Требования ГОСТа к подъему по пожарной автолестнице

Для тушения возгораний на высоте и эвакуации людей из пожара в многоэтажных зданиях спасатели используют автоподъемники.

Пожарная автолестница

В экипировку пожарного автомобиля входят ручные лестницы, но применение их не всегда возможно. Во-первых, их высота сильно ограничена, во-вторых, таким приспособлениям нужна опора. Для устранения этих недостатков был разработан автоподъемник.

Пожарная автолестница

Внешне пожарная автолестница (АЛ) выглядит как автомобиль со сложенной лестницей на крыше. Такое устройство позволяет боевому расчету быстро попасть на место происшествия и начать тушение и эвакуацию.

Работа автолестницы наглядно показана на видео в конце статьи.

Конструктивные особенности

АЛ состоит из нескольких базовых элементов:

  1. Шасси. Представляет собой крупные колеса для грузовых машин формулой 6х6 или 6х4. Чаще всего используются детали марки ЗиЛ, Урал и КамАЗ.
  2. Опорное основание. Выглядит как платформа, закрепленная на шасси. Именно к ней крепится основание автоподъемника и его оборудование.
  3. Механизмы управления башней. Подсоединены к коленам стрелы.
  4. Опорная стойка. Своего рода столбы из металла, которые упирают в землю для дополнительной устойчивости автомобилю.
  5. Стрела. Представляет собой коленчатую лестницу. Состоит из нескольких секций, сложенных друг на друга.
  6. Пульт управления. С помощью него управляют всем подъемником.
  7. Гидросистема. Подразумевается система гидравлического привода для управления стрелой.
  8. Электрооборудование. В работе при ЧС также участвует двигатель самого автомобиля. В аварийных ситуациях могут подключаться дополнительные электрогенераторы.

Главной деталью всего автомобиля считается стрела. Именно эта часть отличает машину от другой пожарной техники и участвует во всех операциях, для которых предназначена автолестница.

Существует множество видов стрел. Они классифицируются по нескольким признакам:

  1. Количество секций. Доходит до 7.
  2. Наличие лифта. Установка такого прибора обязательна для высотных АЛ. Элеватор предназначен для эвакуации пострадавших и оперативного подъема пожарных.
  3. Дополнительное оборудование. Конец лестницы может быть открытым, то есть без дополнительных приспособлений. Иногда на него монтируют люльку – переносную площадку с ограничителями, предназначенную для нахождения в ней людей. Также в ряде случаев используются лафетные стволы.
Спасение людей при пожаре по автолестнице

Когда используется

Автолестница служит сразу нескольким целям:

  • подъем пожарных на высоту;
  • организация подачи огнегасящего вещества на горящие объекты;
  • эвакуация пострадавших при блокировке стандартных путей;
  • установка световой аппаратуры на месте происшествия;
  • организация наблюдательного пункта;
  • разбор обрушенных при пожаре конструкций.

На заметку. Чаще всего АЛ применяют при возгораниях в высотных зданиях, в резервуарных парках, когда подавать вещество нужно сверху на очаг.

Разновидности моделей

Существует множество моделей автолестниц. Чаще всего они обозначаются следующим образом:

  • аббревиатура «АПК» или «АКП» («автоподъемник коленчатый пожарный»);
  • число отвечает за максимальную высоту подъема в метрах.

Высота подъема может быть от 10 до 60 метров. Модели, превышающие эти параметры, изготавливаются на заказ. Одной из них является АПК-61 (или Р10370) на шасси МАЗ 6312в5. Устройство представляет собой лестницу с люлькой, оборудованную коленчато-телескопическими соединениями.

Время подъема на максимальную высоту составляет всего 65 секунд. В люльке устанавливается лафетный ствол. При его отсутствии тушение производится ручными устройствами по типу рс-50.

Интересно. Самая длинная пожарная автолестница в мире обладает рабочей высотой в 112 метров. Автомобиль-рекордсмен был собран на финском концерне Bronto. Самая высокая АЛ имеет телескопическое строение. Несмотря на внушительную высоту подъема, такие длинные лестницы редко используют – работа на высоте опасна в первую очередь из-за ветра.

Типы пожарных автолестниц

В зависимости от соединений секций выделяют три вида автолестниц:

  1. Коленчатые. В таких устройствах части соединяются друг с другом шарниром, позволяющим сгибать и разгибать элементы, выпрямляя их в одну линию или складывая «гармошкой». К преимуществам коленчатых аппаратов относят их надежность и подвижность в трех направлениях.
  2. Телескопические. В сложенном состоянии конструкция выглядит как одна секция. При использовании части выдвигаются друг из друга, образуя прямую. Длина телескопической лестницы легко регулируется – в этом основной ее «плюс».
  3. Коленчато-телескопические. Крепления между секциями обладают двойной функцией. Лестницу можно как сложить частями друг на друга, так и собрать до длины одной из них.
Автоподъемник коленчатый пожарный

АЛ по ГОСТу

Основной документ, определяющий параметры автоподъемников – ГОСТ Р 52284-2004. В нормативном акте собраны как требования к производству, так и порядок использования устройств. Согласно этому ГОСТ автолестницы пожарные должны соответствовать ряду норм.

Классификация и основные параметры

К техническим показателям устройств относятся следующие характеристики:

  • предел нагрузки на конец лестницы – от 160 до 300 кг;
  • высота подъема – от 10 до 60 метров;
  • вес, который выдерживает люлька – от 180 до 200 кг;
  • вертикальный угол подъема – от –7º до +75º.
  • вес, на который рассчитана лестница при использовании ее в качестве крана – от 500 до 2 000 кг;
  • наименьший угол ротации вокруг своей оси – не больше 10º.
  • предельный вылет лестницы: с нагрузкой на конце – от 6 до 18 метров, без нагрузки – от 10 до 20 метров;
  • габариты – не больше 12х2,5х4 метра;
  • рабочая температура – от –40 ℃ до +40 ℃.

Классификация автолестниц ведется по наличию дополнительных устройств. Выделяют следующие типы АЛ:

  • не оснащенная люлькой или лифтом;
  • снабженная съемной люлькой;
  • оборудованная лифтом, передвигающимся по конструкции;
  • оснащенная и люлькой, и лифтом.

Технические требования

Пожарный коленчатый автоподъемник предназначен для использования в следующих условиях:

  • расход ОТВ (огнетушащего вещества) лафетного ствола в люльке – не менее 20 л/с, рабочее давление прибора – от 0,6 МПа;
  • скорость воздушных потоков на высоте подъема лестницы не превышает 10 м/с;
  • установка на плоскую площадку с наклоном не больше 6º.

При таких условиях к устройству выдвигаются следующие требования:

  • давление на грунт не больше 0,6 МПа;
  • вес АЛ не должен превышать 95 % от массы, предназначенной для шасси;
  • система выравнивания лестницы дает отклонение ступеней не выше 2º;
  • максимальная скорость автомобиля – до 80 км/ч;
  • главный привод АЛ дает возможность функционирования приспособления на протяжении 6 часов с дальнейшим перерывом в 50–70 минут.

Комплектность

В комплект автолестницы входят следующие элементы:

  1. Документация: паспорт, руководство использования, гарантийный талон и сертификаты соответствия.
  2. Пожарно-техническое вооружение – зависит от модели авто. В первую очередь учитывается цель, которой служит машина. Часто подъемники монтируются на автоцистерны, автомобили пенного тушения и т. д. Также принимается во внимание локация, в которой используют машину.
  3. Ремонтный инструмент и запасные детали, предусмотренные комплектацией модели. Детали, не входящие в набор, можно купить у производителя.

Маркировка

Точное размещение маркировочной таблички не регламентировано – она крепится на любое свободное видное место АЛ и содержит следующую информацию:

  • заводской номер изделия;
  • обозначение вида лестницы;
  • товарный знак и название компании-производителя;
  • дата выпуска;
  • название страны-производителя;
  • знак соответствия.

Испытания

Проверки и испытания автолестниц проводятся в нескольких случаях:

  • перед поставкой техники потребителю (заказчику);
  • при проверке опытного образца АЛ на соответствие нормам ГОСТ;
  • периодически – раз в три года;
  • при принятии решения о внесении изменений в определенную модель АЛ.

Существует несколько общих методов проведения испытаний:

  1. Осмотр. Следует обращать внимание на комплектность автомобиля, наличие фар, светоотражателей и прочих световых приборов, ремней безопасности люльки и лифта, отсутствие утечек и повреждений покрытий.
  2. Замер времени, необходимого для маневров. Проводится с помощью часов или секундомера, погрешность – не больше 5 секунд. Время каждого из маневров фиксируется по 3 раза. В качестве нагрузки стрелы и люльки применяют гири.
  3. Измерение габаритов АЛ. Определяются метрическими средствами измерения с погрешностью не больше 0,5 см.
  4. Испытание горизонтальности ступеней. АЛ поднимают на 45º и замеряют угол наклона ступеней относительно горизонтальной плоскости. Замеры проводятся в нескольких поворотных положениях лестницы (поворотом по горизонтальной плоскости с остановкой через каждые 90º), а также с утяжелением в 120 кг.
  5. Замер углов стрелы. Проводится при помощи приборов с погрешностью не больше 0º15′.
  6. Замер горизонтальности поля люльки. Фиксируется по двум осям устройства – вертикальной и горизонтальной.
  7. Испытание ловителей кабины лифта. В ходе проверки имитируется обрыв тягового каната для элеватора без нагрузки, с 50 %-й и 110 %-й нагрузках поочередно.
  8. Определение грузоподъемности АЛ при использовании в качестве подъемного крана (на крюк кранового аппарата подвешивают груз, равный 110 % от номинального).
  9. Определение максимальной скорости автомобиля. Замеряется на отрезке дороги в 1 км.
  10. Замер давления на грунт. Определяется динамометрами с диапазоном от 0 до 15 000 кг.

Устройство

Автолестница состоит из нескольких элементов.

Основные узлы

К основным узлам АЛ можно отнести:

  • колена лестницы;
  • гидропривод;
  • шасси;
  • пульт управления;
  • опорное основание.

Платформа

Это та часть машины, на которой расположено все вооружение, а также сама лестница и пульты управления. Ступень подножки для подъема на платформу, расположенная ближе к земле, располагается не выше, чем 50 см от пола. При этом все поверхности изготавливаются из рифленых материалов для препятствия скольжению.

Отсеки для размещения вооружения оснащаются дверцами с ограничителями, защищаются от пыли и грязи. Уровень освещения контейнеров не должен быть ниже 10 лк.

Передняя опорная рама

К ней крепится подъемно-поворотное основание лестницы, а также опоры для придания устойчивости всей конструкции.

Комплект коленьев

Основные требования к коленам – плавное движение и надежность закреплений. Расстояние между боковыми осями находится в пределах от 41 см до 130 см, а зазор между ступенями – от 28 до 32 см.

Сверху нижнего колена монтируется приспособление для крепления грузового каната – именно эта часть лестницы задействована в работе как крана. Дополнительно АЛ оборудуется ограничителями грузоподъемности и лобового столкновения. Поверхности покрываются рифленым материалом для предотвращения скольжения.

Опорное устройство

Представляет собой основание, которое упирается в землю с помощью специальных опор. Это приспособление используется для увеличения устойчивости автомобиля при работе.

Гидромеханизмы

Обычно используется гидронасос, связанный ременной передачей с мотором автомобиля. Показатели насоса могут отличаться в зависимости от модели.

Правила эксплуатации и подъема по АЛ

Собраны в инструкции изделия. Общие нормы можно сформулировать следующим образом:

  • к работе на АЛ допускается только персонал, прошедший обучение;
  • автомобиль устанавливается на расстоянии от постройки, необходимом для совершения маневров стрелы;
  • проливание огнегасящего средства на колена лестницы запрещено;
  • все пожарные, работающие с АЛ, должны быть в касках;
  • запрещено нахождение людей под стрелой во время работы установки.

Подъем по пожарной автолестнице осуществляется специалистом в обвязке со страховочным карабином. При возникновении сложностей или опасных обстоятельств спасатель должен закрепить карабин на ближайшей ступени. Существует норматив подъема на разную высоту от 15 до 50 метров. В зависимости от показателя, он составляет от 17 до 77 секунд.

Подъем по автолестнице с сухой рукавной линией осуществляется по другим нормативам. Высота подъема в таком случае – от 15 до 30 метров, минимальное время подъема на заданную высоту составляет от 21 до 52 секунд. Сухая рукавная линия при подъеме перекинута через левое плечо пожарного, ствол присоединен заранее.

Конспекты по нормативам доступны для скачивания по ссылке.

Выводы

Пожарные автолестницы используются для ликвидации возгораний, требующих подачи вещества с высоты. К качеству АЛ предъявляют целый ряд требований. Нахождение на высоте считается опасным как для спасателей, так и для эвакуируемых пострадавших. Именно поэтому раз в три года автолестницы проходят ряд испытаний на надежность и прочность.

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector