Тактика тушения пожаров на авиационном транспорте

Как показывает официальная статистика, самолет считается быстрым, комфортным, а в первую очередь – безопасным транспортным средством. В авиакатастрофах погибает значительно меньше населения, чем в авариях на любых других видах транспорта. Однако страх летать на самолете, от которого страдает множество людей, вовсе не безоснователен.

Воздушное судно представляет собой ограниченное пространство со скоплением людей, находящееся на значительном расстоянии от земли. Возникший пожар на борту самолета создает губительное и страшное положение для жизни пассажиров. Только правильно организованная тактика пожаротушения увеличивает шансы на благополучный исход авиаперелета.

Пожароопасность самолетов

Быстротечное развитие ЧС на авиатранспорте свидетельствует о том, что это объект повышенной пожароопасности, который притом имеет низкую защищенность.

Основная опасность кроется в наличии на борту самолета нескольких десятков и даже сотен тонн авиатоплива. В случае столкновения самолета с препятствием или землей горючее разливается на широкую площадь, воспламеняется и даже приводит к взрыву.

Воздушные суда относятся к пожароопасным объектам по причине:

  • внушительного количества горючих веществ, находящихся на борту самолета;
  • отделки пассажирского салона декоративными материалами, имеющими высокую токсичность (пластмасса, синтетика);
  • внушительного количества пассажиров;
  • узких эвакуационных путей и выходов и невозможности оперативно покинуть салон;
  • низкой степени огнестойкости фюзеляжа.

Важно! Десятки и сотни людей оказываются изолированными от внешней среды в самом эпицентре. Вследствие образующихся при горении токсичных веществ, повышения температуры до критических отметок, прогорания обшивки фюзеляжа самолёта, губительная ситуация наступают уже в течение нескольких минут.

Причины возгораний в самолете

К самым частым причинам относят:

  • неисправность отдельных систем и узлов самолета;
  • потеря прочности вследствие столкновения с препятствием;
  • неправильная заправка горючими веществами;
  • перемещение воздушного судна за пределы взлетно-посадочной полосы.

Пожароопасные зоны

В качестве зон, обладающих повышенной пожароопасностью в самолете, особенно выделяют:

  • цистерны с гидрожидкостью;
  • аккумуляторы;
  • аппарат с кислородом;
  • масляные резервуары двигателей;
  • установку противообледенения;
  • кондиционеры;
  • топливные баки.

Тактика тушения в самолете

Тактика тушения самолетов определяется в зависимости от места воспламенения. В современных лайнерах существует следующая классификация:

  • в топливном баке, разлив горючего;
  • в пассажирском салоне;
  • в силовых установках;
  • шасси;
  • воспламенения в особых условиях.

На заметку. Карта полетов позволяет онлайн отслеживать рейсовые самолеты, находящиеся в данный момент в воздухе.

Разлитое авиатопливо

Если случается пожар на борту вследствие авиакатастрофы, топливо самолета может разливаться на огромную площадь. Значительное влияние оказывает размер летательного аппарата, количество горючего, диаметр фюзеляжа.

Характеристика бедствия, связанного с разлитым горючим:

  • быстротечность распространения пламени на значительное расстояние;
  • критическая температура в очаге – 10000 °С;
  • высокая плотность потока тепла.

Наиболее опасные последствия:

  • быстротечное разгорание отделки фюзеляжа и проникновение огня внутрь корпуса самолета;
  • вероятность взрыва незатронутых резервуаров с горючим;
  • воспламенение системы приземления, произведенной из сплавов магния;
  • взрыв стоек шасси, находящихся под давлением.

Действия, направленные на ликвидацию возгорания авиатоплива:

  1. Разведка. Заключается в установлении параметров и направлении распространения огня, наличия пассажиров и вероятности ущерба для них, анализируется влияние погодных данных.
  2. Концентрация сил и средств на решающем направлении. В считаные секунды локализуется воспламенение разлитого горючего. Создаются эвакуационные пути для спасения.
  3. Охлаждение корпуса самолета. Производится с использованием пенных установок пожаротушения с высокой интенсивностью подачи.
  4. Тушение горючего. Спасатели направляют огнетушащее вещество (ОТВ) в горящую область.
Тушение самолета

Пассажирский салон

В первую очередь нагрузка в этом случае приходится на материалы облицовки и наполнения сидений, тканевые полотна, пластик, из которых выполнен салон самолета.

Отличительные черты возгорания в салоне воздушного судна:

  • быстрое увеличение концентрации токсичных веществ, образующихся при горении;
  • термолиз горючего;
  • высокая степень задымления;
  • критическая температура – 900 °С.

Тактика и правила тушения:

  1. Понижение температуры и степени задымленности в салоне авиалайнера.
  2. Используя тонкораспыленные струи ОТВ.

На заметку. В качестве ОТВ применяются вода, пена и углекислый газ (при отсутствии людей).

Силовые установки

Возгорание силовых установок возникает вследствие воспламенения топливных и масляных баков, а также баков с гидрожидкостью. Главная опасность заключается в пламени при работающем двигателе, поскольку происходит воспламенение распыленного авиатоплива под высоким давлением. Огонь в этом случае распространяется наиболее интенсивно.

Горение силовых установок при выключенном двигателе чаще всего локальное и распространяется медленнее.

Операции, направленные на ликвидацию ЧС:

  1. Разведочные мероприятия и размещение спецмашин с учетом скорости и направления ветра.
  2. Выключение двигателей.
  3. Тушение двигателей. Производится посредством ручных стволов, которые подают ОТВ напрямую в место возгорания через специальные отверстия. Для тушения двигателей, находящихся в хвосте лайнера, для безопасности целесообразно использование специальных лестниц.

В качестве огнетушащих веществ применяются пена, порошок и газовые составы объемного тушения.

Справка из истории авиации. 5 мая 2019 года в России произошла катастрофа авиалайнера SSJ 100 при жесткой посадке в московском аэропорту Шереметьево. Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот» России без проблем вылетел рейсом из Москвы в город Мурманск, но после получаса полета со времени взлета вследствие технических неполадок командир воздушного судна принял решение вернуться в аэропорт вылета. Совершая аварийную посадку, борт несколько раз ударился о землю, в связи с чем быстро загорелись двигатели, сработала система пожаротушения. Лайнер частично сгорел, почти полностью выгорела и разрушилась хвостовая часть. В результате аварии погибли 40 пассажиров рейса и 1 член экипажа (бортпроводник), они просто физически не успели покинуть воздушное судно, и им невозможно было помочь. Еще 1 член экипажа и 2 пассажира получили серьёзные телесные повреждения, 3 члена экипажа и 4 пассажира — пострадали незначительно. В 2022 году, спустя три года после трагедии, расследование инцидента по-прежнему продолжается, основная версия по мнению экспертов СК России — человеческий фактор, ошибка экипажа, пилотов, в частности, командира судна.

Шасси

Возгорания систем приземления чаще всего происходят при жесткой посадке самолета вследствие загорания резины, гидрожидкости и сплавов магния, из которых они выполнены.

Тактика тушения шасси самолета следующая:

  1. Мероприятия, направленные на предупреждение распространения на самолет.
  2. Тушение гидрожидкости и резины. В место горения посредством ручных стволов тонкораспыленными струями подается огнетушащее вещество.
  3. Гашение магниевых сплавов. Наибольший эффект достигается благодаря использованию в качестве ОТВ порошка.

Тушение в особых условиях

Особенности тушения на транспорте. Неблагоприятное влияние на результативность пожаротушения часто оказывают внешние факторы, например, порывы ветра, зимний сезон, плохая видимость.

Тушение на авиатранспорте при сильных порывах ветра:

  • установка оборудования и спасателей с безветренной стороны;
  • применение тонкораспыленных струй огнетушащего вещества;
  • обеспечение достаточного количества ОТВ и запаса оборудования при содействии взаимодействующих организаций.

Нюансы и правила пожаротушения при отрицательных температурах воздуха:

  • посменная работа спасателей, смазывание лица и рук вазелином;
  • использование утеплительных рукавов;
  • установка обогревательных и медпунктов;
  • применение страховки при контакте с обледенелыми поверхностями.

Пожаротушение в темное время суток по правилам предполагает применение осветительного оборудования.

Пожар в самолете

Тушение в ангаре и на аэровокзале

Ангары авиационно-технических баз, используемые для техобслуживания и ремонта самолетов, являются подверженными к возникновению пожара предприятиями гражданской авиации (ГА). Центральный объект ангара – это самолетно-ремонтная часть. Вспомогательными объектами выступают производственные и административные помещения, располагающиеся в пристройке.

Пожароопасность ангаров заключается в наличии производственных помещений с внушительным запасом резины и материалов отделки.

Для пожаротушения в ангаре предпринимаются следующие меры:

  • открывание главных ворот;
  • эвакуация населения и авиатехники;
  • разведочные мероприятия;
  • применение дренчерных установок пожаротушения;
  • первая задача — организация эвакуационных путей и обеспечение безопасности людей.

В качестве ОТВ можно применять воду, раствор пенообразователя, пену, углекислоту.

Внимание! Вводить оборудование внутрь помещений запрещено, поскольку велик риск обрушения здания.

Аэровокзалы предназначены для обслуживания пассажиров. Здания аэропортов выполнены в основном из бетона, металла и стекла, что значительно снижает пожароопасность. Последняя заключается только в электросети, системах кондиционирования и вентиляции, материалах облицовки и мебели.

При происшествии на аэровокзале:

  • очевидец докладывает историю о случившемся в пожохрану России;
  • организуется эвакуация людей и имущества;
  • машина пожохраны по правилам располагается в максимальной близости к горящему объекту и осуществляет подачу ОТВ в очаг;
  • одновременно делается разведка помещений, находящихся рядом с горящим объектом;
  • при безрезультатности пожаротушения основные силы бросаются на защиту эвакуационных путей и спасение людей из аэропорта.

Важно! В целях безопасности перед подачей ОТВ на основе воды и пены необходимо обесточить электросеть.

АСР на аэродроме

Перед осуществлением аварийно-спасательных работ (АСР) начальник предприятия отдает приказание о формировании на каждой смене аэродрома аварийно-спасательной команды (АСК). Группа АСК и противопожарная техника располагаются на аварийно-спасательных станциях (АСС). Последняя должна находиться в таком месте, чтобы время поступления расчетов к взлетной полосе не превышало три минуты.

Необходимо также наличие наблюдательных башен, дежурных отделений и надежной коммуникации со службами аэропорта.

Работой АСК управляет руководитель АСР, назначенный приказом начальника предприятия гражданской авиации.

Катастрофа MD-11 под Галифаксом

Трагическая авиакатастрофа авиалайнера MD-11 (регистрационный номер HB-IWF) рейса SWR 111 в истории авиации произошла под Галифаксом 2 сентября 1998 года. Самолет авиакомпании Swiss Air, осуществлявший перелет из аэропорта Нью-Йорка в Женева, потерпел крушение в Атлантический океан неподалеку от международного аэропорта Галифакса. Причиной трагического происшествия во время полета стало воспламенение на борту самолета. Никто не выжил, все 229 пассажиров (в том числе двое детей) и члены экипажа погибли.

Компьютерная реконструкция катастрофы

Расследование истории авиакатастрофы и ее причин продолжалось полных четыре года и обошлось властям Канады в $39000000. После него удалось установить, что происшествие возникло из-за проблемы замыкания системы, посредством которой пассажиры бизнес-класса самолета смотрели интересные видео и играли в видеоигры.

Изоляция, покрывавшая провода лайнера, была низкой степени огнестойкости. По версии следователей, по этой причине воспламенение стремительно распространилось по всему самолету, а наличие горючих материалов тому только поспособствовало. В конечном счете это привело к потере управления и падению воздушного судна.

Новости об авиакатастрофах и пожарах на борту самолета в России и мире бывают довольно редко, с каждым годом вводятся самые новые перспективные правила и нормативы, призванные предотвращать их. Тем не менее в истории гражданской авиации случались трагические массовые аварии (например, страшная трагедия авиалайнера Lockheed L-1011-385-1-15 TriStar 200, выполнявший рейс SVA163 по маршруту Карачи—Эр-Рияд—Джидда, компании Saudi Arabian Airlines 19 августа 1980 года), где погибли более сотни пассажиров и экипаж. Также подобные ситуации происходят и с военно-транспортными самолётами. Например, днём 17 августа 2021 при заходе на посадку на подмосковный аэродром Кубинка разбился военно-транспортный самолёт Ил-112В, выполнявший испытательный полёт. На борту находились трое членов экипажа. Все они погибли. Командиром разбившегося в Подмосковье Ил-112В был лётчик-испытатель Герой России Николай Куимов. Вместе с ним среди погибших лётчик-испытатель 1-го класса Дмитрий Комаров и бортинженер-испытатель 1-го класса Николай Хлудеев.

Правильная тактика пожаротушения, грамотная работа аварийно-спасательной команды и адекватное поведение пассажиров, знающих свои права и обязанности, и готовых без паники выполнять указания экипажа, позволят остановить развитие ситуации и избежать жертв и остальных трагичных последствий.

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector