Аудит пожарной безопасности

Независимая оценка пожарного риска для объектов различного назначения – что это такое и зачем проводится? Кто может проводить такой аудит. Какие требования предъявляются компании и специалистам. Документы, регламентирующие этот вид деятельности. От чего зависит стоимость экспертизы.

Соблюдение правил пожарной безопасности (ПБ) является одним из основных требований к владельцу любого объекта. Государственные органы постоянно контролируют этот вопрос: разрабатываются новые законы о мерах противопожарной защиты, проводятся проверки на техническое соответствие объектов пожарным требования.

Можно ли оспорить решение инспектора, каким образом? Кто может делать независимую оценку рисков пожарной безопасности? С какими проблемами можно столкнуться?

Аудит пожарной безопасности

Это комплекс мероприятий по расчету пожарных рисков, проводимых негосударственной структурой, направленный на определение технического соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.

Законодательство

Ответственность специалистов за результат расчетов пожарных рисков очень велика. От правильности независимой оценки существующих рисков пожарной безопасности (НОР ПБ) зависит сохранность имущества, здоровье и жизнь людей.

Поэтому Правительство постоянно усиливает контроль за всеми мероприятиями, так или иначе влияющими на соблюдение правил пожарной безопасности, корректируя Федеральные законы.

Аудит пожарной безопасностиОсновные положения, регламентирующие расчет рисков ПБ, прописаны в указанных ниже ФЗ:

  • №123-ФЗ от 22.07.2008 г., в котором установлен технический регламент соблюдения требований пожарной безопасности;
  • №69-ФЗ от 21.12.1994 г., описывающий социальные, правовые и экономические основы пожарной безопасности;
  • №190-ФЗ от 29.12.2004 г., в пятнадцатой статье которого указаны разъяснения норм по пожарной безопасности при градостроительной деятельности.

Все эти документы бесплатно можно скачать в интернете с правками на 2019 год.

Нормативная база

ФЗ дают только общие понятия обеспечения противопожарной защиты.

Как конкретно производится оценка пожарного риска, методики расчета, уполномоченные организации и лица определяются подзаконными актами:

  • Постановление №304 (07.04.2009) утверждает правила мероприятий по оценке объектов защиты на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности.
  • Приказ МЧС №710 (28.11.2011) вводит административный регламент по согласованию специальных технических условий (СТУ) для объектов, которых нет в других нормативных актах и документах по пожарной безопасности. Описывает комплекс мероприятий и технического оснащения.
  • Приказ №91 (24.02.2009) согласует форму и порядок регистрации декларации пожарной безопасности.
  • Приказ №644 (30.11.2016) утверждает регламент МЧС по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.
  • Приказ №382 (30.06.2009), предлагающий методики расчета рисков пожарной безопасности для зданий и сооружений.
  • Приказ №404 (10.07.2009), описывающий способы определения величин для установления уровня пожарной опасности на производственных объектах.
  • Приказ Ростехнадзора №291 (23.06.2019): проведение расчетов для электроэнергетики, электросетевого хозяйства.
  • Приказ Минстроя России от 10 апреля 2017 года №699/ПР (10.04.2017): методики определения пожарных рисков для предприятий, имеющих СРО для разработки проектов, строительства и реконструкции нестандартных объектов.
  • Постановление №87 (16.02.08) регламентирует содержание и состав разделов проектной документации, их соответствия ГОСТ.
  • Приказ Минрегиона №624 (30.12.2009), вводящий перечень работ по инженерным изысканиям, разработке документации для строительства, монтажа, ремонта, реконструкции сооружений, с точки зрения пожарной безопасности объектов.

Предназначение и цели

В первую очередь оценка пожарных рисков необходима для того, чтобы получить полную картину о реальном состоянии и техническом соответствии здания требованиям пожарной безопасности.

Во-вторых, расчет пожарных рисков нужен для того, чтобы получить заключение МЧС. Оно требуется при открытии медицинских или образовательных учреждений, предприятий по производству, хранению и продаже алкогольной продукции. При наличии заключения оценки рисков пожарной безопасности дополнительная проверка госорганов не проводится.

В-третьих, с помощью оценки пожарного риска независимой компанией можно избежать попадания в график проверок Госпожнадзора.

В-четвертых, даже если предприятие уже включено в план, то государственный расчет пожарных рисков проводится по упрощенной схеме.

В-пятых, оценка пожарных рисков позволяет «легализовать» выявленные нарушения. Если для недостатка, замеченного инспектором, рассчитан пожарный риск, и он не превышает допустимого значения, можно не заниматься его устранением.

И последнее, независимый расчет пожарных рисков зданий может снизить их величину, в результате чего уменьшатся затраты на обязательное страхованиа объекта.

Аудиторы

Федеральный закон №69 определяет специалиста, который может провести расчеты пожарной безопасности как индивидуально аттестованное МЧС должностное лицо, обладающее знаниями в области пожарной безопасности, требующимися для проведения НОР. Полномочия на подписание итогового заключения должны быть подтверждены документами.

Правила аттестации прописаны в Постановлении №602 (26.05.2018 г.). Экзамены проводятся в территориальных подразделениях МЧС.

Требования, предъявляемые к специалисту для подтверждения квалификации:

  • наличие диплома вуза или колледжа по специальности пожарная безопасность;
  • стаж работы по профилю не менее пяти лет;
  • владение методами расчета и оценки пожарного риска;
  • находится на должности специалиста с правом подписи заключений в организации, имеющей лицензию на проведение оценки пожарной безопасности с соответствующим ЕГРЮЛ и ОКВЭД.

Группы объектов

Как проводится аудит пожарной безопасности
Проведение оценки пожарного риска.

Каждому сооружению, системе зданий присваивается определенная категория пожарного риска.

Отнесение их к той или иной группе зависит от тяжести возможных последствий возгораний и описывается в постановлении Правительства №1303 (09.10.2019 г.).

Рассмотрим периодичность контроля зданий во взаимосвязи с их классификацией по пожарной опасности.

Класс рискаУчрежденияЧастота проверки
1 чрезвычайно высокий риск
  • Для обитания людей с ограниченными возможностями, пожилых, детей, более десяти человек;
  • ясли, сады и другие дошкольные учреждения (свыше 10 человек);
  • лагеря отдыха детей и подростков с ночным пребыванием;
  • специальные мобилизационные объекты федеральных структур.
Раз в год
2 высокий риск
  • Школьного, среднего специального образования;
  • медицинские стационары;
  • предназначенные для одновременного нахождения 5 тыс. человек и более (кроме ТС);
  • принадлежащие минобороны, армии, нацгвардии по оказанию медуслуг.
Каждые 2 года
3 значительный риск
  • Медицинского и социального назначения, за исключением перечисленных в предыдущей категории;
  • значимые для нацбезопасности страны;
  • культурного наследия, некоммерческих организаций;
  • для проживания или временного пребывания свыше 1 тыс. человек одновременно;
  • высотой более 50 метров (кроме жилых домов);
  • профобразования, общежития;
  • высокой пожароопасности;
  • для хранения материальных ценностей, архивов, книгохранилища;
  • таможенные пункты;
  • штабы родов войск и нацгвардии;
  • театральные и киноплощадки;
  • жилые дома высотой более 75 м;
  • вокзалы, аэропорты;
  • транспортные тоннели;
  • ФСИН.
Раз в 3 года
4 средний риск
  • Жилые дома и другие сооружения высотой более 28 м;
  • пожароопасные;
  • наружное оборудование с повышенной взрывопожароопасностью;
  • автовокзалы;
  • дипмиссии РФ.
Раз в 5 лет
5 умеренный риск
  • Гражданские объекты для постоянного нахождения более 50 человек, кроме жилых домов;
  • наружные установки, исключая перечисленные ранее.
Каждые 6 лет
6 низкий риск
  • Иные объекты, не отнесенные к предыдущим категориям.
Не нужно

Порядок проведения оценки пожарного риска

Оценка пожарного риска проводится на основании нормативных положений и расчетных методик, которые берутся из предписаний министерств и ведомств в соответствии с направлением работы учреждения.

Ознакомиться с этим порядком.

Общие положения

Правила проведения аудита пожарной безопасностиДля проведения расчета рисков ПБ приглашается аккредитованная организация. С ней заключается договор, в котором обязательно должна быть программа проведения экспертной оценки рисков, описан состав экспертов и их квалификация, срок выполнения услуг.

После выполнения мероприятий на объекте производится расчет параметров, оформляется итоговый документ, и выдается официальное заключение.

Этапы оценки пожарных рисков

Расчет рисков противопожарной защиты можно разделить на ряд отдельных шагов:

  • изучение и анализ необходимых документов по пожарной безопасности здания;
  • физическое обследование территории учреждения, проверка эвакуационных путей, противопожарных систем безопасности, наличия достаточного числа или отсутствия запасных выходов;
  • отслеживание опасных мест;
  • осуществление расчетов в случаях, предусмотренных приказами и распоряжениями МЧС по противопожарной защите, проведение испытаний;
  • разработка отчета по НОР ПБ, включающего в себя рекомендации по улучшению ситуации с пожарной безопасностью на объекте.

Требования к компетентности аудитора

К проведению независимой оценки рисков противопожарной защиты допускаются специалисты, аккредито-ванные в МЧС и получившие сертификаты соответствия и лицензию.

Проверить полномочия аудитора можно в реестре национального союза предприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Оформление результатов расчета

Итоговый документ формируется в форме прошитого и пронумерованного журнала, заверенного печатью аудиторской организации, подписями экспертов и руково-дителя.

На титульном листе обязательно указание реквизитов проверяемого объекта и компании, производившей работы.

Содержание документа включает в себя:

  • метод оценки рисков пожарной безопасности, который был использован в данном случае (нужно обосновать его применение);
  • текстовое описание мероприятий, расчеты, схемы и чертежи объекта проверки;
  • система построения модели, выбор сценария пожара для проведения расчета;
  • список выполненных работ с результатами;
  • расчет пожарных рисков, варианты развития возгорания, пути распространения в здании;
  • определение времени, необходимого на пожарную эвакуацию людей из помещений в момент пиковой нагрузки здания;
  • перечень экспертов, производивших работы, их квалификация;
  • выводы и рекомендации по улучшению системы пожарной безопасности объекта и по тому, как устранить нарушения;
  • список используемых в работе параграфов и статей нормативных актов, методик, законов.

Преимущества аудита

Во-первых, независимая оценка рисков по пожарной безопасности позволяет освободить заказчика от плановых проверок Госпожнадзора на 3 года.

Во-вторых, появляется возможность отступления от требований нормативных документов по пожарной безопасности, если расчет показывает риск в местах несоответствия параметров в пределах допустимой нормы. Особенно важно это в тех случаях, когда есть неустра-нимые конструктивные препятствия, например, для создания дополнительного выхода.

Пример. Инспектор ставит задачу организовать запасной проход в помещении. Расчет показал, что с учетом количества людей, ширины коридора и лестничных маршей и наличия противопожарной системы дымоудаления риск по пожарной безопасности находится в допустимых пределах. Ссылаясь на НОР ПБ, собственник имеет право не предпринимать действий по организации дополнительного проема.

В-третьих, есть возможность снижения уровня пожарного риска, что позволит оптимизировать расходы на обязательное страхование объекта.

Где заказать независимую оценку

Каждая компания, предоставляющая услуги по оценке пожарной безопасности и пожарных рисков, имеет свой сайт в интернете. Онлайн можно выбрать фирму, удобно расположенную территориально. Главное, перед заказом услуги не забыть проверить аккредитацию предприятия и специалистов в МЧС. Если есть возможность, лучше для начала заказать бесплатную консультацию, которые часто дают компани особенно в Москве и других крупных городах.

Нелишним будет попросить образец заключения по расчету рисков ПБ и изучить его.

При необходимости проведения спецаудита стоит самостоятельно обратиться в территориальное отделение пожарной охраны, у них можно узнать телефоны и контакты всех аудиторских центров округа.

Стоимость оценки

Законодательные акты для проведения аудита пожарной безопасностиЦена проведения мероприятий по расчету пожарных рисков зависит от нескольких исходных факторов:

  • площади проверяемого объекта;
  • характера использования объекта;
  • количества и пожароопасности оборудования, материалов, используемых в рамках производства или хранящихся на нем;
  • качества систем дымо- и газоудаления, оповещения, пожаротушения;
  • технических особенностей здания.

Также, изучая величину оплаты, оценивайте опыт работы аудиторской компании, профессиональную квалификацию экспертов, количество взысканий, наложенных на организацию из-за ошибок в заключениях, и многие другие параметры.

Часто присутствует соблазн выбрать компанию, предоставляющую наименее дорогостоящие услуги. При этом следует понимать, что при обнаружении ошибок в части разработки отчета или в расчетах все мероприятия будет необходимо проводить заново. К тому же неопытный специалист может упустить некоторые проблемы в организации пожарной безопасности, что приведет к увеличению убытков в случае возникновения нештатной ситуации, гибели людей.

Детальная информация видна на видео:

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector