Разновидности судовых систем пожаротушения

Пожарная безопасность распространяется не только на береговые объекты, но и на водный транспорт. Суда в зависимости от их назначения и вида оборудуются различными установками пожаротушения.

Судовые системы пожаротушения

Морские и речные суда представляют собой места повышенной пожарной опасности. Пассажирские пароходы и паромы опасны большим скоплением людей в тесных помещениях, корабли типа «карго» осуществляют перевозку контейнеров, иногда с опасным содержимым, а нефтеналивные танкеры несут в себе угрозу воспламенения и взрыва.

Несмотря на обилие воды за бортом судна, потушить пожар может быть нелегко: вода не подходит для тушения некоторых классов возгораний. На происшествие в открытом море можно вызвать спецтехнику, но ей понадобится время, чтобы добраться до места катастрофы.

При трансатлантическом переходе пожар на круизном лайнере может начаться посередине океана. Суда планируют свои маршруты так, чтобы максимально сократить расстояние между локацией корабля и ближайшим берегом. Этот прием в некотором смысле помогает сократить время прибытия помощи, но при отсутствии каких-либо действий судно может не дождаться спасателей.

Обычно корабль оснащается первичными средствами пожаротушения, в числе которых наиболее часто используются:

  • огнетушители с разным веществом;
  • пожарные покрывала;
  • маски-самоспасатели;
  • пожарные краны.

Помимо первичных средств, на судне устанавливается организованная система пожаротушения.

Что это

Судовая система пожаротушения – это основной инструмент борьбы с огнем на борту. Именно установка срабатывает первой, а уже потом к месту происшествия прибывает экипаж судна. Система может быть представлена несколькими устройствами:

  1. Комплекс разветвленных магистралей с насадками на местах выхода вещества. К таким установкам относят водяные и пенные устройства, реже – газовые. При пожаре средство поступает через насадки в пораженную зону.
  2. Модули. Представляют собой автономно работающие устройства, срабатывающие при повышении температуры в помещении или задымлении воздуха. К ним также относятся самосрабатывающие статичные огнетушители.
  3. Дымодетекторы. Датчики, улавливающие продукты горения в воздухе и передающие сигнал на капитанский мостик.
  4. Системы сигнализации.

На заметку. Установками пожаротушения должны быть снабжены все суда. Систему планируют еще на этапе проекта корабля, в судостроительной компании. Все устройства могут работать как автоматически, так и по ручному запуску.

Назначение

Главная особенность возгорания на борту судна в его удаленности от берега. Специальным пожарным кораблям нужно время, чтобы добраться до очага возгорания. В таком случае, как говорят, спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Системы пожаротушения на судах используют в следующих целях:

  • быстрая локализация и тушение пожара;
  • если ликвидация возгорания невозможна – сдерживание огня до полной эвакуации людей или прибытия специалистов;
  • спасение человеческих жизней и по возможности имущества.

Основные требования

В своде морских законов СОЛАС-74 прописана необходимость систем пожаротушения на всех морских и речных судах. Любая установка должна отвечать требованиям. Необходимо, чтобы:

  • вещество подходило для тушения предполагаемых классов пожара в помещении;
  • количество средства было рассчитано с запасом для ликвидации возможного возгорания.
  • показатели выхода вещества также учитывались в расчете.

Закон РФ регламентирует места на судне, которые следует защищать системами пожаротушения:

  • места общего назначения для экипажа и пассажиров;
  • вентиляционные системы в помещениях с оборудованием;
  • места хранения ЛВЖ и газов;
  • машинные отделения, генераторные, щиты распределения, котельные и насосные помещения;
  • места хранения цистерн с маслом и топливом.

Классы пожаров на судне

Категории возгораний определяются по виду горящего материала. Официальной классификацией приняты следующие виды пожаров:

  1. А – твердые материалы. Делятся на волокнистые и сыпучие. К этой категории также относятся вещества в твердом агрегатном состоянии, которые плавятся под воздействием температур, например, пластмассы. На борту из таких материалов чаще всего встречается мебель и личные вещи экипажа и пассажиров.
  2. В – горючие жидкости. К этой категории относят ЛВЖ, нефтепродукты, смазочные материалы и жиры для приготовления пищи. Пожары класса В грозят не только танкерам – на кухне любого судна может загореться масло.
  3. С – газообразные вещества. Такие возгорания грозят всем судам, использующим сжиженный газ в качестве топлива. Под воздействием высокой температуры вещество может перейти в газообразное агрегатное состояние и спровоцировать взрыв. Чаще всего является следствием пожара, перешедшего в активную стадию.
  4. D – металлы. В первую очередь подразумевается горение металлической стружки и пыли. Однако при активном горении пламя может перейти на тонкие листы алюминия.
  5. Е – оборудование под напряжением. Чаще всего встречается в радиорубках, узлах управления и капитанских мостиках.

Систему и огнетушащее вещество выбирают по составу пожарной нагрузки конкретного помещения судна, проще говоря – по тому, какие материалы находятся на борту.

Пожар на судне

Функция обнаружения пожара

Для своевременного обнаружения возгорания на борту применяются системы сигнализации и оповещения. Такие установки состоят из нескольких элементов:

  • датчиков температуры или дыма;
  • узла управления;
  • оповестительных табло и громкоговорителей.

Часто система оповещения связана с установкой пожаротушения. Работа устройства проста: датчики считывают информацию о температуре и задымлении в помещении, отправляют ее на узел управления. Система сравнивает показатели с номинальными. При превышении параметров срабатывают табло и громкоговорители.

Главная пожарная система судна

Вид главной системы определяется в зависимости от классов возможных возгораний и назначения судна. Несколько примеров:

  1. Для пассажирских пароходов нужно выбирать вещество, безопасное для людей. Хорошо подойдут пена или вода.
  2. Для танкеров лучше планировать систему, использующую состав для тушения горючих жидкостей, то есть пену или порошок.
  3. На борту суден, перевозящих технику или ценности, уместным будет использование углекислоты, так как это вещество не вредит имуществу.

Типы и характеристика других систем

Для различных помещений судна предусматриваются системы с различным веществом по составу пожарной нагрузки.

Система пожаротушения на судне

Водяная

Под водяной системой пожаротушения подразумевают пожарные краны на борту судна. Ими оборудуются коридоры и проходы, пассажирские зоны и зоны экипажа на пароходах. Вода эффективна против возгораний класса А. Допускается применение тонкораспыленной воды при тушении горючих жидкостей (В). Комплекс состоит из следующих элементов:

  • трубопровод;
  • вентиль;
  • пожарный рукав;
  • ствол.

Такая система рассчитана на ручную активацию. Как правило, смотанный пожарный шланг находится в специальном шкафу или подсобке. Человек, обнаруживший возгорание, может начать борьбу с огнем. Для этого нужно:

  1. Открыть шкаф.
  2. Размотать рукав по направлению к очагу возгорания.
  3. Открыть вентиль.
  4. Повернуть насадку в открытое положение.

На заметку. Концентрированная струя воды подходит только для тушения твердых материалов (А).

Спринклерная

Относится к автономным системам пожаротушения. Состоит из нескольких элементов:

  • разветвленная магистраль;
  • насадки-распылители (спринклеры) в местах выхода вещества из труб;
  • термозамки.

Действие системы выглядит следующим образом:

  1. В обычном состоянии вода постоянно находится в трубе под напором, а термозамки на спринклерах закрыты.
  2. При повышении температуры в помещении термозамок-колба на спринклере лопается, открывая распылитель.
  3. Вещество поступает из магистрали в зону поражения. Активируются только те оросители, которые находятся в районе очага горения.

У установки есть несколько положительных качеств:

  • термозамки подбираются под необходимую температуру реакции;
  • при задержке активировать ороситель можно, разбив колбу;
  • низкий расход тушащего вещества из-за выборочной активации распылителей.

Тем не менее у системы есть свои негативные стороны:

  • из-за нахождения воды в трубах использовать установку при низких температурах нельзя;
  • система срабатывает довольно медленно, среднее время активации пускового устройства от 5 до 10 минут;
  • спринклерные системы одноразовы, после первого же использования все сработавшие оросители придется заменить.
Спринклерная система пожаротушения

Дренчерная

Состоит из тех же элементов, что и спринклерная, за двумя небольшими отличиями:

  1. В качестве распылителей используются дренчеры – открытые оросители.
  2. Магистраль чаще всего держат пустой. Допускается подача воды в трубы без напора для более быстрой реакции, но в этом случае дренчеры монтируют головками вверх, чтобы избежать протекания.

Дренчерные системы отличаются от спринклерных в следующих показателях:

  • установка может срабатывать автоматически при наличии дополнительных датчиков, в противном случае происходит ручной запуск;
  • при срабатывании системы вещество подается одновременно через все оросители;
  • скорость срабатывания составляет примерно 5 минут;
  • дренчеры можно применять повторно.

Свой «минус» у системы тоже есть – она использует больше вещества из-за одновременной работы всех оросителей. Однако данное качество можно назвать «плюсом» – именно из-за этой особенности дренчерные установки применяют для создания водной завесы.

Пенная

Тушение пожаров на морских судах чаще всего осуществляется или пеной, или водой. Пена – химическая или механическая – подается к месту возгорания по сухотрубу, как и в случае со спринклерной или дренчерной системой. Это вещество подходит для работы с пожарами классов А, В и С, при этом полностью безопасно для человека.

Часто пенообразователь закачивают в спринклерные магистрали. Из-за безопасности средства его используют в автономном режиме.

Порошковая

Большая часть порошковых составов применяется при возгораниях классов А, В, С и Е. Состав может подаваться по сухотрубам, а может быть представлен в виде модулей пожаротушения. Порошковое вещество универсально в использовании на судне, но опасно для людей. При работе системы загораются предупреждающие табло.

На заметку. Порошковые составы специального назначения используются для тушения металлов (класс D).

Углекислотная

Используется в качестве активного вещества диоксид углерода – газ, быстро охлаждающий окружающую среду и не вредящий имуществу. Установка подходит для тушения пожаров классов А, В, С и Е, но из-за своей способности не вредить имуществу и технике при тушении используется в местах скопления оборудования – радиорубках и капитанских мостиках.

В случае пожара система активируется вручную или автоматически, и углекислота поступает в помещение.

Внимание! Предпочтительнее выбирать ручной пуск установки из-за опасности диоксида углерода для человека. Перед началом работы системы рекомендована полная эвакуация из зоны поражения.

Аэрозольная

Относится к модульным системам. Представляет собой несколько автономно действующих устройств, соединенных в одну сеть. Каждый модуль оснащен встроенным датчиком задымления. Вся система состоит из следующих деталей:

  • генераторы аэрозоля;
  • блок управления;
  • оповестительные табло.

Система действует следующим образом:

  1. Срабатывает детектор задымления, или установка запускается вручную.
  2. Внутри модуля возникает искра, поджигающая аэрозольный заряд, который полностью сгорает, выделяя огнетушащий аэрозоль.
  3. Частицы аэрозоля, попадая в пораженную зону, связывают продукты горения в соединения, прекращая реакцию.

На заметку. Такая установка подходит для тушения пожаров классов А и В. Главный ее недостаток – одноразовость. На борту судна должен быть запас модулей для замены уже использованных.

Аэрозольная система

Система «ЛОХ» для подводных лодок

Система пожаротушения на подводной лодке основана на газе – фреоне. На подлодках используется метод деления судна на отсеки. Газовая среда внутри лодки создается искусственно, поэтому концентрация кислорода в воздухе довольно высока. Хладон при попадании в очаг горения замедляет реакцию за счет связывания продуктов горения со свободными радикалами вещества.

В каждом из отсеков находится ответвление системы ЛОХ, с которой состав можно подать в этот или соседний отсек.

Система «ЛОХ» для подводных лодок

Предупредительные меры

Помимо основных средств защиты от пожара, на борту используются предупредительные меры, к которым относятся:

  • огнеупорные двери и стены;
  • разделение судна на части, каждую из которых можно изолировать в случае пожара;
  • размещение первичных средств пожаротушения;
  • обучение сотрудников мерам пожарной безопасности и борьбе с огнем;
  • патрулирование судна.

Нормы и правила

Все требования к системам пожаротушения на борту собраны в следующих документах:

  1. СОЛАС-74.
  2. «Правила водолазной службы ВМФ».
  3. РД 31.21.44-86.
  4. ГОСТ 648860 Системы пожаротушения судовые.
  5. «Кодекс внутреннего водного транспорта РФ».
  6. Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта РФ.

Выводы

Судовая система пожаротушения монтируется еще в судоремонтном цеху, во время постройки судна. Вещество в установке, а также способ пуска (ручной или автоматический) выбирают исходя из специфики помещения и состава пожарной нагрузки. Правила монтажа, эксплуатации и техосмотра систем регламентированы законом.

Совместно с установкой пожаротушения на борту монтируют систему пожарного оповещения. Ее функция состоит в обнаружении возгорания и предупреждении пассажиров и экипажа об опасности. Автоматические устройства оповещения используются на небольших судах. На крупных кораблях все сигналы отдаются с капитанского мостика.

Системы борьбы с огнем на водном транспорте так же важны, как и в береговых объектах.

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector