Несчастные случаи в общественных учреждениях, где обучаются и проживают дети, школах и детских садах, относятся к категории с наивысшей опасностью. Организовать ребят, не допустить панику, никого не потерять в суматохе – задача не из простых. Общий план, как действовать администрации и работникам школы, обязан быть разработан заранее.
В этом материале подробно разберем, как действовать в случае возникновения пожара в школе, правила первой помощи и алгоритм эвакуации.
- Основные причины пожара в школе
- Пожары в школах России
- Инструкция для персонала
- Вызов пожарных
- Куда звонить
- Что говорить
- Объявление об эвакуации в здании
- Эвакуация детей и взрослых
- Если возможности выйти нет
- Как тушить огонь своими силами
- Правила оказания первой помощи
- Профилактика пожаров
- Пожарная безопасность в школе
- Кто и за что несет ответственность
- Выводы
Основные причины пожара в школе
По статданным, представленным Министерством чрезвычайных ситуаций, причин, которые могут привести воспламенениям и человеческим жертвам в учебных заведениях, несколько:
- нет автоматизированной системы пожаротушения;
- нет подготовленного плана на случай возникновения пожаров в школах;
- неисправные электрические сети и электроприборы;
- поджоги;
- баловство школьников с огнем.
Пожары в школах России
По официальным данным, за последние шесть лет количество чрезвычайных происшествий в школах увеличилось на двадцать процентов.
В сентябре 2019 года Министерство чрезвычайных ситуаций представило неутешительные данные: за девять месяцев в стране было 180 пожаров. Причины остаются неизменными.
Инструктаж по пожарной эвакуации:
Инструкция для персонала
План инструкций выглядит так:
- Оповещаем о случившемся.
- Начинаем плановую эвакуацию.
- Пытаемся потушить самостоятельно.
Это основное. Давайте рассмотрим подробнее каждый пункт.
Вызов пожарных
Это самое первое. Даже при правильной эвакуации и принятии необходи-мых мер рисковать детскими жизнями нельзя. С огнем и его последствиями могут работать профессионалы.
Куда звонить
Немедленно оповестить:
- Пожарную охрану. Единый номер 101. Дозвониться до диспетчера можно как со стационарного телефона, так и с мобильного, звонок будет бесплатным.
- Единую систему 112. Если вызвать 112, вы попадете к оператору, который сам направит на место ЧП необходимые службы спасения.
Важно! Эти комбинации обязаны знать не только взрослые. Для каждого ребенка делают памятку с телефонами всех экстренных служб.
Что говорить
При обращении принявшему вызов диспетчеру необходимо сообщить следующие сведения:
- точный адрес;
- тип объекта (школа);
- обозначьте, что горит (кровля, забор, отдельный кабинет, целый этаж);
- ответьте на уточняющие вопросы диспетчера (об этажности объекта, не перекрыты ли подъездные пути);
- назовите себя (имя, фамилия, контактный номер).
Как надо вызывать пожарную часть:
Объявление об эвакуации в здании
Инструкция гласит: дежурные и учителя не должны способствовать развитию паники, поэтому использовать фразы «Горим» и «Пожар» исключено.
При отсутствии в здании автоматизированной системы извещения, то даются два длинных и один короткий звонок. При наличии голосовых оповещений и громкой связи передается сообщение о возникшей ситуации и приказ покинуть здание.
Эвакуация детей и взрослых
Правила поведения при пожарах в школах, навыки, как пользоваться средствами индивидуальной защиты, отрабатываются во время учений. В каждой школе есть проект эвакуации, которой необходимо придерживаться при эвакуации людей.
Алгоритм выглядит так:
- В каждом классе эвакуацией руководит учитель, который проводил урок в момент начала аварии.
- Сначала построить детей парами (это позволит школьникам не потеряться).
- Учитель объясняет, что портфели и сумки необходимо оставить, сам берет классный журнал. Учетные документы понадобятся для пересчета детей. В холодное время года надеть верхнюю одежду.
- Учитель раздает средства индивидуальной защиты дыхания (если они есть) или смачивает водой или другой жидкостью ткань. Объясняет, что дышать необходимо через нее. Руки и лицо максимально закрыть одеждой.
- После учитель встает в начало группы. Замыкают физически развитые ребята.
- Не паниковать, продвигаться быстро, но не переходить на бег, чтобы не допустить давку в коридорах.
- При значительном задымлении воздуха пригнуться к полу.
- Допускается уходить в незадымленный школьный класс с дальнейшей эвакуацией на улицу.
- По пути следования просмотреть помещения. В них могут быть обнаружены те, кто спрятался.
- После выхода на улицу ребят пересчитывают. Перекличка осуществляется по спискам из классных журналов.
Важно помнить, что в больших школах очень важно соблюдать заранее определенную последовательность эвакуации. Первыми выходят те ученики, которые находятся в наиболее пожароопасной для жизни зоне.
В холодное время года учащихся обязательно размещают в близлежащих безопасных, теплых зданиях.
Детальная информация видна здесь:
Если возможности выйти нет
Иногда можно оказаться в ситуациях, когда огонь отрезал эвакуационные пути. Открытый очаг представляет большую опасность.
Действуют в этом случае так:
- Найти и уйти в незадымленные классные или подсобные комнаты.
- Закрыть двери, щели прикрыть смоченной тканью, чтобы перекрыть поступление кислорода. Если в комнате есть вентиляционные отверстия, завесить тканью и их.
- Запрещено открывать окна. Это усилит задымление.
- При проникновении дыма дышать через смоченную водой ткань и не вставать в полный рост.
Ответственный учитель предотвращает панику. По регламенту личный состав приезжает в течение максимум десяти минут. Первым делом сотрудники МЧС извлекают отрезанных огнем людей. Как только вы услышите звук сирены, открывайте окно, привлекайте внимание спасателей.
При применении батутов и спасательных тентов объясните, как сгруппироваться при прыжке.
Как тушить огонь своими силами
При обнаружении в школе небольшого огня, можно попробовать потушить его источник самостоятельно.
Это оправдано исключительно при небольших возгораниях:
- на борьбу с огнем можно направить огнетушители, которыми оборудована школа;
- бороться с огнем разрешается с помощью инструментов пожарного щита (ведер для воды, песка).
Помните, что самостоятельно заходить в сильно задымленные помещения запрещается.
Правила оказания первой помощи
Какой бы организованной ни была эвакуация, дети могут толкать друг друга.
Без травм обходится редко, первую помощь желательно оказать сразу:
- При подозрениях на переломы, трещины поврежденную конечность обездвиживают, накладывают тугую повязку и шину.
- Ожоги не смазывать маслом, кремом. Тело промывают холодной водой, накрывают стерильной повязкой. Пострадавшему дают принять обезболивающую таблетку. Не пытайтесь снять с места ожога одежду! Это могут выполнять только медработники.
- Если человек надышался газом находится без сознания, освободите от одежды его шею (расстегнуть пуговицы, снять галстук, платок), дайте понюхать ватку с нашатырным спиртом. После напоить крепким чаем или кофе.
Профилактика пожаров
Для предупреждения угроз для жизни и здоровья помогут постоянные противопожарные профилактические работы. Профилактика – это комплекс разных мероприятий. Среди них – пожарные учения, контроль за стабильной работой электропроводки и электроприборов, проверка режима работы средств пожаротушения, корректной работы пожарной сигнализации.
Пожарная безопасность в школе
Под это понятие подпадают следующие пункты:
- приобретение школой первичных средств пожаротушения (огнетушитель, песок);
- установка сигнализации, тревожной системы (автоматизированная система оповещения);
- разработка стендов с правилами;
- свободные запасные входы и выходы;
- мониторинг за исправностью электросетей и незамедлительное устранение неполадок;
- утверждение планов эвакуации на территории школы;
- назначение ответственных за эвакуацию, разграничение обязанностей;
- проведение занятий по пожарной безопасности с учениками, лекций для учителей, дополнительных мероприятий для родителей.
Кто и за что несет ответственность
За обеспечение и организацию пожарной безопасности в школе отвечает руководство – то есть директор. Он и его заместители проверяют факт вызова пожарных.
Директор лично встречает спасателей на подъезде к шеоле. После прибытия личного состава рассказывает о планировке школы, организует посписочную поверку учащихся. Также руководитель заботится о выносе ценных вещей.
Учитель организует эвакуацию отдельно взятого класса. Он строит детей, ведет их к выходу. После проверяет количество учеников по классному журналу.
Пожарная охрана также участвует в эвакуации: дает команды учителям, выносит из помещений младших учеников начальных классов.
Выводы
Количество пожаров в школах России увеличивается. Для сокращения пожарной опасности в школах необходимы соблюдение правил пожарной безопасности, наличие сигналов тревоги, проведение регулярных учений в школе с учителями и учащимися.
При пожаре организовывают эвакуацию. В ней участвуют директор, охрана и учителя. Детей строят парами друг за другом. Вначале идет учитель, замыкают ряд физически крепкие парни. При выходе на улицу школьников обязательно пересчитывают.
Порой возникают ситуации, когда вывести детей из здания невозможно. В этом случае ищем незадымленное помещение, закрываемся в нем, дышим через мокрые повязки и ждем помощи.
Объясняем, что геройствовать и тушить огонь самостоятельно запрещается. Этим занимаются профессионалы.
С целью предотвращения чрезвычайных ситуаций уполномоченные лица обязаны следить за исправностью электропроводок, электроприборов, принимать меры по обеспечению ПБ. Особое внимание нужно уделить специали-зированным кабинетам (лабораториям, классам химии, физики). Все неисправности срочно устраняются.
Каждый ребенок снабжается полезной памяткой с номерами охраны.
Профилактика пожарной безопасности в школах: