Ответственный за тушение пожара в пассажирском и грузовом поездах

Возгорание железнодорожного состава может привести к серьезным убыткам и человеческим жертвам. Это связывают с тем, что передвижение по вагону, эвакуация из него часто бывают затруднительными. Поэтому в случае непредвиденной ситуации важно следовать инструкции, предоставленной ответственным лицом.

Кто отвечает за организацию и руководство тушением пожара в пассажирском поезде? Как действовать в опасных случаях?

Пожарная безопасность пассажирских поездов

Железнодорожные составы имеют огнетушители, другие устройства, предназначенные для ликвидации огня. Они должны регулярно проверяться, перезаправляться. Этим занимаются ответственные сотрудники, которые проходят специальное обучение, имеют подтверждающий документ.

Перед отправлением поездов проводится инструктаж, о чем делается запись в журнале.

Ответственные работники

Их пару. За организацию и тушение пожара в поезде отвечают:

  • начальник состава, электромеханики, ответственные бригадиры;
  • машинисты несут ответственность за локомотив;
  • проводники, механики, экспедиторы, директор ресторана следят за вагонами.

Пожарный надзор

Представители военизированной охраны РЖД занимаются поддержанием должного уровня безопасности на железнодорожных объектах, подвижных составах. Их деятельность закреплена положениями Конституции, других нормативных, законодательных документов.

Пожарный надзор осуществляется совместно с органами Государственной противопожарной службы. К подразделениям, занимающимся деятельностью, относят:

  • военизированную охрану железной дороги;
  • стрелково-пожарные отряды;
  • отдел технических средств, надзора РЖД.

Алгоритм действий при пожаре в пассажирском поезде

Последовательность мероприятий, необходимых к проведению при обнаружении возгорания, прописана инструкцией. Выполнять ее обязаны все сотрудники РЖД.

Остановка состава

Первое, что должен сделать работник поездной бригады – немедленно прекратить движение, используя стоп-кран. В это же время нужно оповестить остальных о ЧП.

Существует ряд мест, где остановка поезда запрещена:

  • внутри тоннеля;
  • при проезде по путепроводу;
  • в акведуке или виадуке;
  • при проезде других мест, где эвакуация может представлять сложности;
  • на или под мостом.

Если возгорание было выявлено во время проезда в одном из перечисленных мест, нужно дождаться их прохождения.

Оповещение и эвакуация пассажиров

Проводится немедленно. Обойдя вагон, где произошло возгорание, проводник должен оповестить пассажиров о случившемся. После этого открываются двери, аварийные окна, предусмотренные конструкцией состава, выходы в тамбуры.

Огонь распространяется в противоположном движению вагона направлению. Факт следует учитывать, организовывая эвакуацию всех, кто находится внутри.

Высадка происходит с левой стороны. Важно не допустить паники среди пассажиров и встречного движения между ними.

Тушение пожара

Вместе с выводом людей из вагонов, не дожидаясь прихода электромеханика или начальника состава, проводник должен приступать к ликвидации возгорания доступными для этого средствами. К ним относят: огнетушители, специальные установки, воду, которая есть в системе.

Когда вагон будет пуст, проводник или другой сотрудник, который отвечает за тушение пожара в пассажирском поезде, закрывает двери. После объявления о ЧП работники бригады должны явиться к месту возгорания с имеющимися в их распоряжении средствами.

Пожарный кран и схема водоснабжения в вагоне

Расцепка состава

Чтобы исключить переход пламени на соседние вагоны уполномоченное на это лицо проводят отсоединение, отвод непострадавших частей на безопасное расстояние. После снимается напряжение с сети.

Расцепкой занимаются начальник состава совместно с электромехаником:

  1. При помощи ключа, находящегося у машиниста, разъединяется магистраль. Делается это при опущенном токоприемнике.
  2. Чтобы отцепить соседние вагоны, поднимают переходные площадки, перекрывают концевые краны. Далее отсоединяются тормозные рукава, скрепы. На последнем этапе поворачивается рычаг автоматического сцепления.

Алгоритм действий при пожаре в грузовом поезде

Он практически не отличается. Если говорить об устранении пожара в грузовом поезде на перегоне, то процедура похожа на ликвидацию огня в пассажирском вагоне.

Остановка состава

Независимо от того, какой груз перевозится по железной дороге, при выявлении возгорания, машинист прекращает движение на горизонтальном участке с благоприятным профилем, где пожарные машины смогут беспрепятственно к нему добраться.

Недопустимо останавливать горящий состав в тоннеле, под мостом, рядом со строениями и местами, где присутствует риск распространения огня.

Если поезд проезжает неблагоприятный участок пути и не перевозит опасных грузов, он может продолжать движение, сообщив на ближайшую станцию о ЧП. При остановке машинист проверяет, что огонь находится не под стрелками, секционными изоляторами.

Для оповещения сотрудник подает сигнал тревоги (длинный и 2 коротких гудка), связывается с ближайшей станцией для оповещения бригады спасателей.

Определение опасности груза

После остановки машинист знакомится с документами на перевозимый товар, чтобы определить, что находится в вагоне, охваченном пламенем, и смежных с ним. Если выясниться, что там опасный груз, нужно узнать количество, размер расстояния, на которое его следует переместить.

Действия для вагонов и цистерн с газами, ГЖ и ВМ

Если среди перевозимого груза будут горючие материалы, бригада должна произвести расцепку вагонов, отвести их от огня на расстояние свыше 200 метров. При перевозке легковоспламеняющихся жидкостей, емкости важно переместиться к месту, где поблизости нет пожароопасных объектов, тяговых или трансформаторных подстанций.

При взрывной опасности цистерны транспортируют на расстояние не меньше 250 метров. Тушение ГЖ и ЛВЖ осуществляется огнетушителями, песком. При утечке жидкости, ее отводят в выемки по созданным канавам с последующим засыпанием землей. При необходимости используются специальные каналы, земляные валы.

При транспортировке сжиженного или сжатого газа баллонами, вагоны перемещаются на расстояние свыше 200 метров. Приступать к тушению или выгружать устройства при этом недопустимо.

Если в составе перевозятся взрывчатые вещества, бригада отводит пострадавшие вагоны на расстояние, прописанное в инструкции. Обычно, оно не менее 800 метров. Порядок действия также должен быть описан в документе на груз.

Тушение пожара

До того, как на место прибудут спасатели, машинист должен предпринять усилия для ликвидации возгорания, опираясь на рекомендации по обращению с конкретным грузом.

Тушение пожара в поезде

Выводы

Тушение пожаров на железнодорожном транспорте имеет особенности. Порядок ликвидации огня зависит от вида состава. В случае с пассажирским поездом, нужно вначале эвакуировать всех, кто там находится. Если возгорание произошло при перевозке груза, действие бригады должно базироваться на рекомендациях, указанных в аварийной карточке.

Документ: Инструкция по обеспечению пожарной безопасности в вагонах пассажирских поездов

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий