Инструкция о порядке действия персонала при пожаре в школе

Пожары в школах – одни из самых опасных. От верных и слаженных действий педколлектива зависят жизни сотен детей. В статье разберем правила поведения при ЧС в учебном учреждении.

Несчастные случаи и ЧС в учреждениях, где обучаются и проживают дети, относятся к категории наиболее опасных. Организовать ребят, не допустить панику, никого не потерять в суматохе – задача не из простых. План действия администрации и работников школы в случае пожара должен быть проработан заранее.

В статье подробно разберем порядок действий персонала в случае возникновения пожара в школе, правила первой помощи пострадавшим и алгоритм эвакуации из опасной зоны.

Основные причины пожара в школе

По статданным, представленным Министерством чрезвычайных ситуаций, причин, ведущих к возгораниям и человеческим жертвам в учебных заведениях, несколько:

  • нет автоматизированной системы тушения пожаров;
  • неотработанный порядок действий в случае возникновения пожаров и ЧС в образовательных учреждениях;
  • неисправные электрические сети и электроприборы;
  • поджоги;
  • баловство школьников с огнем.

Статистика пожаров в школах России

По официальным данным, за последние шесть лет количество возгораний в школах увеличилось на двадцать процентов.

В сентябре 2019 года Министерство чрезвычайных ситуаций рассказало о неутешительной статистике: за девять месяцев в стране произошло 180 пожаров. Причины ЧС остаются неизменными.

Детальная информация видна на видео:

Действия персонала при ЧС

Порядок действий при пожаре в школе выглядит так:

  1. Оповещаем о случившемся экстренные службы.
  2. Начинаем плановую эвакуацию детей.
  3. Пытаемся потушить пламя самостоятельно.

Это основные действия при пожаре в школе. Давайте рассмотрим подробнее каждый пункт.

Вызов пожарных

Это самое первое действие. Даже при правильной эвакуации и принятии необходи-мых мер рисковать жизнями детей нельзя. С огнем и его последствиями должны работать профессионалы.

Куда звонить

Оповещают о возгорании две службы:

  1. Первая – пожарная охрана. Единый номер 101. Дозвониться до диспетчера можно как со стационарного телефона, так и с мобильного, звонок будет бесплатным.
  2. Вторая – единая система 112. В этом случае вы попадете к оператору, который сам направит на место ЧП необходимые экстренные службы.

Важно! Эти комбинации должны знать не только взрослые. Для каждого ребенка делают памятку с телефонами всех экстренных служб.

Что говорить

Принявшему вызов диспетчеру сообщите следующую информацию:

  • точный адрес, по которому произошло возгорание;
  • тип объекта (в нашем случае – школа);
  • обозначьте, что горит (кровля, забор, отдельный кабинет, целый этаж);
  • ответьте на уточняющие вопросы диспетчера (об этажности объекта, не перекрыты ли подъездные пути);
  • назовите себя (имя, фамилия, контактный номер).

Детальная информация видна на видео:

Объявление об эвакуации в здании

Инструкция о порядке действия персонала при пожаре в школе гласит: дежурные и учителя не должны способствовать развитию паники. Фразы «Горим» и «Пожар» исключены.

Если в здании нет автоматизированной системы извещения, то даются два длинных и один короткий звонок. При наличии голосовых оповещений и громкой связи сообщается о необходимости покинуть здание.

Вывод детей и взрослых

Правила поведения при пожарах и ЧС в школах отрабатываются во время учений. В каждом общеобразовательном учреждении есть схема эвакуации, которой нужно придерживаться при выводе людей из здания.

Инструкция о порядке действия персонала при пожаре в школеАлгоритм действий выглядит так:

  1. В каждом классе эвакуацией руководит учитель, во время занятий которого произошла ЧС.
  2. Детей нужно построить парами (это позволит школьникам не потеряться во время выхода).
  3. Педагог объясняет, что портфели и сумки нужно оставить, сам берет классный журнал. Учетная документация понадобится для пересчета детей.
  4. Учитель раздает средства индивидуальной защиты (если они есть) или смачивает водой ткань. Объясняет, что дышать нужно через нее.
  5. После педагог встает в начало колонны. Замыкают цепочку физически развитые ребята.
  6. Продвижение к выходу должно быть быстрым, но переходить на бег нельзя.
  7. В случае значительных задымлений колоннам нужно пригнуться.
  8. Допускается вывод детей в незадымленный кабинет с дальнейшей эвакуацией на улицу.
  9. По пути следования колонны нужно просмотреть помещения. В них могут прятаться дети.
  10. После выхода на улицу ребят пересчитывают. Перекличка осуществляется по спискам из классных журналов.

Важно помнить, что в больших школах нужно соблюдать последователь-ность эвакуации. Первыми из здания выходят те ученики, которые находятся в наиболее опасной для жизни зоне.

В холодное время года учащихся обязательно размещают в близлежащих безопасных, теплых зданиях.

Детальная информация видна на видео:

Что делать, если возможности выхода нет

В некоторых ситуациях огонь может отрезать пути выхода из здания. Проводить детей вблизи открытого пламени опасно.

Действовать в этом случае нужно так:

  1. Заходим в незадымленные классные или подсобные комнаты.
  2. Закрываем двери, щели прикрываем смоченной тканью. Если в комнате есть вентиляционные отверстия, завешиваем тканью и их.
  3. Нельзя открывать окна. Это усилит задымление.
  4. При проникновении дыма нужно дышать через смоченную водой ткань и не вставать в полный рост.

Ответственный учитель предотвращает панику. По регламенту пожарные бригады приезжают в течение максимум десяти минут. Первым делом сотрудники МЧС извлекают из здания отрезанных огнем людей. Как только вы услышите звук пожарной сирены, открывайте окно, привлекайте внимание спасателей.

При применении батутов и спасательных тентов объясните детям, что при прыжке нужно сгруппироваться.

Тушение огня своими силами

Действия при пожаре в школе
Самостоятельное тушение пожара.

Что делать, если в школе произошел незначи-тельный пожар? Попробовать потушить его самостоятельно.

Это оправдано исключительно при небольших возгораниях:

  • на борьбу с огнем можно направить огнетушители, которыми должны быть оборудованы школы;
  • бороться с пламенем разрешается с помощью инструментов пожарного щита (ведер для воды, песка).

Помните, что самостоятельно заходить в сильно задымленные помещения запрещается.

Правила оказания первой помощи пострадавшим

Какой бы организованной ни была эвакуация, дети могут толкать друг друга.

Без травм обходится редко, первую помощь пострадавшим желательно оказать сразу:

  • При подозрениях на переломы, трещины поврежденную конечность обездвиживают, накладывают тугую повязку и шину.
  • Ожоги нельзя смазывать маслом, кремом. Тело промывают холодной водой, накрывают стерильной повязкой. Пострадавшему дают принять обезболивающую таблетку. Не пытайтесь снять с места ожога одежду! Это могут делать только медработники.
  • Если человек надышался продуктами горения, находится без сознания, нужно освободить от одежды шею (расстегнуть пуговицы, снять галстук, платок), дать понюхать ватку с нашатырным спиртом. После напоить пострадавшего крепким чаем или кофе.

Профилактика пожаров

Избежать опасных для жизни и здоровья ситуаций помогает профилактическая работа. Она должна быть постоянной. Профилактика – это комплекс мероприятий. Среди них – пожарные учения, контроль за стабильной работой электропроводки и электроприборов, корректная работа пожарной сигнализации и систем оповещения.

Пожарная безопасность в школе

Под это понятие подпадают следующие пункты:

  • приобретение учебным учреждением первичных средств пожаротушения (огнетушитель, песок);
  • установка сигнализации, тревожной системы (автоматизированная система оповещения);
  • разработка стендов с правилами действий при ЧС;
  • свободные запасные входы и выходы;
  • мониторинг за исправностью электросетей и незамедлительное устранение неполадок;
  • утверждение планов эвакуации;
  • назначение ответственных за эвакуацию, разграничение обязанностей;
  • проведение занятий по пожарной безопасности (ПБ) с учениками, лекций по ПБ для учителей.

Кто и за что несет ответственность

Как потушить пожар в школе
Пожарный рукав.

За обеспечение и организацию ПБ отвечает глава образовательного учреждения – то есть директор. Во время ЧС он и его заместители проверяют факт вызова экстренных служб.

Директор должен лично встретить спасателей, рассказать о планировке школы, организовать посписочную поверку учащихся. Также руководитель заботится о выносе ценных вещей из здания.

Педагог в случае пожара организует эвакуацию отдельно взятого класса. Он строит детей в колонну, ведет ее к выходу. После проверяет количество учеников по классному журналу.

Служба охраны также участвует в эвакуации: дает команды учителям, выносит из помещений маленьких детей.

Выводы

Количество пожаров в школах России увеличивается. Для сокращения тревожной статистики в образовательных учреждениях нужно соблюдать правила ПБ, устанавливать сигналы тревоги, проводить регулярные учения с персоналом и учащимися.

При пожаре организовывают эвакуацию детей. В ней участвуют директор, охрана и учителя. Детей строят парами в колонну. Вначале идет педагог, замыкают ряд физически крепкие парни. При выходе на улицу школьников обязательно пересчитывают.

Порой возникают ситуации, когда вывести детей из здания нельзя. В этом случае ищем незадымленное помещение, закрываемся в нем, дышим через мокрые повязки и ждем помощи.

Объясняем детям, что геройствовать и тушить пламя самостоятельно запрещается. Этим занимаются профессионалы.

Для предотвращения ЧС уполномоченные лица обязаны следить за исправностью электропроводок, электроприборов. Особое внимание нужно уделить специали-зированным кабинетам (лабораториям, классам химии, физики). Все неисправности в срочном порядке устраняются.

Каждый ребенок снабжается памяткой с номерами экстренных служб.

Детальная информация видна на видео:

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector