Несчастные случаи и ЧС в учреждениях, где обучаются и проживают дети, относятся к категории наиболее опасных. Организовать ребят, не допустить панику, никого не потерять в суматохе – задача не из простых. План действия администрации и работников школы в случае пожара должен быть проработан заранее.
В статье подробно разберем порядок действий персонала в случае возникновения пожара в школе, правила первой помощи пострадавшим и алгоритм эвакуации из опасной зоны.
- Основные причины пожара в школе
- Статистика пожаров в школах России
- Действия персонала при ЧС
- Вызов пожарных
- Куда звонить
- Что говорить
- Объявление об эвакуации в здании
- Вывод детей и взрослых
- Что делать, если возможности выхода нет
- Тушение огня своими силами
- Правила оказания первой помощи пострадавшим
- Профилактика пожаров
- Пожарная безопасность в школе
- Кто и за что несет ответственность
- Выводы
Основные причины пожара в школе
По статданным, представленным Министерством чрезвычайных ситуаций, причин, ведущих к возгораниям и человеческим жертвам в учебных заведениях, несколько:
- нет автоматизированной системы тушения пожаров;
- неотработанный порядок действий в случае возникновения пожаров и ЧС в образовательных учреждениях;
- неисправные электрические сети и электроприборы;
- поджоги;
- баловство школьников с огнем.
Статистика пожаров в школах России
По официальным данным, за последние шесть лет количество возгораний в школах увеличилось на двадцать процентов.
В сентябре 2019 года Министерство чрезвычайных ситуаций рассказало о неутешительной статистике: за девять месяцев в стране произошло 180 пожаров. Причины ЧС остаются неизменными.
Детальная информация видна на видео:
Действия персонала при ЧС
Порядок действий при пожаре в школе выглядит так:
- Оповещаем о случившемся экстренные службы.
- Начинаем плановую эвакуацию детей.
- Пытаемся потушить пламя самостоятельно.
Это основные действия при пожаре в школе. Давайте рассмотрим подробнее каждый пункт.
Вызов пожарных
Это самое первое действие. Даже при правильной эвакуации и принятии необходи-мых мер рисковать жизнями детей нельзя. С огнем и его последствиями должны работать профессионалы.
Куда звонить
Оповещают о возгорании две службы:
- Первая – пожарная охрана. Единый номер 101. Дозвониться до диспетчера можно как со стационарного телефона, так и с мобильного, звонок будет бесплатным.
- Вторая – единая система 112. В этом случае вы попадете к оператору, который сам направит на место ЧП необходимые экстренные службы.
Важно! Эти комбинации должны знать не только взрослые. Для каждого ребенка делают памятку с телефонами всех экстренных служб.
Что говорить
Принявшему вызов диспетчеру сообщите следующую информацию:
- точный адрес, по которому произошло возгорание;
- тип объекта (в нашем случае – школа);
- обозначьте, что горит (кровля, забор, отдельный кабинет, целый этаж);
- ответьте на уточняющие вопросы диспетчера (об этажности объекта, не перекрыты ли подъездные пути);
- назовите себя (имя, фамилия, контактный номер).
Детальная информация видна на видео:
Объявление об эвакуации в здании
Инструкция о порядке действия персонала при пожаре в школе гласит: дежурные и учителя не должны способствовать развитию паники. Фразы «Горим» и «Пожар» исключены.
Если в здании нет автоматизированной системы извещения, то даются два длинных и один короткий звонок. При наличии голосовых оповещений и громкой связи сообщается о необходимости покинуть здание.
Вывод детей и взрослых
Правила поведения при пожарах и ЧС в школах отрабатываются во время учений. В каждом общеобразовательном учреждении есть схема эвакуации, которой нужно придерживаться при выводе людей из здания.
Алгоритм действий выглядит так:
- В каждом классе эвакуацией руководит учитель, во время занятий которого произошла ЧС.
- Детей нужно построить парами (это позволит школьникам не потеряться во время выхода).
- Педагог объясняет, что портфели и сумки нужно оставить, сам берет классный журнал. Учетная документация понадобится для пересчета детей.
- Учитель раздает средства индивидуальной защиты (если они есть) или смачивает водой ткань. Объясняет, что дышать нужно через нее.
- После педагог встает в начало колонны. Замыкают цепочку физически развитые ребята.
- Продвижение к выходу должно быть быстрым, но переходить на бег нельзя.
- В случае значительных задымлений колоннам нужно пригнуться.
- Допускается вывод детей в незадымленный кабинет с дальнейшей эвакуацией на улицу.
- По пути следования колонны нужно просмотреть помещения. В них могут прятаться дети.
- После выхода на улицу ребят пересчитывают. Перекличка осуществляется по спискам из классных журналов.
Важно помнить, что в больших школах нужно соблюдать последователь-ность эвакуации. Первыми из здания выходят те ученики, которые находятся в наиболее опасной для жизни зоне.
В холодное время года учащихся обязательно размещают в близлежащих безопасных, теплых зданиях.
Детальная информация видна на видео:
Что делать, если возможности выхода нет
В некоторых ситуациях огонь может отрезать пути выхода из здания. Проводить детей вблизи открытого пламени опасно.
Действовать в этом случае нужно так:
- Заходим в незадымленные классные или подсобные комнаты.
- Закрываем двери, щели прикрываем смоченной тканью. Если в комнате есть вентиляционные отверстия, завешиваем тканью и их.
- Нельзя открывать окна. Это усилит задымление.
- При проникновении дыма нужно дышать через смоченную водой ткань и не вставать в полный рост.
Ответственный учитель предотвращает панику. По регламенту пожарные бригады приезжают в течение максимум десяти минут. Первым делом сотрудники МЧС извлекают из здания отрезанных огнем людей. Как только вы услышите звук пожарной сирены, открывайте окно, привлекайте внимание спасателей.
При применении батутов и спасательных тентов объясните детям, что при прыжке нужно сгруппироваться.
Тушение огня своими силами
Что делать, если в школе произошел незначи-тельный пожар? Попробовать потушить его самостоятельно.
Это оправдано исключительно при небольших возгораниях:
- на борьбу с огнем можно направить огнетушители, которыми должны быть оборудованы школы;
- бороться с пламенем разрешается с помощью инструментов пожарного щита (ведер для воды, песка).
Помните, что самостоятельно заходить в сильно задымленные помещения запрещается.
Правила оказания первой помощи пострадавшим
Какой бы организованной ни была эвакуация, дети могут толкать друг друга.
Без травм обходится редко, первую помощь пострадавшим желательно оказать сразу:
- При подозрениях на переломы, трещины поврежденную конечность обездвиживают, накладывают тугую повязку и шину.
- Ожоги нельзя смазывать маслом, кремом. Тело промывают холодной водой, накрывают стерильной повязкой. Пострадавшему дают принять обезболивающую таблетку. Не пытайтесь снять с места ожога одежду! Это могут делать только медработники.
- Если человек надышался продуктами горения, находится без сознания, нужно освободить от одежды шею (расстегнуть пуговицы, снять галстук, платок), дать понюхать ватку с нашатырным спиртом. После напоить пострадавшего крепким чаем или кофе.
Профилактика пожаров
Избежать опасных для жизни и здоровья ситуаций помогает профилактическая работа. Она должна быть постоянной. Профилактика – это комплекс мероприятий. Среди них – пожарные учения, контроль за стабильной работой электропроводки и электроприборов, корректная работа пожарной сигнализации и систем оповещения.
Пожарная безопасность в школе
Под это понятие подпадают следующие пункты:
- приобретение учебным учреждением первичных средств пожаротушения (огнетушитель, песок);
- установка сигнализации, тревожной системы (автоматизированная система оповещения);
- разработка стендов с правилами действий при ЧС;
- свободные запасные входы и выходы;
- мониторинг за исправностью электросетей и незамедлительное устранение неполадок;
- утверждение планов эвакуации;
- назначение ответственных за эвакуацию, разграничение обязанностей;
- проведение занятий по пожарной безопасности (ПБ) с учениками, лекций по ПБ для учителей.
Кто и за что несет ответственность
За обеспечение и организацию ПБ отвечает глава образовательного учреждения – то есть директор. Во время ЧС он и его заместители проверяют факт вызова экстренных служб.
Директор должен лично встретить спасателей, рассказать о планировке школы, организовать посписочную поверку учащихся. Также руководитель заботится о выносе ценных вещей из здания.
Педагог в случае пожара организует эвакуацию отдельно взятого класса. Он строит детей в колонну, ведет ее к выходу. После проверяет количество учеников по классному журналу.
Служба охраны также участвует в эвакуации: дает команды учителям, выносит из помещений маленьких детей.
Выводы
Количество пожаров в школах России увеличивается. Для сокращения тревожной статистики в образовательных учреждениях нужно соблюдать правила ПБ, устанавливать сигналы тревоги, проводить регулярные учения с персоналом и учащимися.
При пожаре организовывают эвакуацию детей. В ней участвуют директор, охрана и учителя. Детей строят парами в колонну. Вначале идет педагог, замыкают ряд физически крепкие парни. При выходе на улицу школьников обязательно пересчитывают.
Порой возникают ситуации, когда вывести детей из здания нельзя. В этом случае ищем незадымленное помещение, закрываемся в нем, дышим через мокрые повязки и ждем помощи.
Объясняем детям, что геройствовать и тушить пламя самостоятельно запрещается. Этим занимаются профессионалы.
Для предотвращения ЧС уполномоченные лица обязаны следить за исправностью электропроводок, электроприборов. Особое внимание нужно уделить специали-зированным кабинетам (лабораториям, классам химии, физики). Все неисправности в срочном порядке устраняются.
Каждый ребенок снабжается памяткой с номерами экстренных служб.
Детальная информация видна на видео: