Пожарный самолет Бе-200

Уникальность самолета-амфибии Бе-200. История создания. Технические и летные характеристики. Влияние метеоусловий на вылеты. Показатели забора и сброса воды. Где успела проявить себя летающая лодка. Страны, которые приобрели или собираются купить Бе-200. Обо всем этом можно узнать из нашей статьи.

Российский авиаотряд МЧС России, который занимается тушением пожаров, признан лучшим во всем мире. Во многом этому способствует как профессиональное обучение специалистов, так и современное оборудование. Рассмотрим одного из ярких представителей летающих средств пожаротушения.

История создания самолета-амфибии

Первые две буквы марки этого самолета даны в честь его разработчика – авиационного конструкторского бюро имени Г. М. Бериева, расположенного в Таганроге (ТАНТК).

В середине 80-х годов XX века на основе гидросамолета «Альбатрос» (А-40), крупнейшей машины в мире, началась разработка нового улучшенного варианта. Конструкторы использовали технические решения аналога, усовершенствовали их и в 1998 году самолет для тушения пожаров бе-200 совершил первый полет.

До 2008 г. это летающее устройство выпускалось в Иркутске на авиазаводе, позже производство было перенесено в Таганрог, где и выпускается до сих пор.

Крыло планера и ряд других деталей поставляется с иркутского завода.

Обзор пожарного самолета Бе-200

Эта летающая лодка уникальна по техническим, летным параметрам и пригодна для многоцелевого использования.

Применение

Пожарный самолет Бе-200
Тушение пожара самолетом Бе-200.

Наиболее широко амфибия известна как Бе-200 для тушения пожара.

Но этот самолет выполняет еще рад задач:

  • патрулирование и охрана водоемов, лесов;
  • транспортировка пассажиров и грузов;
  • участие в операциях по поиску и спасению людей;
  • природоохранные миссии.

Модификации

Самолеты делятся на разновидности в зависимости от сферы применения.

МаркаВыполняемые задачи
Бе-200Амфибия противопожарного назначения. Построен в одном экземпляре (первая модель).
Бе-200ПСамолет для патрулирования. Оснащен оборудованием для долговременных перелетов. Допускается перевозить до девяти человек на борту, двое из которых – пилоты. Амфибия.
Бе-200ПСАмфибия, используется для экспедиций по поиску, спасению людей. Укомплектован оборудованием для проведения мероприятий на суше и воде. Помимо двух летчиков, в экипаж входит бортмеханик и 4 человека, задействованных в операциях.
Бе-200ЧС (международная марка Be-200ES-E)Самолет-амфибия многоцелевого назначения. Выпускается серийно с 2002 г.
Бе-300Марка в 2020 году еще разрабатывается как сухопутный вариант бе-200. Многоцелевого назначения.

Технические характеристики

Параметры пожарного самолета Бе-200П:

  • Габариты:
    • длина 3 205 см;
    • высота 890 см;
    • крыло – длина 3 278 см.
  • Шасси:
    • расстояние между центрами колес 11,143 м;
    • расстояние между центрами площади колес 430 см.
  • Грузовой отсек:
    • в длину 1 707 см;
    • в высоту 1,895 м;
    • шириной 250 см;
    • площадью 41 кв. м;
    • объемом 80,8 м куб.
  • Как тушат пожары с помощью пожарного самолета Бе-200
    Технические характеристики самолета Бе-200.

    Масса:

    • собственная без загрузки – 28 т;
    • максимальная для подъема с суши 42 т, с водоема 40 т;
    • наибольшая при посадке на сушу 41 т, на водоем 38 т;
    • топлива 12,5 т;
    • предельная для взлета после набора воды из водоема – 43 т.
  • Скорость:
    • максимальная 700 км/ч;
    • экономическая 600 км/ч;
    • подъема после глиссирования с забором воды с поверхности водоема 9,5 м/с;
    • при приеме воды во время скольжения по водоему от 150 до 190 км/ч;
    • при выбросе воды 250 км/ч;
    • аэропатрулирования от 300 до 560 км/ч.
  • Предельная высота полета 8 км.
  • Наибольшая дальность полета 3 100 км.
  • Длина взлета с суши 1,35 км, с воды 1 км.
  • Дистанция при посадке на сушу 1,02 км, на воду 1,3 км.

Силовая установка

На пожарный самолет Бе-200 устанавливаются два трехвальных турборективных двигателя. Они изготавливаются двухконтурными, внутренний и наружный периметр имеют отдельные сопла. Каждый мотор создает тягу 7500 килограмм в секунду.

Двигатели дополняются вспомогательной силовой установкой ТА 12–60.

Набор воды

Своевременное тушение Бе-200П позволяет производить система набора воды из природных источников во время глиссирования. Самолет способен набрать полные баки за 18 секунд. Скорость скольжения амфибии по поверхности водоема в этот момент составляет от 150 до 190 км/ч.

Предельный объем набираемой жидкости – 12 метров кубических.

Забор воды осуществляется при помощи двух ковшей размером 18*18 см, выпускаемых из фюзеляжа лайнера.

Детальная информация видна на видео:

Сброс воды

Одним из преимуществ, определяющих пригодность для тушения самолета Бе-200, стала возможность производить слив жидкости с высоты 40 метров на скорости 200–250 км/ч, что позволяет сбрасывать воду на очаг возгорания с высокой точностью.

Если водоем расположен в пределах 10-километровой зоны от пожара, то за одну топливную заправку амфибия способна донести до очага огня около 270 т воды. Тушение может производиться как залповым сбросом всего запаса жидкости, так и поочередным сливом баков Бе-200, что увеличивает площадь тушения.

Определение пригодности водоема

К сожалению, не каждая речка, озеро или пруд подходит для заправки этого самолета. Характеристики природного источника воды должны соответствовать параметрам амфибии.

Например, для того, чтобы самолет мог приземлиться на поверхность реки, ее глубина на протяжении 1,3 км должна быть более 2,6 м. Для взлета летающей лодке требуется не менее одного километра при условии, что дно не ближе 2,6 м.

Зависимость от метеоусловий

Особенности работы пожарного самолета Бе-200
Забор воды для пожаротушения.

Погодные аномалии тоже ограничивают область применения Бе-200. Так, самолет может сесть на воду только при условии, что волна не превышает 1,2 метра.

Что по шкале Бофорта обозначает шторм не более трех баллов.

Эксплуатационные ограничения возникают в связи с тем, что сильное волнение приводит к росту перегрузок. Появляется неустойчивость движения на разбеге.

Есть расчетные данные, обосновывающие, что при отношении длины волны к размерам корпуса амфибии 1,15 нарушение устойчивости приводит к предельным значениям перегрузок. В таких условиях эксплуатация самолета запрещена.

Еще есть ограничения по скорости ветра. Если она превышает 15 м/с, использовать летающую лодку нельзя. На видео испытаний лайнера видно, как его начинает «кидать» при усилении скорости воздушного потока до предельных значений.

Эффективность и преимущества Бе-200

Самолет-амфибия имеет много плюсов:

  • может производить забор воды из естественных источников;
  • располагает возможностью летать на низких высотах;
  • обладает хорошей маневренностью и разными режимами сброса огнетушащей жидкости;
  • предусмотрена быстрота переоборудования лайнера из пожарного в спасательный, транспортный или пассажирский.

Свою эффективность амфибия доказала при тушении возгораний и эвакуации людей в Израиле, Индонезии, Турции, на Дальнем Востоке и в Сибири.

Этот самолет уже вызвал интерес за рубежом. Его купили Китай, Индонезия и Чили. В 2019 году начались переговоры с американской компанией Seaplane Global Air Services о поставке в США десяти Бе-200ЧС. Планируемый срок начала сделки 2021 год.

Летающая амфибия широко используется в России. Но ее уникальные летно-тактические характеристики и интерес со стороны зарубежных стран говорят о том, что самолет Бе-200 может стать основным противопожарным и спасательным средством в мире.

Детальная информация видна на видео:

Оцените статью
Пожар и средства тушения
Добавить комментарий

Adblock
detector