Кто занимается производством пожарных автомобилей

Производство пожарной техники в России началось в дореволюционные времена. С тех пор модельный ряд автомобилей значительно расширился, как и их функциональность.

Что такое пожарный автомобиль

Это машина, созданная для оперативной доставки команды пожарных к месту возгорания и тушения пожара из собственных ресурсов или с забором ОТВ из местных источников.

Кто занимается производством пожарных автомобилей

Автомобиль состоит из двух больших элементов:

  1. Шасси. Чаще всего используются шасси грузовых автомобилей колесной формулы от 4х4 и выше.
  2. Надстройка. Сюда помещается оборудование, инвентарь и запас огнегасящего вещества.

От обычной машины пожарный автомобиль (ПА) отличает его экипировка. В инвентарь, передвигаемый им, часто входят несколько базовых элементов:

  1. Цистерна с водой. Может быть использована как вода в чистом виде, так и со смачивающими добавками.
  2. Пенобак. Чаще всего в него закачивается раствор пенообразователя.
  3. Насадки-пеногенераторы. Надеваются на концы рукавных линий. Служат для образования пены из раствора.
  4. Рукава, или пожарные шланги. Применяются не только для непосредственного тушения возгорания, но и для прокладки рукавных линий к автомобилю.
  5. Насосная станция. Тесно связана с двигателем авто. Используется для подачи вещества из цистерны и пенобака, а также для забора и перекачки воды из местных источников – гидрантов и водоемов.
  6. Гидроэлеватор. Выглядит как небольшая изогнутая труба с тремя отверстиями. Установка работает по принципу эжекции и позволяет закачивать воду с уровня, гораздо ниже уровня насоса.
  7. Лафетные стволы. Устанавливаются сверху на автомобиль. Используются для подачи вещества единым потоком сверху на очаг.
  8. Инструменты. Чаще всего пожарные машины снабжаются инструментами для вскрытия и демонтажа объектов, то есть пилы, ломы, бугры.
  9. Средства индивидуальной защиты. К ним относятся противовзрывные экраны, респираторы, рукавицы, противогазы, диэлектрические наборы.
  10. Лестницы. Используются как ручные складные подъемники на опорах, так и автоподъемники.

История развития в России

Первые пожарные автомобили в России появились в 1904 году в Санкт-Петербурге. Один из них выпустила компания «Фрезе и Ко». Машина была рассчитана на команду из десяти человек. Инвентарь первого автомобиля был скудным: запас рукавов порядка 35 метров, две лестницы и стендер – специальная колонка для гидрантов того времени.

Второй автомобиль, выпущенный в том же году, был собран компанией «Г. А. Леснер» и имел расширенную экипировку: насос, цистерна с водой, запас рукавов. Предполагалась перевозка 14 пожарных.

В начале 20-х годов ХХ века началось самодельное изготовление ПА: старые грузовые машины оснащались кустарными бочками или цистернами с водой. Установка насоса была слишком сложной процедурой и вместо него использовали баллон со сжатым газом.

Первые пожарные автомобили в России

Аппарат подсоединяли к цистерне, в емкости поднималось давление, и струя вырывалась в рукава под напором. Стоит ли говорить, что после использования газа машина была почти бесполезна, так как не могла подавать воду на очаг возгорания.

Централизованное производство ПА в России было налажено к началу 30-х годов ХХ века. Одной из первых моделей была АМО-Ф-15 с цистерной объемом в 350 л и производительностью насоса до 940 л/мин. Машина перевозила 8 пожарных.

Постепенно производство расширялось, начался выпуск специальных ПА.

Виды ПА

Существует несколько признаков классификации ПА. По проходимости выделяют три вида машин:

  1. Высокой проходимости. Автомобили, приспособленные к сильнопересеченной местности и бездорожью. К ним относятся внедорожники. Техника способна продвигаться сквозь леса, степи, небольшие горные пороги.
  2. Повышенной проходимости. Подходят для движения по всем типам дорог и пересеченной местности. Вполне могут осилить сельские дороги, выбоины, движение по обочине, полям и степям.
  3. Нормальной устойчивости к препятствиям. Предназначены для асфальтированных магистралей, допустим съезд на менее обустроенные пути (бетонные, плиточные).

По назначению выделяют три группы машин:

  • основные;
  • специальные;
  • вспомогательные.

Первые две группы более подробно описаны ниже, а последняя не используется с 2012 года. К вспомогательным относились машины, необходимые для бесперебойного функционирования ПА, то есть передвижные мастерские по ремонту, заправщики, грузовые авто. Последние модели машин основаны на принципе автономной работы. Автомобили на базах всегда держат в боевой готовности и регулярно проверяют, поэтому надобность во вспомогательных машинах отпала.

Основные

Машины этого вида нужны для скорейшей доставки команды пожарных, оборудования и запаса огнегасящих средств к месту происшествия.

АЦ 4,0-40 (Урал)

К определяющим характеристикам основных ПА относятся:

  • подача насоса;
  • вместимость цистерны;
  • напор в насосе.

Отчасти эти параметры определены обязательной комплектацией машины – наличие прочих элементов, кроме насоса и цистерны, опционально. Эти характеристики настолько важны, что их отражают в названии модели.

Название модификации выглядит следующим образом:

  1. Буквенная аббревиатура. Соответствует виду машины.
  2. Число, определяющее вместимость цистерны (в кубических метрах). При наличии пенобака его емкость пишут через косую черту рядом с вместимостью цистерны.
  3. Цифра через дефис, отвечающая за подачу воды насосной установкой в литрах в секунду.
  4. Число в скобках, определяющее вид шасси.

Не все эти параметры указываются в названии модели. Например, если у машины нет цистерны, то ее объем в модификации не прописывается. Если присутствуют все элементы, то указываются они именно в таком порядке.

Пример. Модель АЦ 3,2-40 (43253) – это автоцистерна объемом 3,2 м3 (3 200 л) с производительностью насоса в 40 л/с на шасси КАМАЗ-43253.

В свою очередь, модификация ПНС 100 (5557) отражает только одну характеристику – производительность насоса в 100 л/с. Это связано с тем, что автонасосные станции не оборудуются автоцистерной. В конструкции машины участвует шасси ЗИЛ-5557.

Основные автомобили можно разделить на две подгруппы.

Общего применения

Такие машины служат для тушения возгораний в черте населенных пунктов – городов, деревень, частного сектора. К этому типу относятся следующие автомобили:

  • АНР – насосные с запасом рукавов;
  • АЦ – цистерны;
  • АПП – для оперативного прибытия на место происшествия;
  • АВД – с насосом повышенного давления.
АНР-40(130)

Целевого назначения

К этому типу относятся ПА, применяемые на промышленных и специальных объектах:

  • АП – порошковые;
  • АА – аэродромные;
  • АГТ – газовые;
  • АПТ – пенные;
  • АКТ – комбинированного тушения;
  • АГВТ – газоводяные;
  • ПНС – насосная станция.
Автомобиль аэродромный пожарный АА – 13/60 (6560)

Специальные

Служат для проведения особых работ на месте возгорания, например, освещение, демонтаж конструкций, очищение газовой среды. К этому виду относятся следующие автомобили:

  • АШ – штабные;
  • АПК – автоподъемники коленчатые;
  • АСА – аварийно-спасательные;
  • АР – рукавные;
  • АЛ – автолестницы;
  • ГДЗС – газодымозащитной службы;
  • ДУ – дымоудаления.
Автомобиль газодымозащитной службы

Так как у всех этих машин есть специальное назначение, то и основной характеристикой каждой из них считается ключевой функциональный показатель. Для АПК это высота и скорость подъема, для АР – суммарная длина рукавов и так далее. Обозначение автомобилей специального назначения выглядит следующим образом:

  • аббревиатура, обозначающая вид машины;
  • число, отвечающее за ключевой показатель ПА;
  • цифра в скобках, определяющая тип шасси.

Пример. АД 120 (4326) – это автомобиль дымоудаления с производительностью в 120 000 м3/ч на колесной формуле КамАЗ-4326.

Цветографические схемы

Все машины МЧС выполняются в одной цветовой гамме – используются красный цвет и контрастный ему – белый. Неокрашиваемые поверхности – шины, рама – остаются черными. Допустима покраска автолестниц в серебристый цвет вместо белого.

Маркировка наносится на разные элементы машины:

  • на корму – номер пожарного подразделения и вид машины (например, АПП);
  • на дверь кабины – город, номер подразделения.
Цветографическая схема пожарного автомобиля на базе грузового шасси

ТОП производителей пожарных машин

Производством пожарных автомобилей в России занимаются множество отечественных концернов. Большая часть заводов была основана сразу после развала СССР.

ООО НПО «ПожСпецМаш»

Аббревиатура НПО означает «научно-производственное объединение». Изначально, в 2000 году, компания специализировалась на ремонте и производстве специальной техники. В 2001 году фирма разработала передвижную пожарную установку модели МС-1. Этот момент стал решающим в жизни производства – с тех пор компания начала выпуск прицепных мотопомп с системой одновременной подачи ОТВ.

Сегодня модельный ряд мотопомп «ПожСпецМаш» насчитывает 10 разновидностей.

С 2009 начался выпуск автоцистерн на шасси ГАЗ, КАМАЗ, УАЗ. Помимо пожарной техники, компания выпускает мобильные здания и прицепные дома.

ООО «Приоритет»

Деятельность компании изначально определялась как оптовая продажа противопожарного оборудования. Тем не менее через два года после своего основания, в 2001 году, фирма начала посредническую продажу пожарной техники, а в 2002 году на производстве была собрана первая автоцистерна. Примерно в то же время фирма начала производство собственных комплектующих к автомобилям.

С 2008 года компания начала сотрудничество с местными структурами МЧС и прохождение их испытаний. Фирма запускала новые цеха и сотрудничала со специалистами и концернами разных стран, в числе которых Германия, Уругвай, ЮАР. Головной офис находится в городе Миассе Челябинской области. Партнерские представительства можно найти в 85 субъектах РФ.

ООО «Приоритет»

Соболевский завод

Был основан в 2003 году в городе Орехово-Зуево. Специализация компании – генераторы огнетушащего аэрозоля. Фирма регулярно исследует показатели модулей и совершенствует уже существующие генераторы, приближая системы аэрозольного тушения к совершенству.

ГК «КАЛАНЧА»

Завод был основан в 1994 году и находится в городе Сергиев Посад. Компания производит противопожарное оборудование, а также проектирует и монтирует системы противопожарной защиты. Продукция фирмы сопровождается сертификатами систем добровольной сертификации.

В 2017 году компания была внесена в реестр добросовестных экспортеров и получила право маркировать свою продукцию знаками «Сделано в России» и «Made in Russia». Также большая часть продукции фирмы была включена в «Перечень инновационной и высокотехнологичной продукции и технологий».

ЗАО «СТ-Авто»

Фирма представлена на рынке более 15 лет и специализируется на выпуске пожарной техники. Главный офис компании находится в Москве. Вся продукция соответствует государственным стандартам, сопровождается сертификатом «Одобрения типа транспортного средства». Техническое задание на каждый из автомобилей составляется индивидуально с заказчиком.

ОАО «Ливенский завод противопожарного машиностроения»

Производит пожарную технику, автомобили, насосные установки, а также комплектующие и запасные детали. Вся техника соответствует государственным стандартам. Помимо непосредственной продажи техники, компания предоставляет услуги по сервисному обслуживанию машин, а также проведению испытаний всей производимой на заводе техники.

СпецАвтоТехника

Завод был основан в 1998 году в городе Екатеринбурге. В настоящее время СпецАвтоТехника является крупнейшим в России производителем пожарной техники, партнерские офисы которого расположены во многих субъектах РФ.

Продукция фирмы сопровождается «Одобрением типа транспортного средства» и рекомендована к использованию своим крупным заказчиком – МЧС России. Аккредитована техника и на международном уровне – действие сертификата «Bureau Veritas Certification» продлевается компанией каждый год. Завод является действующим членом торгово-промышленной палаты России.

ООО «Завод пожарной техники «Пожавто»

Начал работу в 2006 году в городе Миассе. Несмотря на свою «молодость», компания успела зарекомендовать себя на рынке как надежного производителя. Фирма состоит в кооперации с заводом Unimod, что позволяет концерну выпускать более эргономичные и ремонтодоступные автомобили.

Какими нормативными документами регулируется

Производство, техобслуживание, и эксплуатация пожарных автомобилей регулируются следующими нормативными актами:

  • ГОСТ Р 53247-2009;
  • ГОСТ Р 53328-2009;
  • ГОСТ 34350-2017;
  • НПБ 163-97.

Выводы

С момента появления первой пожарной машины в России прошло чуть больше 115 лет. За это время были разработаны сотни моделей и десятки разновидностей автомобилей. На сегодняшний день в стране пожарную технику производят около 70 заводов. Российское производство пожарных машин актуально не только в пределах РФ – техника с российских концернов отправляется в страны Южной Америки, Азии и Африки.

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector