Аудит пожарной безопасности

Независимая оценка пожарного риска для объектов различного назначения – что это такое и зачем проводится? Кто может проводить такой аудит. Какие требования предъявляются компании и специалистам. Документы, регламентирующие этот вид деятельности. От чего зависит стоимость экспертизы.

Соблюдение правил пожарной безопасности (ПБ) – одно из основных требований к владельцу любого объекта. Государственные структуры постоянно контролируют этот вопрос.

Можно ли оспорить заключение инспектора, каким образом? Кто может осуществлять независимую оценку?

Аудит пожарной безопасности

Это комплекс мероприятий, проводимых негосударственной структурой, рассчитывающий и определяющий соответствие объекта стандартам ПБ.

Законодательство

Ответственность специалистов за результат работы очень велика. От правильности независимой оценки рисков пожарной безопасности (НОР ПБ) зависит сохранность имущества, здоровье и жизнь людей.

Поэтому Правительство постоянно усиливает контроль за всеми процессами, так или иначе влияющими на соблюдение правил ПБ, корректируя Федеральные законы.

Аудит пожарной безопасностиОсновные положения, регламентирующие НОР ПБ, прописаны в ФЗ:

  • №123-ФЗ от 22.07.2008 г., в котором устанавливается техрегламент соблюдения требований ПБ;
  • №69-ФЗ от 21.12.1994 г., описывающий социальные, правовые и экономические основы ПБ;
  • №190-ФЗ от 29.12.2004 г., в пятнадцатой статье которого указаны разъяснения норм по ПБ при градостроительной деятельности.

Все эти документы бесплатно можно скачать в интернете с правками на 2019 год.

Нормативная база

ФЗ дают только общие понятия.

Как конкретно производится оценка пожарного риска, методики расчета, уполномоченные организации и лица определяются подзаконными актами:

  • Постановление №304 (07.04.2009) утверждает правила аудита объектов защиты на предмет соответствия требованиям ПБ.
  • Приказ МЧС №710 (28.11.2011) вводит административный регламент МЧС по согласованию специальных технических условий для объектов, которых нет в других нормативных актах и документах по ПБ. Описывает комплекс оргмероприятий и технического оснащения.
  • Приказ МЧС №91 (24.02.2009) согласует форму и порядок регистрации декларации ПБ.
  • Приказ МЧС №644 (30.11.2016) утверждает регламент МЧС по надзору за выполнением требований ПБ.
  • Приказ МЧС №382 (30.06.2009), предлагающий методики расчета рисков ПБ для зданий и сооружений.
  • Приказ МЧС №404 (10.07.2009), описывающий способы определения величин для установления уровня опасности возгораний на производственных объектах.
  • Приказ Ростехнадзора №291 (23.06.2019): проведение расчетов для электроэнергетики, электросетевого хозяйства.
  • Приказ Минстроя России от 10 апреля 2017 года №699/ПР (10.04.2017): методики определения пожарных рисков для предприятий, имеющих СРО для проектирования, строительства и реконструкции нестандартных объектов.
  • Постановление №87 (16.02.08) регламентирует содержание и состав разделов проектной документации, их соответствия ГОСТ.
  • Приказ Минрегиона №624 (30.12.2009), вводящий перечень видов работ по инженерным изысканиям, подготовке документации для строительства, ремонта, реконструкции сооружений, с точки зрения безопасности объектов.

Предназначение и цели

В первую очередь пожарный аудит необходим для получения точной информации о реальном состоянии ПБ объекта.

Во-вторых, для приобретения заключения МЧС. Оно требуется при открытии медицинских или образовательных учреждений, предприятий по производству, хранению и продаже алкогольной продукции. При наличии заключения НОР ПБ дополнительная проверка госорганов не проводится.

В-третьих, проведение оценки пожарного риска независимой компанией позволяет избежать попадания в график проверок Госпожнадзора.

В-четвертых, даже если предприятие уже включено в план, то государственный аудит проводится по упрощенной схеме.

В-пятых, НОР ПБ позволяет «легализовать» найденные нарушения. Если для недостатка, замеченного инспектором, рассчитан пожарный риск, и он не превышает допустимого значения, его можно не устранять.

