Мотоциклы для пожарных: характеристики и фото известных марок

История развития техники была бы неполной без упоминания такого необычного транспортного средства (ТС), как пожарный мотоцикл. По своим характеристикам он мало подходит для выполнения особенно ответственных задач, но в чрезвычайной ситуации, когда главное – быстрота и оперативность, чтобы спасти людей, именно он становится самым востребованным у спасателей.

История появления

С момента своего появления мотоциклы стали широко использоваться в разных сферах. Почтовые и курьерские службы, полицейские дорожной полиции, даже военные приспосабливали под свои нужды разные марки, не отставали в этом деле и пожарные.

Первые испытания прошли в Европе и в Америке. В 1910–1920 годах было предложено несколько проектов мотоциклов. В общем внимание там было оказано на то, чтобы рядом установить водяную помпу и рукавные стволы, при этом транспорт должен был доставить как минимум двух пожарных.

В 30–40 годах концепт изменился, с развитием техники возросла мощность. Мотоциклы стали оснащаться двигателями большего размера, в связи с чем поставили еще и боковой прицеп. Здесь, кроме насоса и переносных огнетушителей, организовали набор ручного инструмента и первой помощи.

После войны о мотоциклах долгое время не вспоминали, они работали просто как мобильная доставка службы спасения, а мототранспорт оборудовали ОУ, защитными масками с кислородными баллонами, аптечкой первой помощи.

В последние 30–40 лет назначение мотоциклов несколько изменилось. Появились спасательные байки для мегаполисов, тяжелые мотоциклы для горных и труднодоступных районов, вспомогательные модификации для обеспечения спасательных операций.

В СССР основой для проектирования мото специального назначения оказались «Днепр», «МТ», «Ирбит», «Урал». В России базой были выбраны Ижевский мотоциклетный завод Иж 6.920 ГР и BMW F 800 GS от баварских инженеров.

Советы имели большой спектр возможностей для быстрой доставки к месту возгорания и оперативному началу проведения работ. В Росссии, они больше нужны были для маневрирования в условиях плотной застройки, когда особенно могут быть необходимы, например, электрогидравлические разжим-кусачки

Пожарный мотоцикл Днепр
Мотоцикл Днепр

Особенности

Отличие этого мотоцикла заключаются в том, что он оснащается специальными инструментами, необходимым для:

  • эффективной борьбы с огнем в месте возгорания;
  • автономной работы в неблагоприятных условиях, когда нет возможности задействовать прочую противопожарную технику;
  • защиты органов дыхания при большом задымлении.

Главное достоинство – его маневренность и возможность быстрого прибытия персонала в эпицентр возгорания.

Вместе с тем мотоциклы обладают и существенными недостатками – они могут доставить лишь очень немного людей (личный состав) и систем пожаротушения.

Цели

Мотоцикл в городе легко маневрирует в плотном транспортном потоке, а на пересеченной местности обладает большей проходимостью по сравнению с обычным автомобилем, именно поэтому в вооружении ведомств охраны всегда есть мотогруппы.

Состав

Каждый оснащается 2–3 ОУ. Кроме этого, сюда могут войти:

  • навигатор ГЛОНАСС или GPS;
  • маска с аппаратом регенерации воздуха;
  • защитный костюм;
  • ревун-сирена, громкоговоритель;
  • помпа с шлангами;
  • гидрант для подключения к водопроводной сети;
  • приборы спасателя для эвакуации раненых и пакет оказания первой помощи;
  • ручной инструмент для работ в очаге огня;
  • радиостанция для установления контактов.

Цвет

Несколько лет назад приняли, что традиционно в России вся пожарная техника окрашивается в красный цвет. В Европе и Америке допускается применение раскраски в сочетании красного и белого цветов. В странах Азии и Латинской Америки допускается оранжевый цвет.

Отличия от спасательных

В отличие от спасательной мототехника не комплектуется защитой в зонах химического поражения, дозиметрическими устройствами и приборами химической разведки. Кроме того, они не предназначены для перевозки пострадавших.

Преимущества и недостатки

К плюсам нужно отнести:

  • высокую маневренность;
  • большую проходимость;
  • возможность быстро прибыть к очагу пожара;
  • наличие спецоборудования.

Недостатки:

  • экипаж 1 или 2 человека;
  • небольшие объемы ОУ и бака;
  • отсутствие возможности эвакуации пострадавших;
  • сложность использования в осенне-зимний период.

Требования к водителям

Подготовка персонала для управления техникой пожарного класса во многом схожа с отбором мотоциклистов-спасателей. Здесь учитывается и физическая подготовка, и навыки управления мотоциклом, и психологическая устойчивость.

Сотруднику необходимо не только хорошо знать свой город или район, он должен быстро кратчайшим путем прибыть на вызов. До приезда расчета правильно оценить обстановку, степень риска и начать тушить огонь.

Кроме этого, важным моментом в отборе выступает техническая грамотность – ведь большинство задач пожарный выполняет самостоятельно, а значит, он должен отлично знать устройство и правила эксплуатации спецсредств.

Топ

Стоит отметить, что не все производители мототехники набираются смелости конструировать узкоспециализированные модели. Часто пожарный мотоцикл – это переделка серийного образца. Да и выполняется она небольшими партиями.

BMW F 800 GS

Классический эндуро для дальних туристических поездок и покатушек по пересеченной местности.

Это не первая его роль в качестве специализированного ТС. Чаще всего база используется как полицейский и спасательный мототранспорт. В модификации городских байков сегодня предлагается сразу три варианта комплектации.

Пожарный мотоцикл BMW F 800 GS
Мотоцикл BMW F 800 GS

Характеристика

В таблице приведены основные параметры BMW F 800 GS. С помощью этих данных можно оценить, насколько байк отвечает требованиям быстрого реагирования.

НаименованиеПараметры
Цилиндры2
ДвигательЧетырехтактный с электронным управлением
ОхлаждениеЖидкостная
Объем798 см3
Клапаны4
ТопливоВысокооктановый бензин А-95-А98
Ходовая часть
КППМеханическая, 4-скоростная
СцеплениеМногодисковое в масляной ванне
ПередачаЦепная открытая
ТормозГидравлический, дисковые вентилируемые тормоза
РамаЖесткая сварная из труб и профиля
Эксплуатационные характеристики
Снаряженная масса207 кг
Максимальная масса440 кг
Максимальная скорость160
Запас хода по горючему200 километров(16 л/24 л)
Расход топлива3,8–5,2 л/100 километров (при скорости 60–120)
Высота1350 мм
Длина2320 мм
Ширина945 мм (по внешним габаритам зеркал заднего вида)

Оборудование

В таблице показан перечень оборудования мотоцикла, чего нет в остальных БМВ, используемых в качестве патрульного или спасательного авто.

Устройства безопасностиПередние и задние дуги безопасности с кронштейнами для крепления
РадиостанцияОдна базовая автомобильная с автономным питанием с выносной гарнитурой
НавигаторГЛОНАСС или GPS
Огнетушители2 углекислотных объемом 5 л

2 порошковых объемом 5 л

1 углекислотный на 7 или 10 л

Защита дыханияМаска + кислородный баллон
ИнструментИндивидуальные инструменты
ОповещениеСветовой маячок, сирена, громкоговоритель
Экипаж1 спасатель

Цена

Стоимость базовой БМВ  – 936 000 рублей. БМВ находится в серийном производстве, при этом постоянно выпускаются новые версии с комплектацией в зависимости от требований заказчиков.

Днепр

Днепр выпускался на Киевском мотоциклетном заводе. Для бывшего СССР было выпущено 3 модификации мотоцикла – помпа, вспомогательный вариант для подвоза гидрантов и рукавов, комбинированный с электрогенератором. Наиболее востребованным был первый вариант.

Пожарный мотоцикл "Днепр" с мотопомпой
«Днепр»

Параметры

Приведенные ниже данные позволяют оценить мощность, грузоподъемность и другие качества, необходимые для спецтранспорта.

НаименованиеХарактеристики
Цилиндры2
ДвигательЧетырехтактный карбюраторный
ОхлаждениеВоздушное
Объем649 см3
Клапаны4
ТопливоБензин А-76 или А-80
Ходовая часть
КППМеханическая, 4-скоростная коробка передач, задняя передача
СцеплениеОднодисковое сухое
ПередачаКарданная с приводом колеса бокового прицепа
ТормозБарабанный
РамаТрубная сварная
Эксплуатационные характеристики
Снаряженная масса700 кг
Максимальная масса440 кг
Максимальная скорость85
Емкость топливного бака19 л
Расход топлива8 л/100 километров
Высота1500 мм
Длина2900 мм
Ширина1589 мм (с боковым прицепом)

На заметку. Мотоциклетный завод прекратил свое существование в 1998 году. Энтузиасты еще какое-то время собирали единичные модели из выкупленных при ликвидации, но пожарной версии на базе МТ-10 и МТ 16 не собирали. По разным оценкам сегодня эксплуатируется 200–230 единиц в странах бывшего СССР. Как антикварный вариант для музеев модель с помпой в хорошем состоянии можно приобрести за 200–250 тыс. рублей.

Состав

Днепр мог использоваться и самостоятельно, и с боковым прицепом, на котором перевозилось все снаряжение в кофрах.

Рассмотрим оснащение спецтранспорта.

Транспортная платформаБоковой прицеп
РадиостанцияОборудуется отдельно
НавигаторУстанавливается отдельно
ОгнетушителиОУ-7 1 шт. или установка на 100 л
ПомпаМП-800 со шлангом всасывания и 2–4 рукавами подачи воды
Аэрозольный генераторАЭР-5
Защита дыхания
Инструмент
ОповещениеСветовой маячок, сирена
Экипаж2 спасателя

Урал

Урал выпускался для расчетов лесничеств. Так же, как и Днепр, он оснащался помпой и рукавами. Было несколько модификаций – с боковым прицепом и с грузовым отсеком. Урал выпускался как для внутреннего рынка, так и для продажи за границу.

Пожарный мотоцикл "Урал"
Мотоцикл «Урал»

Кроме того, в 1980-х годах проектировалась модель с боковым прицепом и прицепом-тележкой. На сегодняшний день выпуск официально прекращен.

Характеристика

Приведенные в таблице данные показывают, почему Урал был выбран в качестве базовой для разработки целой серии мото байков на аварийный случай.

НаименованиеПараметры
Цилиндры2
ДвигательЧетырехтактный карбюраторный
ОхлажденикВоздушное
Объем649 см3
Клапаны4
Топливобензин А-76 или А-80
Ходовая часть
КППМеханическая, 4-скоростная, задняя передача
СцеплениеОднодисковое сухое
ПередачаКарданная
ТормозБарабанный
РамаТрубная сварная
Эксплуатационные характеристики
Снаряженная масса550 кг
Максимальная масса330 кг
Максимальная скорость85
Емкость топливного бака19 л
Расход топлива8л/100 километров
Высота1500 мм
Длина2900 мм
Ширина1589 мм (с боковым прицепом)

На заметку. На сегодняшний день модель с помпой в хорошем состоянии можно приобрести за 200–250 тыс. рублей.

Оборудование

Для базовой комплектации была выбрана конфигурация, позволяющая работать сотрудникам МЧС, центрам пожохраны в Москве и других городах, автономно  Вариант комплектации приведен в таблице.

Транспортная платформаБоковой прицеп
РадиостанцияОборудуется отдельно
НавигаторОборудуется отдельно
ОгнетушителиОУ-7 или ОУ-5 2 шт. или установка на 100 л
ПомпаМП-800 со шлангом всасывания и 2–4 рукавами подачи воды
Защита дыханияВ базовую комплектацию не входят. Оснащается отдельно.
Инструмент
ОповещениеСветовой маячок, сирена
Экипаж2 спасателя

ИЖ 6.920 ГР

Повторил судьбу мотоциклов заката советской эпохи. После ликвидации завода не выпускается и не продается. По разным оценкам в пожарном варианте было выпущено около 400 мотоциклов, еще около 100 было переоборудовано из серийных грузовых моделей. На фото ниже представлена наиболее распространенная версия с воздушным охлаждением.

ИЖ 6.920 ГР
ИЖ 6.920 ГР

Параметры

В таблице приведены характеристики.

НаименованиеПараметры
Цилиндры2
ДвигательДвухтактный карбюраторный
ОхлаждениеВоздушное охлаждение
Объем347 см3
Топливобензин А-76 или А-80
Ходовая часть
КППМеханическая, 4-скоростная
СцеплениеМногодисковое в масляной ванне
ПередачаЦепная
ТормозаПередние – дисковые, задние – барабанные
РамаТрубная сварная
Эксплуатационные характеристики
Снаряженная масса330 кг
Максимальная грузоподъемность400 кг
Максимальная скорость85
Емкость топливного бака18 л
Расход топлива7,5–8л/100 километров
Высота1200 мм
Длина2975 мм
Ширина1550 мм (по ширине грузового отсека)

На заметку. Завод прекратил существование в 2008 году. На сегодняшний день большинство мотоциклов этой серии выработало свой ресурс, но отдельные экземпляры в хорошем состоянии еще можно найти на страницах частных объявлений за 140–150 тыс. рублей.

Состав

Это уникальное ТС комплектовалось большим набором оборудования, необходимого для того, чтобы потушить пожары в городских условиях, перечень которого приведен в таблице.

Транспортная базаОсновное располагается в заднем грузовом отсеке
РадиостанцияВ базовой комплектации не поставляется, устанавливается отдельно
НавигаторНе предусматривается конструкцией
ОгнетушителиОУ-7 или ОУ-5 2 шт. или установка на 100 л
Помпа1 комплект
Рукава и гидранты1 гидрант, 6 рукавов по 20 метров
Защиты дыхания2 комплекта ранцевых
ИнструментТопор, крюк, лопата, трос, канат
ОповещениеСветовой маячок, сирена
Экипаж2 спасателя

Как видно, с развитием технологий ведется поиск новых решений повышения мобильности, и мотоцикл в этом направлении выступает одной из перспектив спецтранспорта, за которым, по мнению многих экспертов, большое будущее.

Больше новостей и полезных материалов по теме читайте в других статьях нашего сайта.

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector