Тактика тушения пожаров на авиационном транспорте

Как показывает официальная статистика, самолет является быстрым, комфортным, а главное – безопасным транспортным средством. В авиакатастрофах погибает значительно меньше людей, чем в авариях на других видах транспорта. Однако страх перелетов, от которого страдает множество людей, вовсе не безоснователен.

Воздушное судно представляет собой ограниченное пространство с большим скоплением людей, находящееся на значительном расстоянии от земли. Возникший пожар на борту самолета создает губительные условия для жизни пассажиров. Только правильно организованная тактика пожаротушения увеличивает шансы на благополучный исход авиаперелета.

Пожароопасность самолетов

Быстротечное развитие возгорания на воздушном транспорте свидетельствует о том, что это объект повышенной пожарной опасности, который притом имеет низкую защищенность.

Главная опасность кроется в наличии на борту нескольких десятков и даже сотен тонн авиатоплива. В случае столкновения самолета с препятствием или землей горючее разливается на большую площадь, воспламеняется и даже приводит к взрыву.

Воздушные суда относятся к пожароопасным объектам по причине:

  • большого количества горючих веществ, находящихся на борту;
  • отделки пассажирского салона декоративными материалами, имеющими высокую токсичность (пластмасса, синтетика);
  • большого количества пассажиров;
  • узких эвакуационных путей и выходов;
  • низкой степени огнестойкости фюзеляжа.

Важно! Десятки и сотни людей оказываются изолированными от внешней среды в самом эпицентре пожара. Вследствие образующихся при горении токсичных веществ, повышения температуры до критических отметок, прогорания обшивки фюзеляжа губительные условия для людей наступают уже в течение нескольких минут.

Причины возгораний

К наиболее частым причинам возгорания на воздушном транспорте относят:

  • неисправность отдельных систем и узлов самолета;
  • потеря прочности вследствие столкновения с препятствием;
  • неправильная заправка горючими веществами;
  • перемещение транспорта за пределы взлетно-посадочной полосы.

Пожароопасные зоны

В качестве зон, обладающих повышенной пожароопасностью, особенно выделяют:

  • цистерны с гидрожидкостью;
  • аккумуляторы;
  • аппарат с кислородом;
  • масляные резервуары двигателей;
  • установку противообледенения;
  • кондиционеры;
  • топливные баки.

Тактика тушения пожаров в самолете

Тактика тушения самолетов определяется в зависимости от места воспламенения. В современных лайнерах существует следующая классификация возгораний:

  • в топливном баке, разлив горючего;
  • в пассажирском салоне;
  • в силовых установках;
  • возгорание шасси;
  • воспламенения в особых условиях.

На заметку. Карта полетов позволяет онлайн отслеживать рейсовые самолеты, находящиеся в данный момент в воздухе.

Разлитое топливо

Если случается пожар на борту вследствие авиакатастрофы, топливо самолета может разливаться на большую площадь. Значительное влияние оказывает размер летательного аппарата, количество горючего, диаметр фюзеляжа.

Характеристика пожара, связанного с разлитым горючим:

  • быстротечность распространения пламени на значительное расстояние;
  • критическая температура в очаге возгорания – 10000 °С;
  • большая плотность потока тепла.

Наиболее опасные последствия:

  • быстротечное разгорание отделки фюзеляжа и проникновение огня внутрь корпуса;
  • вероятность взрыва незатронутых резервуаров с топливом;
  • воспламенение системы приземления, произведенной из сплавов магния;
  • взрыв стоек шасси, находящихся под большим давлением.

Действия, направленные на ликвидацию возгорания топлива:

  1. Разведка пожара. Заключается в установлении параметров и направлении распространения огня, наличия пассажиров и вероятности ущерба для них, анализируется влияние погодных условий.
  2. Концентрация сил и средств на решающем направлении. В считаные секунды локализуется воспламенение разлитого горючего. Создаются эвакуационные пути для спасения людей.
  3. Охлаждение корпуса самолета. Производится при помощи пенных установок пожаротушения с большой интенсивностью подачи.
  4. Тушение топлива. Спасатели направляют огнетушащее вещество (ОТВ) в область возгорания.
Тушение пожара в самолете

Пассажирский салон

Главная пожарная нагрузка в этом случае приходится на материалы облицовки и наполнения сидений, тканевые полотна, пластик, из которых выполнен салон.

Отличительными чертами возгорания в салоне воздушного транспорта являются:

  • быстрое увеличение концентрации токсичных веществ, образующихся при горении;
  • термолиз горючего;
  • большая степень задымления;
  • критическая температура – 900 °С.

Тактика тушения:

  1. Понижение температуры и степени задымленности в салоне.
  2. Устранение возгорания при помощи тонкораспыленных струй ОТВ.

На заметку. В качестве ОТВ применяются вода, пена и углекислый газ (при условии отсутствия людей).

Силовые установки

Возгорание силовых установок возникает вследствие воспламенения топливных и масляных баков, а также баков с гидрожидкостью. Главная опасность заключается в возгорании при работающем двигателе, поскольку происходит горение распыленного топлива под большим давлением. Огонь в этом случае распространяется наиболее интенсивно.

Горение силовых установок при выключенном двигателе является локальным и распространяется медленнее.

Операции, направленные на ликвидацию пожара:

  1. Разведочные мероприятия и размещение пожарных машин с учетом скорости и направления ветра.
  2. Выключение двигателей.
  3. Тушение двигателей. Производится при помощи ручных стволов, которые подают ОТВ напрямую в место возгорания через специальные отверстия. Для тушения двигателей, находящихся в хвосте лайнера, целесообразно использование пожарных лестниц.

В качестве огнетушащих веществ применяются пена, порошок и газовые составы объемного тушения.

Справка. 5 мая 2019 года произошла катастрофа SSJ 100 в аэропорту Шереметьево. Суперджет 100 авиакомпании «Аэрофлот» вылетел из Москвы в Мурманск, но через полчаса вследствие технических неполадок было принято решение вернуться. Совершая аварийную посадку, борт несколько раз ударился о землю, из-за чего загорелись двигатели. В результате аварии погиб 41 человек.

Шасси

Возгорания систем приземления чаще всего происходят при жесткой посадке самолета вследствие загорания резины, гидрожидкости и сплавов магния, из которых выполнены шасси.

Тактика тушения шасси самолета следующая:

  1. Действия, направленные на предупреждение распространения пожара на самолет.
  2. Тушение гидрожидкости и резины. В место горения при помощи ручных стволов тонкораспыленными струями подается огнетушащее вещество.
  3. Гашение магниевых сплавов. Наибольший эффект достигается благодаря использованию в качестве ОТВ порошка.

Тушение возгораний в особых условиях

Неблагоприятное влияние на результативность пожаротушения часто оказывают внешние факторы, например, порывы ветра, зимний сезон, плохая видимость.

Тушение пожара на авиационном транспорте при сильных порывах ветра:

  • установка пожарного оборудования и спасателей с безветренной стороны;
  • применение тонкораспыленных струй огнетушащего вещества;
  • обеспечение достаточного количества ОТВ и запаса пожарного оборудования при помощи взаимодействующих организаций.

Нюансы пожаротушения при отрицательных температурах воздуха:

  • посменная работа пожарных, смазывание лица и рук вазелином;
  • использование утеплительных рукавов;
  • установка обогревательных и медпунктов;
  • применение страховки при контакте с обледенелыми поверхностями.

Пожаротушение в темное время суток предполагает использование осветительного оборудования.

Пожар в самолете

Тушение в ангаре и на аэровокзале

Ангары авиационно-технических баз, используемые для техобслуживания и ремонта самолетов, являются подверженными к возникновению пожара предприятиями гражданской авиации (ГА). Центральный объект ангара – это самолетно-ремонтная часть. Вспомогательными объектами являются производственные и административные помещения, располагающиеся в пристройке.

Пожароопасность ангаров заключается в наличии производственных помещений с внушительным запасом резины и материалов отделки.

Для пожаротушения в ангаре предпринимаются следующие меры:

  • открывание главных ворот;
  • эвакуация людей и авиатехники;
  • разведочные мероприятия;
  • применение дренчерных установок пожаротушения;
  • главной задачей является организация эвакуационных путей и обеспечение безопасности людей.

В качестве ОТВ можно применять воду, раствор пенообразователя, пену, углекислоту.

Внимание! Вводить пожарное оборудование внутрь помещений запрещено, поскольку велик риск обрушения здания.

Аэровокзалы предназначены для обслуживания пассажиров. Здания выполнены по большей части из бетона, металла и стекла, что значительно снижает пожароопасность. Последняя заключается только в электросети, системах кондиционирования и вентиляции, материалах облицовки и мебели.

При возгорании на аэровокзале:

  • очевидец докладывает о случившемся в пожохрану;
  • организуется эвакуация людей и имущества;
  • машина пожохраны располагается в максимальной близости к горящему объекту и осуществляет подачу ОТВ в очаг возгорания;
  • одновременно делается разведка помещений, находящихся рядом с горящим объектом;
  • при безрезультатности пожаротушения основные силы бросаются на защиту эвакуационных путей и спасение людей.

Важно! Перед подачей ОТВ на основе воды и пены необходимо обесточить электросеть.

АСР на аэродроме

Перед осуществлением аварийно-спасательных работ (АСР) начальник предприятия отдает приказание о формировании на каждой смене аэродрома аварийно-спасательной команды (АСК). Группа АСК и противопожарная техника располагаются на аварийно-спасательных станциях (АСС). Последняя должна находиться в таком месте, чтобы время поступления расчетов к взлетной полосе не превышало три минуты.

Необходимо также наличие наблюдательных башен, дежурных отделений и надежной коммуникации со службами аэродрома.

Работой АСК управляет руководитель АСР, назначенный приказом начальника предприятия ГА.

Катастрофа MD-11 под Галифаксом

Трагическая авиакатастрофа MD-11 произошла под Галифаксом 2 сентября 1998 года. Самолет, осуществлявший перелет Нью-Йорк – Женева, рухнул в Атлантический океан неподалеку от международного аэродрома Галифакса. Причиной катастрофы стало возгорание на борту самолета. Все 229 пассажиров погибли.

Компьютерная реконструкция катастрофы

Расследование авиакатастрофы и причин пожара на борту продолжалось четыре года и обошлось властям Канады в $39000000. Удалось установить, что возгорание возникло вследствие замыкания системы, посредством которой пассажиры смотрели видео и играли в видеоигры.

Изоляция, покрывавшая провода лайнера, была низкой степени огнестойкости. По этой причине пожар стремительно распространился по всему самолету, а наличие горючих материалов тому только поспособствовало. В конечном счете это привело к потере управления и падению воздушного судна.

Авиакатастрофы и пожары на борту самолета бывают довольно редко. Тем не менее в истории гражданской авиации случались трагические аварии, где счет погибшим шел на сотни человек. Правильная тактика пожаротушения, грамотная работа аварийно-спасательной команды и адекватное поведение пассажиров позволят избежать трагичных последствий.

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector