Правила работы с пожарными автомобилями ГДЗС и АСИ

Работа с пожарными автомобилями ГДЗС заключается в доставке к месту ЧП необходимого оборудования, удалении дыма, проведении других спасательных мероприятий. Чем руководствуется, как действует личный состав при развертывании АСИ?

Пожарная техника и ее виды

Понятие включает в себя различные средства ликвидации огня, ограничения его распространения, защиты людей, вещей. Сюда относят: огнетушители, средства связи, установки пожаротушения, машины, другую спецтехнику.

Перед тем, как начать маневры по устранению пожара, проводится разведка, вскрытие конструкций, эвакуация людей, удаление из здания продуктов горения. Для этого используют специальную технику.

К основным видам пожарного оборудования относят:

  1. Огнетушители. Среди достоинств: доступность, мобильность, эффективность, простота в использовании, обслуживании. Существует большое количество моделей, каждая из которых подходит для конкретного случая. Ними оснащают учебные заведения, промышленные предприятия, складские, торговые помещения.
  2. Пожарный гидрант. Основное назначение – отбор воды из системы. Делится на наземный, подземный.
  3. Колонка КПА – предназначена для открытия, закрытия клапанов в гидранте.
  4. Пожарные рукава – доставляют воду или раствор пенообразователя к очагу горения. Для их производства используют брезент или специальную синтетическую ткань. Для повышения прочности применяются покрытия из резины, металлической оплетки или полимерного материала.
  5. Стволы предназначены для подачи воды. В зависимости от конфигурации, струя бывает сплошной, компактной или распыляющей.
  6. Арматура. Включает в себя клапаны, вентили, головки для соединения рукавов.
  7. Шкафы пожарные – предназначены для хранения средств тушения.
  8. Щиты используют для размещения предметов, которые могут понадобиться при ликвидации возгорания (ведра, лопаты, топор).

Автомобили ГДЗС

К группе транспортных средств относят машины, оборудованные агрегатами, с помощью которых проводятся работы в задымленных, загазованных местах.

Автомобили ГДЗС

Назначение

Автомобили ГДЗС и дымоудаления нужны для:

  • доставки к месту аварии техники, сотрудников спасательной службы;
  • электропитания осветительных приборов, оборудования, инструментов;
  • развертывания поста безопасности;
  • проведения аварийно-спасательных мероприятий.

Технические характеристики и требования

Автомобиль может эксплуатироваться при температуре от – 40 до + 40 градусов. Он состоит из:

  • кузова;
  • шасси (чаще на базе автомобиля ЗИЛ или КАМАЗ) и кабины, где располагается боевой расчет;
  • системы управления;
  • выдвижной мачты с прожекторами;
  • электрооборудования, силовой установки;
  • комплекта специальных приборов.

Общие требования:

  1. Автомобиль способен перевозить не менее 7 членов боевого расчета.
  2. Не допускается превышение показателей массы транспортируемого груза, установленной изготовителем. Нагрузки на оба борта должны быть одинаковыми или не отличаться, более чем на 1%.
  3. Крепление надстройки проводится по рекомендациям производителя шасси.
  4. Габаритные размеры – соответствуют нормативной документации.
  5. Газодымозащитный автомобиль оснащают противотуманными и фарами-искателями. Управление ними осуществляется из кабины водителя.
  6. Оборудование размещают таким образом, чтобы можно было оперативно выполнять аварийно-спасательные работы.
  7. Машина должна укомплектовываться набором инструментов, запасным колесом. Также знаком аварийной остановки, переносными огнетушителями, аптечкой, противооткатными упорами.
  8. Вместимость баков для горючего должна гарантировать беспрерывную эксплуатацию без дозаправки не менее 6 часов подряд.
  9. Аккумуляторные батареи требуют наличия защиты от влаги, грязи. Размещают их за пределами пространства, в котором находятся водитель с бригадой спасателей.
  10. В комплектации автомобиля должны присутствовать дезинфицирующие вещества, СИЗОД, средства оказания первой помощи, контроля за показателями окружающей среды.

Функции и принцип работы

Деятельность ГДЗС заключается в:

  • проведении разведки задымленных помещений, территорий;
  • развертывании на месте аварии поста;
  • освещении местности;
  • спасательных мероприятиях;
  • помощи людям, оказавшимся в эпицентре ЧС;
  • создании условий, способных облегчить функционирование отряда МЧС.

Область применения

Работа с пожарными автомобилями ГДЗС и АСИ проводится в задымленных помещениях больших размеров или подземных сооружениях, к примеру, метрополитене. Звено формируется на месте ЧП из имеющихся сил, средств, исходя из поставленной задачи.

Виды и методы испытаний авто

Проверка транспортного средства проводится регулярно по заранее установленному плану, но не реже 1 раза в год. Оценивается техническое состояние, возможность эксплуатации находящихся в резерве средств индивидуальной защиты. Результаты заносятся в журнал, учетную карточку СИЗОД.

Действия личного состава при развертывании АСИ

Пожарный расчет состоит из: командира, спасателей, водителя. Прибыв в зону аварии, они действуют согласно методическому конспекту.

Пожарный расчет

Электросиловой установки

Развертывание ЭСУ на месте ЧП осуществляет водитель. Он активирует тормозную систему, осуществляет фиксацию колес с помощью противооткатных упоров, заземляет ТС, включает двигатель. После запускается коробка отбора мощности, выжимается сцепление, повышая напряжение до 220 В. После осуществляется контроль, чтобы частота была около 49-53 Гц.

Получив команду: «Нагрузку – включить!», он должен проверить сопротивление на рабочих линиях. После запускает генератор.

Дымососа

Действие выполняют водитель с двумя пожарными. По команде начальника они переносят дымосос к месту, где его планируется установить. Здесь третий член бригады принимает всасывающие рукава. Затем соединяет цепь.

На следующем этапе к выкидным рукавам присоединяют всасывающие. Производится подключение кабеля к распределительному щиту, его продвижение к дымососу.

Два пожарных выставляют перемычки в помещении, требующем вентиляции. Водитель в это время включает ЭСУ на нагрузку. Тумблер распределительной коробки переводится в положение ВКЛ.

Спасатели проверяют, чтобы дымосос был надежно установлен, защищен от опрокидывания. Дополнительно контролируют, чтобы шнур не соприкасался с промасленными или горячими поверхностями. На этапе эксплуатации в прибор не должны попадать посторонние предметы. Прежде чем его перенести на новое место, нужно предварительно отключить питание.

Во время работы по обеспечению дымоудаления запрещается:

  1. Использовать прибор в зоне, где есть опасность взрыва.
  2. Работать с поврежденным шнуром или штепсельным соединением. Если на коллекторе наблюдается искрение, включатель функционирует не четко, слышен сильный шум или вибрация деталей корпуса, в электродвигателе произошло задымление или сломаны лопасти вентилятора.
  3. Выключать двигатель или снимать заземление до окончания применения дымососа.

Прожектора

Получив команду от начальника бригады, водитель с двумя пожарными достают установки, перенося на нужное место. Здесь их закрепляют на опоре, подключают. Один из членов бригады прокладывает шнур, соединенный с распределительной коробкой.

Если нужно установить выдвижной прожектор, водитель включает генератор на холостой ход, задействует тумблер на электрощите. На пульте выставляется защита 24 В. Телескопическая мачта поднимается на требуемую высоту. Нажимается «Поворот», рычаг переводится в нужное положение (влево, вправо, вниз, вверх).

Электропилы

Водитель с двумя членами спасательной бригады по команде начальника включают ЭСУ. Один из них переносит прибор к месту, где его планируется использовать. Второй подключает кабель, контролируя, в каком положении находится тумблер.

При работе с электропилой нужно придерживаться правил:

  • цепь не должна соприкасаться с объектом;
  • при аварийном отключении двигателя пиление прекращается;
  • чтобы не допустить разрыва после завершения работы цепь аккуратно вынимается;
  • во время перерыва, при регулировке или проведении ТО, устройство отключается от питания;
  • оптимальным для пилы считается режим беспрерывной эксплуатации при загрузке в 40 секунд;
  • цепь должна регулярно смазываться погружением в масло.

Не допускается:

  • заземление пилы;
  • подключение к сети, где напряжение значительно выше или ниже 220 В;
  • использование прибора на улице если идет дождь или снег;
  • включение инструмента в помещении, где присутствует химически активная или взрывоопасная среда;
  • соприкосновение шнура с промасленными или горячими предметами;
  • использование установки при поврежденных частях инструмента, кабеля питания, штепселя, включателя, при появлении дыма, искрении, нехарактерных звуках, поломке корпуса.

Правила охраны труда при работе на АГДЗС

К эксплуатации автомобилей допускаются исключительно те, кто прошел специальный подготовительный курс и получил уровень по электробезопасности не ниже II. Использовать выносную технику способны только люди с высшей квалификационной группой.

Ежедневно во время смены караула электрооборудование, срабатывание генераторов тщательно проверяется. Кроме того, существует график обследования в стационарных условиях.

Чтобы избежать несчастных случаев во время работы запрещено:

  • пользоваться услугами, помощью посторонних людей;
  • передвигаться на машине с выключенным гидроусилителем руля, выдвинутой мачтой;
  • эксплуатировать неисправное оборудование.

В холодное время года важно следить за тем, в каком состоянии находятся поручни, подножки. При необходимости их очищают от снега, обледенения.

Законодательные нормы и правила

Работая, обслуживая и проводя ремонт ГДЗС необходимо придерживаться устава.  А именно норм, регламентирующих охрану труда в МЧС, закона №123-ФЗ от 22.07.2008 «Регламент о ПБ», ГОСТа Р 53247-2009 и других документов аналогичного характера.

Выводы

Для удаления дыма, проведения спасательных работ на месте возгорания используют автомобили ГДЗС. Требования к их техническому состоянию, порядку действий бригады регламентированы нормативными актами.

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector