
  • правила поведения при пожаре дома или в школе;
  • опасные факторы ЧС;
  • план эвакуации.

Особенное внимание уделяют правилам использования первичных средств пожаротушения. Например, огнетушителей или респираторов. Как отмечалось ранее, главная причина гибели человека является не огонь, а дымовая завеса. Она дезориентируют человека в пространстве, влияет на работу органов дыхания. Именно поэтому школьники должны знать конструкцию индивидуальных средств защиты, а также принцип их работы и применения при пожаре.

Макет пожарного щита

Возгорание всегда возникает неожиданно, поэтому во время чрезвычайно ситуации люди поддаются страху и панике. Для безопасной эвакуации людей и ликвидации огня важно заранее психологически подготовить как детей, так и взрослых. В качестве обучающего пособия дополнительно выступает макет пожарного щита. Цель данной конструкции – дать школьникам представление о пожарной безопасности.

Стандартная комплектация макета представлена в ГОСТ. В национальном стандарте указаны следующие элементы:

  • лопата;
  • полотно;
  • топор;
  • багор из металла;
  • ведро;
  • лом.

Сделать макет можно самостоятельно или приобрести уже готовый вариант. Впоследствии его необходимо использовать на занятиях, рассказывая детям о назначении каждого предмета.

Конструктивные особенности

Регламенты устанавливают рекомендации не только к этапу изготовления уголка противопожарной безопасности, но и его конструктивным особенностям. Соблюдение требований позволит спроектировать информативный и полезный стенд. Конструкции ПБ предоставляют людям сведения, которые в случае ЧС помогут не поддаться панике, скоординировать свои действия и минимизировать возможный ущерб.

Размер

Законодательные акты устанавливают, что уголок противопожарной безопасности представляет собой жесткий щитовой стенд размером 490Х770 мм. В зависимости от содержания и оформления, размер стенда можно увеличивать как по горизонтали, так и по вертикали. Главное, чтобы на конструкции присутствовали все необходимые элементы.

На заметку! Изложенная информация должна иметь отношение к пожарной безопасности, законодательным актам РФ и предписаниям МЧС России.

Материал

Материл, который будет использоваться для изготовления стенда, должен быть огнеупорным и прочным. В качестве основы часто служит листовой ПВХ-пластик. Пористая структура обеспечивает гибкость и малый вес листа, простоту его обработки и разнообразие видов применения. Благодаря этому его можно резать, сверлить, фрезеровать.

Листовой ПВХ принимает практически любые формы, устойчив к высоким температурам, а также внешним факторам. Крепления конструкции должны быть выполнены твердых негорючих металлов, а подвесные элементы – из оргстекла или пластика ПЭТ. Дополнительно стенд по пожарной безопасности в школе защищается прозрачным пластиком.

Подача информации

Стенд информации по пожарной безопасности — это специальная конструкция с иллюстративно-текстовым материалом, которая крепится к стене. Проектируется он с учетом требований относительно подачи материалов. Для разработки уголка необходимо заранее знакомиться с особенностями поведения, мышления, а также восприятия информации школьниками. Сегодня дети растут в условиях изменившейся социокультурной среды, которая характеризуется принципиально новыми чертами и особенностями.

Главное качество современных детей – это более сильное ощущение своего «Я» в мире, которое с возрастом переходит в чувство собственного достоинства и самоуважения. Следствием этого является более свободное и независимое поведение, чем у детей прошлых поколений.

На заметку! В эпоху Интернета у школьников возникло «клиповое мышление», требующее динамичной и дозированной подачи материала в форме гипертекста.

В связи с этим должно присутствовать большое количество коротких фраз. При этом весь текст необходимо фрагментировать и разбить на перемежающиеся смысловые блоки небольшого объема.

Отличия от уголков на других объектах

Стенды противопожарной безопасности размещаются на разных объектах. В зависимости от учреждения их составляющая меняется. МЧС рекомендует оформлять уголок с учетом специфики организации. Так, в библиотеке могут быть предусмотрены блоки с информацией относительно возгорания бумаги, а на АЗС – воспламенения нефтепродуктов. Если компания имеет повышенный уровень пожарной или взрывопожарной опасности, на плакате размещают сведения об его особенностях.

Стандартные блоки:

  • схема здания с безопасными путями эвакуации;
  • порядок действий при пожаре;
  • номера спецслужб;
  • процедуры, проводимые для обеспечения пожарной безопасности;
  • инструкции по эксплуатации средств пожаротушения;
  • руководства по использованию средств защиты.

Стенды для детских садов отличаются большим количеством мультимедийных материалов. Для малышей достаточно спроектировать уголок с 5 картинками. Важно, чтобы дети усвоили опасность игр со спичкам или другими предметами, а также усвоили алгоритм действий при ЧС: найти выход, сообщить взрослым, неукоснительно исполнять указания воспитателя.

Уголки, которые устанавливаются в общественных местах должны представлять нечто среднее между серьезными производственными вариантами и более доступными для восприятия стендами для детей. В сложно спроектированных зданиях следует использовать наклейки со стрелками, которые показывают направление к безопасным выходам.

Дополнительные меры профилактики

В качестве дополнительных мер профилактики в школах должны проводиться учебные занятия, выставки, викторины, а также другие мероприятия. Для этого используются видеоматериалы, эмоциональный рассказ, занимательная беседа, практические занятия в форме сюжетных игр.

Итоги формирования навыка

Поведение ребенка в случае возгорания должно выглядеть следующим образом:

  1. Не притрагиваться к огню, позвать на помощь взрослых.
  2. Вызвать спасательную бригаду.
  3. Не искать укрытия в горящем здании, а найти безопасный выход.
  4. При необходимости воспользоваться индивидуальными средствами защиты.
  5. Не спускаться на лифте, использовать только лестницу.

Важно, чтобы ребенок был психологически готовым к ЧС. В таком случае он сможет выбраться из пожара, а также помочь окружающим.

Как сделать

Уголок противопожарной безопасности можно изготовить самостоятельно или приобрести уже готовый. Цена на стенды зависит от нескольких факторов: размера, наличия картинок, текстовых блоков, др.

Своими руками

Для изготовления конструкции необходимо использовать безопасные материалы. Все они должны быть надежно закреплены на основании таким образом, чтобы ребенок не смог их оторвать. Бесплатные образцы можно скачать и распечатать из интернета. Для проектирования макета понадобятся: картон, цветная бумага, клей, скотч.

Алгоритм:

  • картон обклеивается бумагой красного цвета;
  • из подручных материалов делается лопата, ведро, огнетушитель, багор, лопату;
  • все элементы крепятся с помощью скотча или клея;
  • каждый предмет подписывается.

Дополнительно распечатка макета защищается прозрачным пластиком или пленкой.

Покупка

В магазинах можно купить готовые уголки противопожарной безопасности, а также учебные пособия по их проектированию.

ШаблонЦена в 2022 году
Плакат пожарная безопасность в школе 45х50см780 рублей
Пожарная безопасность с планом эвакуации4 800 рублей
Стенд Пожарная безопасность 100х150см5 800 рублей

Уголки из магазинов соответствуют действующим требованиям ГОСТ, поэтому могут быть установлены в детских садах, школах, а также в любых других учебных заведениях.

Заключение

Пожары относят к категории самых опасных и неконтролируемых бедствий. Находясь в центре чрезвычайной ситуации, взрослые и дети часто поддаются всеобщей паники. Неправильное поведение во время пожара оборачиваются потерей имущества, наносит вред здоровью и забирает человеческие жизни.

Уголок пожарной безопасности в школе – это наглядное пособие, которое проектируется с учетом детской психологии, умения воспринимать информацию, анализировать ее и усваивать. Стенд, устанавливаемый в учебных заведениях, должен состоять из текстовых блоков, графических и мультимедийных материалов.

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector