Самолет для тушения пожаров Ил-76

Уникальный пожарный самолет ИЛ-76. История создания, случаи использования по всему миру. Применяемое оборудование, технические характеристики. Все это в статье.

Когда к месту возгорания трудно добраться по земле или площадь огневого поражения очень велика, на помощь приходит пожарная авиация, одного из представителей которой рассмотрим ниже.

История создания пожарного Ил-76

Летательные аппараты принимали участие в тушении возгораний еще до начала ВОВ. Самолеты использовались для патрулирования территорий, сброса небольших объемов воды на очаги пламени. Но запас жидкости, который можно было взять на летающее транспортное средство, был невелик.

В послевоенное время для гашения огня на больших территориях стали переоборудоваться бомбардировщики. Более того, в Канаде разработали речной самолет-амфибию, который заправлялся прямо с поверхности водоема.

Но все же объем жидкости, который мог поместиться в емкостях летательных аппаратов, был мал.

Что из себя представляет самолет для тушения пожаров Ил-76
Самолет для тушения пожаров Ил-76.

К 1971 году в КБ Ильюшина разработали и изготовили первый самолет с рекордной грузоподъемностью ИЛ-76.

Сначала он выполнял задачи по перевозке и сбросу грузов массой до пятидесяти тонн с минимальных высот.

С его помощью тушение пожаров стало более эффективным. Летательный аппарат загружался мешками из пластика, заполненными водой из водопровода, которые сбрасывались на очаг возгорания.

Впоследствии был разработан специальный механизм, который и сейчас устанавливается на Ил-76 пожарный.

Выливной авиационный прибор

Это устройство, заполняемое огнетушащей жидкостью, имеющее большой объем и возможность автоматического сброса.

Экспериментальный образец

Система была спроектирована в конце 1988 г. и изготовлена к 1989 году.

Первый выливной авиационный прибор (ВАП) состоял из 2-х емкостей, имеющих форму цилиндра. В каждую входило 16 тыс. литров. Изготавливались эти баллоны из стальных труб, которые применялись в магистральных газопроводах. Диаметр цилиндра был 1,22 метра, а толщина стенки – 1,4 см.

Впервые тушение пожара с использованием механизма ВАП производили в Красноярском крае (1990 г.).

Усовершенствованный ВАП-2

Благодаря отличным результатам, которые показал экспериментальный образец, было принято решение увеличить емкость. Такой агрегат был спроектирован к 1993 году. И сразу же последовал заказ от МЧС на 5 экземпляров усовершенствованного ВАП-2.

По принципу действия он ничем не отличается от предшественника. В цилиндри-ческих резервуарах обустроены заливные узлы, к которым подключаются стандартные пожарные рукава. Там же размещены и предохранительные шланги, защищающие внутренности самолета от перелива. Они выводятся за борт, когда заправляют цистерны.

В конструкции предусмотрены крышки слива с прижимным замком. Открывание резервуаров производится вручную двумя операторами по команде от пилотов самолета. При сбросе жидкость попадает в специальные желоба, по которым выливается наружу.

В наличии имеется две цистерны, в каждую из которых можно залить по 21 тыс. литров. Материал изготовления емкостей – сплав алюминия. Стенка резервуара делается толщиной 0,5 см.

Конструкция закрепляется в отсеке для грузов швартовочными цепями. Для перемещения ее имеется съемный колесный ход.

Вес устройства ВАП-2 при полной заправке составляет 45 тонн.

Ликвидация пожаров с участием Ил-76

Самолет, разработанный в КБ Ильюшина, имеет огромный послужной список. Но значимыми для его дальнейшего использования и развития стали два случая.

Ереван

Самолет для пожаротушения пожаров Ил-76В начале апреля 1992 года на складе боеприпасов возникло возгорание. Осколки снарядов летели в сторону жилого массива.

На помощь было принято решение послать самолет для тушения пожаров ил-76. Разведка и доставка пламягасящей жидкости затруднялись холмистой местностью и высокими молниеотводами, установленными на складских помещениях.

После проведения воздушной разведки пожарному самолету ил-76 пришлось производить забор воды три раза. Огонь был потушен, когда уже стемнело. Следующим утром во время контрольного облета территории пилоты установили отсутствие источников огня и дали разрешение на наземную работу пожарных.

Владивосток

В том же году, через месяц после инцидента на складе в Ереване, произошло возгорание на аналогичной территории во Владивостоке. Разница заключалась в том, что воинская часть была окружена сопками высотой 30–400 метров. Добраться до источника возгорания ил-76 тушение пожаров мог только с одной стороны. Но и там доступ осложнялся из-за семидесятиметровой заводской трубы.

Потребовалось больше 10 часов и семи подлетов, чтобы уничтожить огонь и исключить вероятность повторных взрывов.

Выход Ил-76 на западный рынок

Самолет во время всех вылетов зарекомендовал себя как надежный аппарат. Было решено выставить его в Париже на Авиасалоне (1993 г.). В результате поразившей других участников презентации Ил-76 был приглашен на тренировочные полеты в Австрию в рамках испытаний ООН. Через год он был представлен на мероприятии «Средства спасения-94», которое проводилось в Москве.

В 1994 г. летательный аппарат в рамках авиавыставки в Фарнборо демонстрировал возможности по тушению возгораний на полигоне в Великобритании (база Боскомб Даун). Там им заинтересовались американские Службы леса.

Позже Ил-76 для тушения лесных пожаров участвовал в мельбурнском шоу для летательных аппаратов в Австралии (1995 г.), получил заслуженную Золотую медаль на салоне изобретений, который проводился в Бельгии.

США

В 1998 году американское правительство израсходовало 262 млн $ на противодействие пожарам. Собственные летательные аппараты в штатах могут поднять не больше 10 тонн воды. И тут Служба охраны лесов решила воспользоваться ранее заинтересовавшим самолетом ил-76 пожарный, который набирает воду на борт в количестве 42 тонн.

Руководители Флориды намеревались взять в аренду «водяной бомбардировщик» из России. Решение было правильным и своевременным, но, несмотря на все усилия, сделка не состоялась.

Европа

Технические характеристики самолета для тушения пожаров Ил-76В отличие от США, европейские страны не побоялись воспользоваться уникальными характеристиками самолета Ил-76.

В 1998 г. российское средство для тушения обширных пожаров ликвидировало возгорание нефтяных резервуаров в турецком Измире.

В 1999 году за помощью к России обратилось правительство Греции. Им было принято решение арендовать летающее средство для тушения лесных пожаров. В Средиземноморье отправился Ил-76ТД с экипажем и обслуживающим персоналом.

В течение 30 дней самолет выполнил 25 вылетов. За это время на горящие леса было вылито около 1 050 тонн воды. Работать приходилось на минимальной высоте в условиях сильнейшей задымленности.

Очевидная эффективность Ил-76 для тушения лесных пожаров заставила присмотреться к нему и другие страны-члены европейского сообщества. В 2017 году самолет успешно принимал участие в устранении бедствия в Чили. А в 2019 использовался для гашения пожара в джунглях Амазонии в Боливии. В сети распространено и очень популярно видео этих вылетов.

Технические характеристики пожарного Ил-76

Конечно, аппарат в первую очередь используется в России. Десять таких самолетов тушили лесной пожар в Сибири (2019 год).

Летательные средства различаются по модификациям. Буквы после наименования Ил-76 обозначают назначения модели. Рассмотрим противопожарный вариант.

Основные данные по летательному средству сведем в таблицу.

Тактико-технические характеристики ил-76П пожарный

ТТХЗначения
Размеры, метры:

Длина крыла

Высота самолета

Длина устройства

50,50

14,76

46,59

Площадь крыла, метры квадратные300,00
Вес, тонны:

Максимальный взлетный

Загруженного самолета

170,00

91,80

Двигатель, тип4 х ТРДД Д-30КП, 2-я серия
Скорость, километры в час

Максимальная

Крейсерская

850

800

Тяга, килограмм-силы (кгс)4*12 000
Максимальная высота полета, километры12
Дальность полета, километры5 000
Количество членов экипажа, человек7
Допустимая нагрузка, варианты:

1

2

44 тонны воды+4 человека+ 5 тонн оборудования

150 человек

Самолет для тушения пожаров Ил-76 обладает уникальными характеристиками. Столько пламягасящей жидкости, сколько берет на борт это летательное устройство, не поднимет ни один другой аппарат.

Аналогов российскому средству пожаротушения до сих пор не создано.

Детальная информация видна на видео:

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector