Особенности тушения пожаров на объектах железнодорожного транспорта

Согласно правилам пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, подвижные составы должны укомплектовываться средствами борьбы с возгоранием. Но, оказывается, не все они подходят для этого. Тушение каких вагонов запрещается огнетушителями?

Рассмотрим особенности тушения пожаров на объектах железнодорожного транспорта

Пожарная безопасность железнодорожного подвижного состава

Ж/д транспорт активно используется для перевозки грузов, пассажиров. Поэтому так важно соблюдать ППБ.

Нормативы

Существуют определенные документы, где прописаны правила пожарной безопасности, рекомендации по устранению огня на подвижных железнодорожных составах:

  1. ППР РФ – основной акт, где перечислены главные требования для грузовых поездов, но очень мало информации, касающейся пассажирских перевозок.
  2. ППБО-109-92 – документ описывает действия на ж/д транспорте для предупреждения пожаров.
  3. ЦЛ-ЦУО-448 – правила безопасности, касающиеся пассажирского железнодорожного транспорта.

Требования

Здесь не допускается применение устройств, которые имеют признаки неисправности, нельзя оставлять включенными работающие электрические приборы. К другим запретам относят:

  1. Хранить горючие материалы рядом с нагревательными приборами, аппаратурой.
  2. Перевозить в вагоне легковоспламеняющиеся жидкости.
  3. Складывать вещи рядом со светильниками.
  4. Готовить еду на примусе или газовой горелке.
  5. Пользоваться жидкостью для розжига при работе с печами или котлами.
  6. Включать кипятильник или котел, если недостаточный уровень воды.
  7. Применять электрические устройства или розетки, ели они не соответствуют установленным на железной дороге схемам.
  8. Пользоваться неисправными аккумуляторами или заряжать их недопустимыми методами.
  9. Развешивать вещи для сушения над плитой или устройствами, предназначенными для обогрева.
  10. Ремонтировать электромеханический регулятор во время движения состава.
  11. Курить в непредназначенных для этого местах.
  12. Загромождать проходы.

Пассажирский поезд

Железнодорожный состав, используемый для перевозки людей, нельзя отправлять в рейс, если:

  • имеются технические проблемы, способные спровоцировать пожар;
  • отсутствуют средства тушения огня;
  • противопожарная система не установлена или неисправна;
  • аварийные выходы или система дымоудаления не работают.

В случае выявления огня, нужно покинуть вагон через боковые двери. При этом следует помочь с эвакуацией детей, инвалидов, пожилых людей, других пассажиров. Важно делать это в противоположную от пожара сторону. Дополнительно допускается использовать аварийные выходы, которые есть в 3 и 6 купе.

Шкаф и пульт управления пожарной сигнализацией

Грузовой поезд

Что касается товарных вагонов, здесь требования будут зависеть от того, какой груз перевозится на железной дороге. Они регламентируют процесс загрузки, правила транспортировки, хранения.

К основным нормам относят:

  1. Подавать для загрузки допускается исключительно исправные вагоны, заранее очищенные от мусора.
  2. Нельзя перевозить товар, если повреждена упаковка или открыты крышки.
  3. Если во время движения состава была выявлена неисправность или повреждение тары, розлив или россыпь материала, нужно провести уборку.
  4. На открытой платформе запрещено транспортировать горючие материалы или бумажную продукцию.
  5. Если планируется перевозка нескольких видов груза, его нужно установить в разных отсеках.
  6. Транспортируемые материалы должны закрепляться для предотвращения перемещения по вагону. Заполняя цистерну, важно следить за допустимым уровнем.
  7. Про возгорание или разгерметизацию цистерны сообщают начальнику поезда или другому уполномоченному лицу.

Средства огнетушения и места набора воды

Их пару. Для тушения пожаров на железнодорожном транспорте используют специальные приспособления, которыми должен быть оборудован каждый состав. Среди них:

  1. Огнетушители. ОСП устанавливают в отделении с электрооборудованием. ОВП, ОП и ОУ находятся рядом с тамбуром.
  2. Приспособление газового пожаротушения. На некоторых составах применяется вместо ОСП.
  3. Система водяного пожаротушения, состоящая из крана, рукава. Также кнопки запуска.
  4. Пожарный кран. В зависимости от вагона размещается в туалете, котельном отсеке или других местах.
  5. Пожарная сигнализация присутствует у каждого проводника.
  6. Топор, лом, песок.
Огнетушитель ОСП в шкафу электрооборудования

Для набора воды при тушении огня используют:

  1. Пожарный кран. Вода подается из общей системы под напором.
  2. Кран служебного отделения. Он находится рядом с мойкой.
  3. Фановая труба доступна во время стоянки.
  4. Краны, размещенные в туалете.
  5. Система водяного тушения.
  6. Комбинированный кипятильник.
Пожарный кран и схема водоснабжения в вагоне

Первые действия при обнаружении возгорания

Ответственным лицом, руководящим организацией и проведением тушения в составе, является начальник. Когда выявлено возгорание, именно ему нужно сообщать о происшествии. После этого проводник или другой работник бригады должен:

  1. Использовав стоп-кран, остановить состав. Действие недопустимо, если поезд находится на участке пути, где это делать запрещено.
  2. Оповестить пассажиров о ЧП, помочь им с эвакуацией.
  3. Произвести обесточивание вагона. В темное время суток следует отключить освещение, оставив работать только аварийное.
  4. Открыть запасные выходы, двери, ведущие к тамбуру.

Если сработала сигнализация, проводник должен убедиться в достоверности случившегося. Когда пожар выявлен, он осуществляет описанные выше действия. Если же сигнал оказался ложным, следует оповестить электромеханика состава.

После того, как пассажиры покинут вагон, проводник и другие работники бригады должны приступить к ликвидации возгорания. Для этого используя имеющиеся средства.

Отцепка вагона

При возникновении возгорания, начальник состава обязан сообщить о ЧП в пожарное подразделение, которое отправит на место специализированную машину или поезд. Сразу после этого должна провестись отцепка вагона. Это позволит избежать распространения огня, сделает подъезд к месту удобным.

Расцепкой должны заниматься начальник подвижного состава совместно с электромехаником. Делают это в такой последовательности:

  1. Взять ключи для разъединения высоковольтной магистрали.
  2. Отцепить те вагоны, которые примыкают к горящему. Для этого поднимаются вверх переходные площадки, снимаются тормозные рукава, перекрываются краны. Переводится в нужное состояние рычаг расцепа.
  3. Соседние вагоны перемещаются на расстояние, не менее 10-20 метров.
Отцепка горящего вагона

Эвакуация пассажиров

Чтобы избежать жертв, важно организовать высадку всех, кто находится в горящем вагоне. При этом следует учитывать тот факт, что для человека опасность так же представляют продукты горения, токсичный дым. Уже через несколько минут после вдыхания, начинается помутнение сознания. Если пострадавшему своевременно не предоставить помощь, может наступить смерть.

Правильно организованная эвакуация поможет избежать повреждений пассажиров. Начать ее следует, как можно быстрее. Важно не допускать паники, двигаться в направлении противоположном очагу огня.

Эвакуационные выходы из вагона поезда

Тушение пожара

Их пару. Особенности тушения пожаров на объектах железнодорожного транспорта и порядок действий бригады при выявлении возгорания зависит от типа состава.

Пассажирский поезд

Возгорание в таких вагонах развивается быстро, может привести к жертвам. Чтобы этого не произошло, важно с самого начала действовать правильно. При этом проводник, как ответственное лицо, должен:

  1. Остановить поезд, провести эвакуацию пассажиров.
  2. Обесточить вагон, сообщить о случившемся начальнику поезда, который вызовет пожарный расчет.
  3. Приступить к тушению огня доступными методами:
    • ликвидировать пожар на электрооборудовании допускается порошковым или углекислотным огнетушителями;
    • если доступна установка, использовать ее.

Во время тушения нужно:

  1. Чтобы избежать возможности перехода огня на другие вагоны, с торца вводятся стволы РС-50.
  2. Использовать воду из системы для тушения.
  3. Ликвидировать скрытые очаги, удалить облицовочные панели.
  4. Если огонь снаружи вагона, применять ствола рс-70 с двух сторон от источника пожара.
Огнетушители в вагоне поезда

Грузовой поезд

Тактика тушения возгорания в товарном вагоне следующая:

  1. Остановить вагон.
  2. Открыть пакет, в котором находятся сопроводительные к грузу документы. Изучить их, определив характер перевозимого (наименование, количество, опасную зону, руководство по тушению).
  3. Если горит цистерна с опасными материалами, проводят расцепку вагонов, отводя их на безопасное расстояние. Обычно оно не может быть меньше 200 метров.
  4. Если в вагонах перемещают легковоспламеняющиеся вещества, огонь ликвидируют с помощью песка, земли, порошковых или пенных огнетушителей.
  5. Если в баллонах находится сжиженный газ, бригада должна переместить его на расстояние более 200 метров. Использовать любые, доступные варианты ликвидации, за исключением огнетушителей.
  6. Если в вагонах перевозится взрывчатые материалы, важно организовать их перемещение на расстояние, превышающее 800 метров. При тушении, нужно четко следовать инструкции к данному грузу.

Электровоз

Если огонь возник в таком составе, бригада должна действовать следующим образом:

  1. Отключить контроллер, токоприемник, остановить состав.
  2. Сообщить о ЧП на ближайшие станции, подать соответствующий сигнал тревоги.
  3. Отключить рубильник АБ.
  4. Применить для ликвидации огня песок или огнетушитель. Как это сделать показано в видео.
  5. Если погасить возгорание не получилось, бригада должна переместить электровоз в безопасное место, подальше от пожароопасных объектов.
  6. В ситуации, когда огонь ликвидирован, запрещается пользовать поврежденной аппаратурой.

Тепловоз

Если пожар выявлен на ССПС, действия должны быть следующими:

  1. Отключается контроллер, останавливается состав.
  2. Подается сигнал тревоги.
  3. Отключаются приборы, применяются доступные методы для удержания состава на месте.
  4. Если очаг возгорания незначительный, для ликвидации применяют огнетушители.
  5. Когда огонь успел разгореться, используется система пожаротушения (при наличии).
  6. В том случае, если ликвидировать огонь своими силами не получилось, тепловоз отсоединяется, перемещается на безопасное расстояние.
  7. После устранения огня использовать поврежденные приборы запрещено.

Выводы

Пожар на железнодорожном транспорте может не только привести к серьезным финансовым убыткам, но и стать причиной человеческих жертв. Чтобы этого не произошло, при выявлении возгорания бригада должна все делать быстро, грамотно. В зависимости от вида состава, алгоритм действий и применяемые средства будут отличаться.

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий