История развития техники была бы неполной без упоминания такого необычного транспортного средства (ТС), как пожарный мотоцикл. По своим характеристикам он мало подходит для выполнения особенно ответственных задач, но в чрезвычайной ситуации, когда главное – быстрота и оперативность, чтобы спасти людей, именно он становится самым востребованным у спасателей.
История появления
С момента своего появления мотоциклы стали широко использоваться в разных сферах. Почтовые и курьерские службы, полицейские дорожной полиции, даже военные приспосабливали под свои нужды разные марки, не отставали в этом деле и пожарные.
Первые испытания прошли в Европе и в Америке. В 1910–1920 годах было предложено несколько проектов мотоциклов. В общем внимание там было оказано на то, чтобы рядом установить водяную помпу и рукавные стволы, при этом транспорт должен был доставить как минимум двух пожарных.
В 30–40 годах концепт изменился, с развитием техники возросла мощность. Мотоциклы стали оснащаться двигателями большего размера, в связи с чем поставили еще и боковой прицеп. Здесь, кроме насоса и переносных огнетушителей, организовали набор ручного инструмента и первой помощи.
После войны о мотоциклах долгое время не вспоминали, они работали просто как мобильная доставка службы спасения, а мототранспорт оборудовали ОУ, защитными масками с кислородными баллонами, аптечкой первой помощи.
В последние 30–40 лет назначение мотоциклов несколько изменилось. Появились спасательные байки для мегаполисов, тяжелые мотоциклы для горных и труднодоступных районов, вспомогательные модификации для обеспечения спасательных операций.
В СССР основой для проектирования мото специального назначения оказались «Днепр», «МТ», «Ирбит», «Урал». В России базой были выбраны Ижевский мотоциклетный завод Иж 6.920 ГР и BMW F 800 GS от баварских инженеров.
Советы имели большой спектр возможностей для быстрой доставки к месту возгорания и оперативному началу проведения работ. В Росссии, они больше нужны были для маневрирования в условиях плотной застройки, когда особенно могут быть необходимы, например, электрогидравлические разжим-кусачки
Особенности
Отличие этого мотоцикла заключаются в том, что он оснащается специальными инструментами, необходимым для:
- эффективной борьбы с огнем в месте возгорания;
- автономной работы в неблагоприятных условиях, когда нет возможности задействовать прочую противопожарную технику;
- защиты органов дыхания при большом задымлении.
Главное достоинство – его маневренность и возможность быстрого прибытия персонала в эпицентр возгорания.
Вместе с тем мотоциклы обладают и существенными недостатками – они могут доставить лишь очень немного людей (личный состав) и систем пожаротушения.
Цели
Мотоцикл в городе легко маневрирует в плотном транспортном потоке, а на пересеченной местности обладает большей проходимостью по сравнению с обычным автомобилем, именно поэтому в вооружении ведомств охраны всегда есть мотогруппы.
Состав
Каждый оснащается 2–3 ОУ. Кроме этого, сюда могут войти:
- навигатор ГЛОНАСС или GPS;
- маска с аппаратом регенерации воздуха;
- защитный костюм;
- ревун-сирена, громкоговоритель;
- помпа с шлангами;
- гидрант для подключения к водопроводной сети;
- приборы спасателя для эвакуации раненых и пакет оказания первой помощи;
- ручной инструмент для работ в очаге огня;
- радиостанция для установления контактов.
Цвет
Несколько лет назад приняли, что традиционно в России вся пожарная техника окрашивается в красный цвет. В Европе и Америке допускается применение раскраски в сочетании красного и белого цветов. В странах Азии и Латинской Америки допускается оранжевый цвет.
Отличия от спасательных
В отличие от спасательной мототехника не комплектуется защитой в зонах химического поражения, дозиметрическими устройствами и приборами химической разведки. Кроме того, они не предназначены для перевозки пострадавших.
Преимущества и недостатки
К плюсам нужно отнести:
- высокую маневренность;
- большую проходимость;
- возможность быстро прибыть к очагу пожара;
- наличие спецоборудования.
Недостатки:
- экипаж 1 или 2 человека;
- небольшие объемы ОУ и бака;
- отсутствие возможности эвакуации пострадавших;
- сложность использования в осенне-зимний период.
Требования к водителям
Подготовка персонала для управления техникой пожарного класса во многом схожа с отбором мотоциклистов-спасателей. Здесь учитывается и физическая подготовка, и навыки управления мотоциклом, и психологическая устойчивость.
Сотруднику необходимо не только хорошо знать свой город или район, он должен быстро кратчайшим путем прибыть на вызов. До приезда расчета правильно оценить обстановку, степень риска и начать тушить огонь.
Кроме этого, важным моментом в отборе выступает техническая грамотность – ведь большинство задач пожарный выполняет самостоятельно, а значит, он должен отлично знать устройство и правила эксплуатации спецсредств.
Топ
Стоит отметить, что не все производители мототехники набираются смелости конструировать узкоспециализированные модели. Часто пожарный мотоцикл – это переделка серийного образца. Да и выполняется она небольшими партиями.
BMW F 800 GS
Классический эндуро для дальних туристических поездок и покатушек по пересеченной местности.
Это не первая его роль в качестве специализированного ТС. Чаще всего база используется как полицейский и спасательный мототранспорт. В модификации городских байков сегодня предлагается сразу три варианта комплектации.
Характеристика
В таблице приведены основные параметры BMW F 800 GS. С помощью этих данных можно оценить, насколько байк отвечает требованиям быстрого реагирования.
Наименование | Параметры |
Цилиндры | 2 |
Двигатель | Четырехтактный с электронным управлением |
Охлаждение | Жидкостная |
Объем | 798 см3 |
Клапаны | 4 |
Топливо | Высокооктановый бензин А-95-А98 |
Ходовая часть | |
КПП | Механическая, 4-скоростная |
Сцепление | Многодисковое в масляной ванне |
Передача | Цепная открытая |
Тормоз | Гидравлический, дисковые вентилируемые тормоза |
Рама | Жесткая сварная из труб и профиля |
Эксплуатационные характеристики | |
Снаряженная масса | 207 кг |
Максимальная масса | 440 кг |
Максимальная скорость | 160 |
Запас хода по горючему | 200 километров(16 л/24 л) |
Расход топлива | 3,8–5,2 л/100 километров (при скорости 60–120) |
Высота | 1350 мм |
Длина | 2320 мм |
Ширина | 945 мм (по внешним габаритам зеркал заднего вида) |
Оборудование
В таблице показан перечень оборудования мотоцикла, чего нет в остальных БМВ, используемых в качестве патрульного или спасательного авто.
Устройства безопасности | Передние и задние дуги безопасности с кронштейнами для крепления |
Радиостанция | Одна базовая автомобильная с автономным питанием с выносной гарнитурой |
Навигатор | ГЛОНАСС или GPS |
Огнетушители | 2 углекислотных объемом 5 л 2 порошковых объемом 5 л 1 углекислотный на 7 или 10 л |
Защита дыхания | Маска + кислородный баллон |
Инструмент | Индивидуальные инструменты |
Оповещение | Световой маячок, сирена, громкоговоритель |
Экипаж | 1 спасатель |
Цена
Стоимость базовой БМВ – 936 000 рублей. БМВ находится в серийном производстве, при этом постоянно выпускаются новые версии с комплектацией в зависимости от требований заказчиков.
Днепр
Днепр выпускался на Киевском мотоциклетном заводе. Для бывшего СССР было выпущено 3 модификации мотоцикла – помпа, вспомогательный вариант для подвоза гидрантов и рукавов, комбинированный с электрогенератором. Наиболее востребованным был первый вариант.
Параметры
Приведенные ниже данные позволяют оценить мощность, грузоподъемность и другие качества, необходимые для спецтранспорта.
Наименование | Характеристики |
Цилиндры | 2 |
Двигатель | Четырехтактный карбюраторный |
Охлаждение | Воздушное |
Объем | 649 см3 |
Клапаны | 4 |
Топливо | Бензин А-76 или А-80 |
Ходовая часть | |
КПП | Механическая, 4-скоростная коробка передач, задняя передача |
Сцепление | Однодисковое сухое |
Передача | Карданная с приводом колеса бокового прицепа |
Тормоз | Барабанный |
Рама | Трубная сварная |
Эксплуатационные характеристики | |
Снаряженная масса | 700 кг |
Максимальная масса | 440 кг |
Максимальная скорость | 85 |
Емкость топливного бака | 19 л |
Расход топлива | 8 л/100 километров |
Высота | 1500 мм |
Длина | 2900 мм |
Ширина | 1589 мм (с боковым прицепом) |
На заметку. Мотоциклетный завод прекратил свое существование в 1998 году. Энтузиасты еще какое-то время собирали единичные модели из выкупленных при ликвидации, но пожарной версии на базе МТ-10 и МТ 16 не собирали. По разным оценкам сегодня эксплуатируется 200–230 единиц в странах бывшего СССР. Как антикварный вариант для музеев модель с помпой в хорошем состоянии можно приобрести за 200–250 тыс. рублей.
Состав
Днепр мог использоваться и самостоятельно, и с боковым прицепом, на котором перевозилось все снаряжение в кофрах.
Рассмотрим оснащение спецтранспорта.
Транспортная платформа | Боковой прицеп |
Радиостанция | Оборудуется отдельно |
Навигатор | Устанавливается отдельно |
Огнетушители | ОУ-7 1 шт. или установка на 100 л |
Помпа | МП-800 со шлангом всасывания и 2–4 рукавами подачи воды |
Аэрозольный генератор | АЭР-5 |
Защита дыхания | – |
Инструмент | – |
Оповещение | Световой маячок, сирена |
Экипаж | 2 спасателя |
Урал
Урал выпускался для расчетов лесничеств. Так же, как и Днепр, он оснащался помпой и рукавами. Было несколько модификаций – с боковым прицепом и с грузовым отсеком. Урал выпускался как для внутреннего рынка, так и для продажи за границу.
Кроме того, в 1980-х годах проектировалась модель с боковым прицепом и прицепом-тележкой. На сегодняшний день выпуск официально прекращен.
Характеристика
Приведенные в таблице данные показывают, почему Урал был выбран в качестве базовой для разработки целой серии мото байков на аварийный случай.
Наименование | Параметры |
Цилиндры | 2 |
Двигатель | Четырехтактный карбюраторный |
Охлажденик | Воздушное |
Объем | 649 см3 |
Клапаны | 4 |
Топливо | бензин А-76 или А-80 |
Ходовая часть | |
КПП | Механическая, 4-скоростная, задняя передача |
Сцепление | Однодисковое сухое |
Передача | Карданная |
Тормоз | Барабанный |
Рама | Трубная сварная |
Эксплуатационные характеристики | |
Снаряженная масса | 550 кг |
Максимальная масса | 330 кг |
Максимальная скорость | 85 |
Емкость топливного бака | 19 л |
Расход топлива | 8л/100 километров |
Высота | 1500 мм |
Длина | 2900 мм |
Ширина | 1589 мм (с боковым прицепом) |
На заметку. На сегодняшний день модель с помпой в хорошем состоянии можно приобрести за 200–250 тыс. рублей.
Оборудование
Для базовой комплектации была выбрана конфигурация, позволяющая работать сотрудникам МЧС, центрам пожохраны в Москве и других городах, автономно Вариант комплектации приведен в таблице.
Транспортная платформа | Боковой прицеп |
Радиостанция | Оборудуется отдельно |
Навигатор | Оборудуется отдельно |
Огнетушители | ОУ-7 или ОУ-5 2 шт. или установка на 100 л |
Помпа | МП-800 со шлангом всасывания и 2–4 рукавами подачи воды |
Защита дыхания | В базовую комплектацию не входят. Оснащается отдельно. |
Инструмент | – |
Оповещение | Световой маячок, сирена |
Экипаж | 2 спасателя |
ИЖ 6.920 ГР
Повторил судьбу мотоциклов заката советской эпохи. После ликвидации завода не выпускается и не продается. По разным оценкам в пожарном варианте было выпущено около 400 мотоциклов, еще около 100 было переоборудовано из серийных грузовых моделей. На фото ниже представлена наиболее распространенная версия с воздушным охлаждением.
Параметры
В таблице приведены характеристики.
Наименование | Параметры |
Цилиндры | 2 |
Двигатель | Двухтактный карбюраторный |
Охлаждение | Воздушное охлаждение |
Объем | 347 см3 |
Топливо | бензин А-76 или А-80 |
Ходовая часть | |
КПП | Механическая, 4-скоростная |
Сцепление | Многодисковое в масляной ванне |
Передача | Цепная |
Тормоза | Передние – дисковые, задние – барабанные |
Рама | Трубная сварная |
Эксплуатационные характеристики | |
Снаряженная масса | 330 кг |
Максимальная грузоподъемность | 400 кг |
Максимальная скорость | 85 |
Емкость топливного бака | 18 л |
Расход топлива | 7,5–8л/100 километров |
Высота | 1200 мм |
Длина | 2975 мм |
Ширина | 1550 мм (по ширине грузового отсека) |
На заметку. Завод прекратил существование в 2008 году. На сегодняшний день большинство мотоциклов этой серии выработало свой ресурс, но отдельные экземпляры в хорошем состоянии еще можно найти на страницах частных объявлений за 140–150 тыс. рублей.
Состав
Это уникальное ТС комплектовалось большим набором оборудования, необходимого для того, чтобы потушить пожары в городских условиях, перечень которого приведен в таблице.
Транспортная база | Основное располагается в заднем грузовом отсеке |
Радиостанция | В базовой комплектации не поставляется, устанавливается отдельно |
Навигатор | Не предусматривается конструкцией |
Огнетушители | ОУ-7 или ОУ-5 2 шт. или установка на 100 л |
Помпа | 1 комплект |
Рукава и гидранты | 1 гидрант, 6 рукавов по 20 метров |
Защиты дыхания | 2 комплекта ранцевых |
Инструмент | Топор, крюк, лопата, трос, канат |
Оповещение | Световой маячок, сирена |
Экипаж | 2 спасателя |
Как видно, с развитием технологий ведется поиск новых решений повышения мобильности, и мотоцикл в этом направлении выступает одной из перспектив спецтранспорта, за которым, по мнению многих экспертов, большое будущее.
Больше новостей и полезных материалов по теме читайте в других статьях нашего сайта.