И последнее, независимый расчет пожарных рисков зданий может снизить их величину, в результате чего уменьшится сумма обязательного страхования объекта.

Аудиторы

Федеральный закон №69 определяет специалиста, который может провести расчеты ПБ как индивидуально аттестованное МЧС должностное лицо, обладающее знаниями в области ПБ, требующимися для проведения НОР. Полномочия на подписание итогового заключения должны быть подтверждены документами.

Правила аттестации прописаны в Постановлении №602 (26.05.2018 г.). Экзамены проводятся в территориальных подразделениях МЧС.

Требования, предъявляемые к специалисту для подтверждения квалификации:

  • наличие диплома вуза или колледжа по специальности ПБ;
  • стаж работы по профилю не менее пяти лет;
  • владение методами расчета оценки пожарного риска;
  • находится на должности специалиста с правом подписи заключений в организации, имеющей лицензию на проведение аудита пожарной безопасности с соответствующим ЕГРЮЛ и ОКВЭД.

Группы объектов

Как проводится аудит пожарной безопасности
Проведение оценки пожарного риска.

Каждому сооружению, системе зданий присваивается определенная категория пожарного риска.

Отнесение их к той или иной группе зависит от тяжести возможных последствий возгораний и описывается в постановлении Правительства №1303 (09.10.2019 г.).

Рассмотрим периодичность контроля объектов во взаимосвязи с их классификацией по пожарной опасности.

Класс рискаУчрежденияЧастота проверки
1 чрезвычайно высокий
  • Для обитания людей с ограниченными возможностями, пожилых, детей, более десяти человек;
  • ясли, сады и другие дошкольные учреждения (свыше 10 человек);
  • лагеря отдыха детей и подростков с ночным пребыванием;
  • специальные мобилизационные объекты федеральных структур.
Раз в год
2 высокий
  • Школьного, среднего специального образования;
  • медицинские стационары;
  • предназначенные для одновременного нахождения 5 тыс. человек и более (кроме ТС);
  • принадлежащие минобороны, армии, нацгвардии по оказанию медуслуг.
Каждые 2 года
3 значительный
  • Медицинского и социального назначения, за исключением перечисленных в предыдущей категории;
  • значимые для нацбезопасности страны;
  • культурного наследия, некоммерческих организаций;
  • для проживания или временного пребывания свыше 1 тыс. человек одновременно;
  • высотой более 50 метров (кроме жилых домов);
  • профобразования, общежития;
  • высокой пожароопасности;
  • для хранения материальных ценностей, архивов, книгохранилища;
  • таможенные пункты;
  • штабы родов войск и нацгвардии;
  • театральные и киноплощадки;
  • жилые дома высотой более 75 м;
  • вокзалы, аэропорты;
  • транспортные тоннели;
  • ФСИН.
Раз в 3 года
4 средний
  • Жилые дома и другие сооружения высотой более 28 м;
  • пожароопасные;
  • наружное оборудование с повышенной взрывопожароопасностью;
  • автовокзалы;
  • дипмиссии РФ.
Раз в 5 лет
5 умеренный
  • Гражданские объекты для постоянного нахождения более 50 человек, кроме жилых домов;
  • наружные установки, исключая перечисленные ранее.
Каждые 6 лет
6 низкий
  • Иные объекты, не отнесенные к предыдущим категориям.
Не нужны

Порядок проведения оценки пожарного риска

Аудит проводится на основании нормативных положений и методик расчета, которые берутся из приказов министерств и ведомств в соответствии с направлением работы учреждения.

Ознакомиться с этим порядком.

Общие положения

Правила проведения аудита пожарной безопасностиДля проведения НОР ПБ приглашается аккредитованная в МЧС организация. С ней заключается договор, в котором обязательно должна быть программа проведения оценки рисков, описан состав экспертов и их квалификация, срок исполнения обязательств.

После выполнения мероприятий на объекте производится расчет параметров, оформляется итоговый документ, и выдается официальное заключение.

Этапы аудита

Процедуру экспертизы можно разделить на ряд отдельных шагов:

  • изучение и анализ необходимых документов по ПБ предприятия;
  • физическое обследование территории учреждения, проверка эвакуационных путей, противопожарных систем безопасности, наличия и достаточности запасных выходов;
  • отслеживание пожароопасных мест;
  • осуществление расчетов в случаях, предусмотренных приказами и распоряжениями МЧС, проведение испытаний;
  • подготовка отчета по НОР ПБ, включающего в себя рекомендации по улучшению ситуации с ПБ на объекте.

Требования к компетентности аудитора

К проведению независимой оценки рисков допускаются специалисты, аккредито-ванные в МЧС и получившие соответствующие сертификаты и лицензию.

Проверить полномочия аудитора можно в реестре национального союза предприятий по обеспечению ПБ.

Оформление результатов

Итоговый документ формируется в виде прошитого и пронумерованного журнала, заверенного печатью аудиторской организации, подписями экспертов и руково-дителя.

На титульном листе обязательно указание реквизитов проверяемого объекта и компании, производившей работы.

Содержание документа включает в себя:

  • метод оценки, который был использован в данном случае, и обоснование его применения;
  • текстовое описание, схемы и чертежи объекта проверки;
  • система построения модели, выбор сценария пожара для проведения вычислений;
  • список выполненных работ с результатами;
  • расчет рисков, варианты развития возгорания, пути распространения;
  • определение времени, необходимого на эвакуацию людей из помещений в момент пиковой нагрузки здания;
  • перечень экспертов, производивших работы, их квалификация;
  • выводы и рекомендации по улучшению системы ПБ объекта;
  • список используемых в работе параграфов и статей нормативных актов, методик, законов.

Преимущества аудита

Во-первых, независимая оценка рисков по ПБ позволяет освободить объект от плановых проверок Госпожнадзора на 3 года.

Во-вторых, появляется возможность отступления от требований нормативных документов по ПБ, если расчет показывает риск в местах несоответствия параметров в пределах допустимой нормы. Особенно важно это в тех случаях, когда есть неустра-нимые конструктивные препятствия, например, для создания дополнительного выхода.

Пример. Инспектор ставит задачу организовать запасной проход в помещении. Расчет показал, что с учетом количества людей, ширины коридора и наличия системы дымоудаления риск по ПБ находится в допустимых пределах. Ссылаясь на НОР ПБ, собственник имеет право не предпринимать действий по организации дополнительного проема.

В-третьих, есть возможность понижения уровня пожарного риска, что позволит оптимизировать расходы на обязательное страхование объекта.

Где заказать независимую оценку

Каждая компания, проводящая аудит ПБ, имеет свой сайт в интернете. Онлайн можно выбрать фирму, удобно расположенную территориально. Главное – не забыть проверить аккредитацию предприятия и специалистов в МЧС.

Нелишним будет попросить образец заключения по НОР ПБ и изучить его.

При необходимости проведения спецаудита стоит обратиться в территориальное отделение пожарной охраны, у них есть данные по всем аудиторским компаниям округа.

Стоимость экспертизы

Законодательные акты для проведения аудита пожарной безопасностиЦена проведения мероприятий по аудиту пожарных рисков зависит от нескольких параметров:

  • площади проверяемого объекта;
  • количества и пожароопасности оборудования, материалов, используемых в процессе производства или хранящихся на нем;
  • качества систем дымо- и газоудаления, оповещения, пожаротушения;
  • конструктивных особенностей строения.

Также, изучая величину оплаты, оценивайте опыт работы аудиторской компании, квалификацию экспертов, количество взысканий, наложенных на организацию из-за ошибок в заключениях, и многие другие параметры.

Часто присутствует соблазн выбрать компанию с невысокой стоимостью услуг. При этом надо понимать, что при обнаружении ошибок в оформлении отчета или в вычислениях все работы придется переделывать. К тому же неопытный специалист может упустить из виду некоторые моменты организации ПБ, что приведет к увеличению убытков в случае возникновения нештатной ситуации, гибели людей.

Детальная информация видна на видео:

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector